Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N33, 15.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N33 (47)

15 марта 2004

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

Первая рассылка вышла
3 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1601
 

СОДЕРЖАНИЕ

Будущим пенсионерам предстоит позаботиться о себе самим и лучше прямо сейчас

Пакет пенсионных госбумаг продали из-под прилавка

Российские страховщики надеются стать партнерами государства в связи с приданием страхнадзору статуса федеральной службы

Федеральные новости. Новое правительство не остановит пенсионную реформу

На следующие четыре года власть приготовила для россиян лишь неприятные сюрпризы

ПЕНСИЮ ЕЩЁ МОЖНО ВЫБРАТЬ

Средний размер пенсии в Ростовской области в прошлом году составил 1667 рублей

С апреля в России повысят пенсии

"Известия": У фондового рынка России появится новый мегарегулятор.

"Неравенство в условиях пенсионного обеспечения приведет к социальным катаклизмам"

 
Будущим пенсионерам предстоит позаботиться о себе самим и лучше прямо сейчас
Эксперт, 14.03.2004
Александр Непп

Пенсионная реформа, идущая в России, затрагивает интересы многих - государства, предприятий, инвестиционных институтов. При этом цель ее по большому счету сводится к одному - обеспечению старости конкретного гражданина. Чтобы понять возможный уровень этой обеспеченности, мы просчитали накопительную часть пенсий для людей разных возрастов и с разным уровнем дохода.

Не рожали - веселились
Как известно, пенсия российских граждан с 2004 года складывается, в соответствии с федеральным законом ФЗ-173 от 17.12.01, из трех частей: базовая и страховая выплачиваются по распределительному принципу (финансируются за счет текущих налоговых поступлений), для накопительной части текущие взносы инвестируются, принося доход. Первые две части в значительной степени зависят от демографической ситуации в стране, так как платит их работающее население в виде отчислений ЕСН. Соответственно, чем больше занятых в экономике людей и выше их зарплата, тем существеннее эта часть пенсий.

Понятно, что если соотношение занятых и пенсионеров растет в пользу первых, то размер пенсии, финансируемой по распределительной системе, также увеличивается. И наоборот. Как мы уже подчеркивали в статье "Что немцу хорошо" ("Э-У" № 37 за 06.10.03), демографическая ситуация в России неблагоприятна. Сейчас соотношение количества занятых и пенсионеров - 2,9; к 2015 году оно снизится до 2,1; к 2030-му - до 1,7. То есть доля людей пенсионного возраста (под ней мы понимаем соотношение граждан пенсионного возраста и возраста от 19 до 55 лет у женщин и 60 у мужчин) возрастет к 2015 году по сравнению с 2002-м на 40%, к 2030 году - на 70%. Это означает, что базовая и страховая части пенсии, выплачиваемые по распределительной системе, упадут на 40 и 70% соответственно без учета индексации. Если индексацию учитывать, падение составит 12% к 2015 году и 33% к 2030-му. (По закону ФЗ-173 индексация определяется правительством исходя из уровня инфляции в пределах средств, заложенных в бюджет. При расчетах принято, что индексация будет не только полностью покрывать инфляцию, но и превышать ее на 3% ежегодно. Таким образом, реальный рост пенсии ежегодно составит 3% плюсом к инфляции.) На столько же снизятся коэффициенты замещения (соотношение средней пенсии и средней по стране заработной платы) для страховой и базовой частей пенсии: вместо 0,3 в настоящее время они составят 0,264 к 2015 году и 0,2 к 2030-му.

Таким образом, снижение пенсии, финансируемой по распределительному принципу, неизбежно по объективной причине: из-за неблагоприятного развития демографической ситуации. Смягчить последствия ухудшения демографической обстановки для будущих пенсионеров как раз и призвана накопительная часть пенсий.
Посчитали...
Чтобы рассчитать величину накопительной части пенсии, мы разработали модель расчета (см. врезку) и опробовали ее при различных вариантах развития экономической ситуации. Предлагаем результаты одного из вариантов.

Первое, что обращает на себя внимание: накопительная часть для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше равна нулю вне зависимости от размера дохода. Причина следующая: в соответствии с ФЗ-173 от 17.12. 01 и ФЗ-167 от 15.12.01 пенсия для этой группы граждан состоит из двух частей, базовой и страховой, а на накопительную часть они права не имеют.

Второе. У граждан практически одного возраста (1966 и 1967 годов рождения) и с одинаковыми зарплатами накопительная часть пенсии будет отличаться в разы. Причина: по ФЗ-173 от 17.12.01 для граждан 1966 года рождения и старше и граждан 1967 года рождения и младше ставка взносов по накопительной части пенсии, уплачиваемых работодателем, отличается втрое - 2% и 6% соответственно (см. табл. 1).

