Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы разрешения судами споров, касающихся действительности и условий соглашения об обеспечении обязательств поручительством, изменения подсудности
дела посредством заключения договора поручительства, рассмотрения споров, связанных с поручительством по неденежным обязательствам, и другие вопросы
ВАС РФ разъяснил, в частности, следующее:
поручительство может обеспечивать обязательства из сделок, совершенных под отменительным или отлагательным условием (дано пояснение таких условий);
заключение договора поручительства после наступления срока исполнения основного обязательства, не исполненного должником, не является основанием для признания такого договора недействительной сделкой;
поручительство может быть дано в отношении обязательства, возникшего не из договора (в т.ч. возмещение причиненного вреда);
если договор поручительства заключен без ведома и согласия должника, то в случае предъявления иска кредитора к должнику и поручителю по месту нахождения последнего требование в отношении должника выделяется в отдельное производство и передается в суд по месту нахождения должника (изменение подсудности);
отсутствие в договоре условия об обеспечении иных обязательств, помимо основного долга, например, обязательства по уплате процентов, означает ограничение обеспечиваемых поручительством требований и не влечет незаключенности договора в целом;
в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должником обязательств кредитор не вправе требовать от поручителя, принявшего решение о реорганизации, досрочного исполнения обязательств по договору поручительства. Правопреемник поручителя определяется передаточным актом или разделительным балансом.
Конституционный Суд РФ подготовил обзор наиболее важных решений, принятых им в первом квартале 2012 года
В обзоре приведены извлечения из дел, затрагивающих конституционные основы:
публичного права (в частности, права депутата регионального законодательного органа, применение налоговых вычетов, применение международных договоров, условия создания и деятельности местной религиозной организации, основания аннулирования разрешения на временное проживание иностранного гражданина, условия личного сбора подписей главой муниципального образования в поддержку своего выдвижения на выборах);
трудового законодательства и социальной защиты (право на получение ежемесячной компенсации чернобыльцев - сотрудников органов внутренних дел, размер компенсации на оплату проезда из районов Крайнего Севера к месту отдыха и обратно, порядок выплаты компенсации вместо предоставления жилья уволенным с военной службы, размер компенсации членам семьи погибшего сотрудника милиции или полиции);
частного права (приостановление судом производства по делу в связи с реорганизацией одного из участников, право собственника муниципального жилого фонда издавать нормативные правовые акты о порядке приватизации отдельных служебных жилых помещений, условия удержания алиментов из полученных по гражданско-правовым договорам доходов, обязанность бывшего наймодателя осуществлять капитальный ремонт приватизированных жилых помещений);
уголовной юстиции (правовое значение особого мнения судьи, процедура подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении, возможность участия судьи суда надзорной инстанции в заседании суда кассационной инстанции, правомочность проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката).
Минрегион России информирует о рекомендуемых к применению в
III квартале 2012 года индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования
Данные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года с использованием данных ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", ОАО "ПНИИИС", региональных органов по ценообразованию в строительстве за II квартал 2012 года с учетом прогнозного уровня инфляции и писем Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08, от 29.04.2011 N 10753-ВТ/11 и от 09.06.2011 N 15127-ИП/08.
Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Индексы не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы.
Утвержден новый порядок размещения страховщиками средств страховых резервов
Установлены более подробные требования к некоторым активам, принимаемым для обеспечения страховых резервов, в т.ч. к ценным бумагам (показателям их надежности), жилищным сертификатам (их эмитентами должны быть юридические лица, которые имеют права заказчика на строительство жилья) и недвижимому имуществу (его стоимость по балансу не должна превышать рыночную стоимость). Установлены также требования к простым векселям банков.
Изменены структурные соотношения видов активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов, в частности увеличена разрешенная доля акций и облигаций (стоимости акций и облигаций в структуре активов), объектов недвижимости, суммарной стоимости активов, принимаемых для покрытия собственных средств, не относящихся к находящимся на территории РФ. Максимальная доля государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг дифференцирована в зависимости от вида страхования, для которого предназначены
страховые резервы (страхование жизни и иные виды страхования).
Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 08.08.2005 N 100н, которым были утверждены действующие в настоящее время правила размещения страховщиками средств страховых резервов.