Третье. Для граждан с небольшим уровнем дохода (5 - 10 тыс. руб./мес.) накопительная часть пенсии с ростом зарплаты увеличивается значительно быстрее, чем для граждан с доходами 10 тыс. руб./мес. и выше. Это объясняется тем, что в соответствии с ФЗ-167 от 15.12.01 взносы по накопительной части пенсии уплачиваются по регрессивной шкале, т.е. с ростом зарплаты ставка падает. Начиная с 600 тыс. руб./год, ставка взносов вообще равна нулю. Поэтому для граждан с уровнем зарплаты в 50 тыс. руб./мес. и выше накопительная часть пенсии - величина постоянная.

Четвертое. Для мужчин и женщин при одинаковых исходных данных результаты не совпадают. Женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин, поэтому средств на пенсионных счетах они накопят меньше: пенсионные взносы платятся более короткий срок, а на неуплаченные взносы, естественно, не начисляется инвестиционный доход. Однако если женщина обратится за назначением пенсии не в 55 лет, а в 60 лет, то размер накопительной части пенсии (как и страховой) будет таким же, как у мужчины того же возраста с такой же зарплатой.

Размер накопительной части пенсии можно посчитать по табл. 2 и 3. Чтобы получить всю сумму пенсионных накоплений на счете к моменту выхода на пенсию, необходимо подходящую вам цифру умножить на 12 (число месяцев) и на 19 (период дожития: количество лет, которое человек проживет на пенсии; установлено законом в целях расчета накопительной части пенсии).

...прослезились
Накопительная часть пенсии сможет полностью скомпенсировать падение страховой и базовой частей у группы 1966 года рождения и старше только при уровне доходов 25 тыс. руб./мес. по состоянию на 2002 год (см. табл. 4 и 5). Если доходы ниже, компенсация будет неполной и произойдет падение полной пенсии (базовой + страховой + накопительной): коэффициент замещения, т.е. соотношение пенсии и средней зарплаты по стране, не превысит 0,3. Это означает, что человек будет получать пенсию в 3,3 раза меньше, чем средняя по стране зарплата, и его положение от положения сегодняшних пенсионеров особо отличаться не будет.

Для возрастной группы 1967 года рождения и младше картина более оптимистична (исключение составят граждане 1967 - 1972 годов рождения с зарплатой около 5 тыс. руб./мес.). В среднем для этой группы коэффициент замещения полной пенсии вырастет. Для граждан со средним уровнем дохода 10 тыс. руб./мес. (по состоянию на 2002 год) он составит 0,35 и выше, значит, их уровень жизни по сравнению с сегодняшними пенсионерами (коэффициент замещения 0,3) вырастет. В лучшей ситуации окажутся наиболее обеспеченные. Так, при среднем уровне доходов 30 тыс. руб./мес. для 2002 года коэффициент замещения составит 0,577. Заметим между тем, что речь идет о коэффициенте замещения, который рассчитывается исходя из средней зарплаты по стране. Это означает, что человек 1972 года рождения, зарабатывающий в 2002 году 30 тыс. рублей, будет получать в 2032 году пенсию на 42,3% (в 1,7 раза) меньше средней зарплаты, и вряд ли это его устроит. Здесь уместно перефразировать известное выражение: "Чтоб ты жил на одну пенсию!".

Помоги себе сам
Таким образом, в результате пенсионной реформы поднимется уровень жизни только у одной группы будущих пенсионеров - 1967 года рождения и младше. Но эта самая активная часть населения вряд ли согласится получать в будущем пенсию меньше средней зарплаты, тогда как сейчас она зарабатывает в несколько раз больше. Очевидно, эти люди попытаются сами заботиться о будущей старости. Для этого есть два инструмента: банковский депозит и взносы в негосударственный пенсионный фонд.

Для остальной части населения - работающего старше 1966 года рождения и сегодняшних пенсионеров - пенсионная реформа проблем в принципе не решит.

Нынешнее поколение пенсионеров вообще не имеет накопительной части. Можно сказать, пенсионная реформа финансируется за их счет: долю средств распределительной части, идущей на текущие выплаты пенсии, государство перенаправляет на формирование накопительной части в будущем. Таким образом, оно пытается предотвратить коллапс системы пенсионного обеспечения. И другого более мягкого способа решить проблему нет.