Рекомендованы критерии существенного отклонения цены на иностранную валюту для выявления признаков возможного манипулирования валютным
рынком
Для целей контроля подаваемых участниками торгов заявок на покупку или продажу иностранной валюты валютным биржам рекомендовано устанавливать интервал биржевых курсов валют, ограничивающий курсы подаваемых участниками торгов заявок на покупку и продажу иностранной валюты в ходе торгов (ценовой коридор), сделки либо заявки на покупку или продажу валюты на границах которого признавались бы сделками с существенным отклонением цены.
Рекомендованы формулы расчета границ ценового коридора, а также основания и процедура сдвига этих границ в ходе торгов.
Таможенные органы не должны требовать представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме
При этом таможенные органы имеют право требовать указать номер паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке.
Установлено, что таможенным органам надлежит осуществлять проверку достоверности заявляемых в декларациях на товары сведений о паспортах сделок с использованием центральной базы данных валютного контроля.
Физлицо, перемещающее через границу Таможенного союза лекарственные средства, содержащие
наркотические и психотропные вещества, должно иметь рецепт, его дубликат или выписку из истории болезни
ФТС России разместила на своем сайте Информацию от 06.08.2012 "О перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза для личного пользования лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества".
Как сказано в данных разъяснениях, если лекарственные средства содержат наркотические и психотропные вещества и их прекурсоры, то применяются запреты и ограничения, установленные:
- разделом 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Товары для личного пользования, которые перемещаются любым способом и в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Таким образом, физлицу необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию на такие товары и подать ее в таможенный орган.
Кроме того, перемещение через таможенную границу товаров, ограниченных к ввозу и (или) вывозу, допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений. Физлица могут ввозить и вывозить ограниченное количество наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством страны Таможенного союза. В соответствии
с п. 4 ст. 21 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" разрешается перевозить указанные вещества, полученные в медицинских целях, при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ. Форма специального рецептурного бланка на наркотическое средство и психотропное вещество, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минзд!
равсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
Таким образом, ФТС России делает вывод, что физлица, которые перемещают через таможенную границу ТС для личного пользования лекарственные средства, содержащие наркотические и психотропные вещества, должны иметь рецепт от врача, его дубликат или выписку из истории болезни за подписью врача.
При отсутствии соответствующих разрешительных документов физлицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Напомним, что ответственность за контрабанду, в частности, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров установлена ст. 229.1 УК РФ.
В связи с этим ФТС России рекомендует обращать внимание на состав лекарственных препаратов, которые физлицо планирует взять с собой при выезде за границу, так как в их состав могут входить наркотические и психотропные вещества. Поскольку в каждой стране свой список запрещенных веществ, перед поездкой следует проконсультироваться в дипломатическом представительстве интересующего государства о правилах ввоза и вывоза лекарственных препаратов, которые могут содержать наркотические и психотропные вещества.
Пожертвования благотворительным организациям, социально ориентированным, религиозным и некоторым иным некоммерческим организациям предлагается отнести
к расходам, учитываемым для целей налогообложения
Соответствующий законопроект подготовлен Правительством РФ. Указанные затраты предлагается включать в состав внереализационных расходов в размере, не превышающем 10 процентов полученной в соответствующем отчетном (налоговом) периоде прибыли.
Регламентированы процедуры
выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего, предлагаемого арбитражному суду в делах о банкротстве финансовых организаций
Установлено, что для целей выбора кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий в конкретном деле о банкротстве финансовой организации, контрольный орган (в настоящее время - ФСФР России) должен формировать и опубликовывать на своем официальном сайте "Список арбитражных управляющих" и "Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих".
Эти списки формируются по заявкам арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций, для приема которых контрольный орган должен размещать на своем сайте объявление. Процедуры сбора заявок, в частности их содержание и различные процедурные сроки (сроки размещения на сайте сведений о поступивших заявках, уведомления заявителей о приеме заявок, сроки их рассмотрения, формирования и опубликования списков) приказом подробно регламентированы.
Выбор арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется по порядковым номерам указанных списков.
О нарушении резидентами (ЮЛ и ИП) требований валютного законодательства по внешнеторговому договору, по которому оформлен паспорт сделки, уполномоченный банк обязан передать в учреждение Банка России в электронном виде ведомость банковского контроля (ЭВБК) для ее дальнейшей передачи органу валютного контроля
ЭВБК формируется по состоянию на дату выявления нарушения требований статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с утвержденными форматом и структурой. Из указанных ЭВБК формируются архивные файлы и направляются в учреждение Банка России. Из всех полученных ЭВБК, прошедших процедуру контроля, учреждениями Банка России формируются сводные архивные файлы.
Скорректирована процедура обмена электронными документами между уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России.