Популистские призывы некоторых политиков отказаться от накопительной части пенсии и перенаправить средства на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров неразумны и в чем-то даже вредны. Во-первых, это не поднимет уровень жизни пенсионеров: взносы по накопительной части пенсии составляют для 2003 года всего 8% от общих поступлений в Пенсионный фонд РФ, значит, пенсии можно увеличить лишь на 8%. Во-вторых, отказ от накопительной части в перспективе приведет к серьезным сбоям в пенсионном обеспечении, и "тушение этого пожара" потребует гораздо более значительных средств. На наш взгляд, для увеличения нынешних пенсий более эффективно повышение государственных субсидий и дотации ПФР.



Пакет пенсионных госбумаг продали из-под прилавка
Fundshub, 11.03.2004
11 марта, 2004 Лиза Ъ-Голикова ("Коммерсант" )

Вчера замминистра финансов Белла Златкис заявила, что Пенсионный фонд России (ПФР) продал пакет госбумаг, в которые были вложены пенсионные накопления граждан. До конца марта эти средства будут переданы в управляющие компании. На рынке эти бумаги не появились, и в Минфине говорят, что доходность от их реализации будет "полной сенсацией".

Вчера Белла Златкис заявила о полной реализации пакета госбумаг, в которые были вложены пенсионные накопления граждан. Эти средства поступили в Пенсионный фонд России в 2002 году - тогда, согласно постановлению правительства, на них был приобретен пакет госбумаг. Согласно законам пенсионной реформы, граждане вправе выбирать управляющие компании для инвестирования своих пенсионных накоплений. Государство же обязано передавать эти средства управляющим компаниям в денежной форме, поэтому до 31 марта предстояло продать "пенсионный" портфель.

И по словам Беллы Златкис, портфель госбумаг был продан в марте, то есть буквально за несколько дней. При этом известно, что объем вложенных в этот портфель средств в 2002 году составлял 38 млрд руб. По словам бывшего главы Пенсионного фонда России (ПФР) Михаила Зурабова, в конце прошлого года стоимость пенсионного портфеля оценивалась в 54,5 млрд руб., то есть была выше начальной стоимости более чем на 40%. При этом если в 2003 году соотношение рублевых и валютных госбумаг в этом портфеле было 30:70, то в прошлом году из-за снижения курса доллара ПФР "переложился": рублевые госбумаги в портфеле составляли, по официальным данным, 70%, на еврооблигации же приходилось всего 30%.

Продажи столь объемного портфеля госбумаг опасались и участники рынка, и сами чиновники. "Рынок мог просто обвалиться",- полагает гендиректор "Монтес Аури" Сергей Стукалов. "Мы отдавали себе отчет в том, что, если вывалить на рынок бумаги на сумму 50 млрд, он не выдержит",- заявлял ранее Михаил Зурабов. В итоге чиновники более полугода решали, как продать пресловутый портфель на вторичном рынке за весьма короткий промежуток времени. Однако в январе Михаил Зурабов вскользь сделал любопытное заявление: портфель госбумаг "выгоден со всех точек зрения", отметив при этом, что государство найдет способ оставить его в распоряжении будущих пенсионеров.

По всей видимости, так и произошло. По крайней мере, аналогичных по объему продаж госбумаг в марте на рынке просто не было. Более того, по словам аналитиков, на вторичных торгах ММВБ не было даже оборота, сравнимого с объемами пенсионных накоплений. По словам источников "Ъ" в ПФР и Минфине, процедура продажи пенсионных бумаг была согласована с министром финансов Алексеем Кудриным, и портфель был реализован не на рынке, а на бумаге по зачетной схеме. Она была следующей: Минфин согласовал с ПФР размер доходности, который устроил и государство, и будущих пенсионеров. Затем Внешэкономбанк СССР выкупил эти бумаги по согласованной цене. При этом сумма, вырученная от продажи, впечатляет даже сам Минфин. "Мы сумели продать все бумаги ПФР по самым выгодным для будущих пенсионеров ценам,- отметила госпожа Златкис.- Могу обещать, что 16 марта, когда данные о полученном доходе будут официально объявлены, будет полная сенсация".

Такой "сенсационный" доход от инвестирования пенсионных накоплений государственными агентами может существенно снизить интерес граждан к частным управляющим компаниям. "Логика может быть такой: зачем куда-то передавать деньги, если государство и так успешно инвестирует их?" - рассуждает гендиректор УК "Паллада Эссет Менеджмент" Элизабет Хиберт. В прошлом году, напомним, накопления частным управляющим доверили лишь 2% граждан. Однако участники рынка смотрят на ситуацию оптимистично. "На рынке по аналогичному портфелю получали доходность более 24% годовых, государство же начислит доходность не выше уровня инфляции,- уверен вице-президент компании "Атон" Вадим Сосков.- Учитывая, что даже полпроцента разницы в доходности в длительном промежутке времени дают значительный прирост, только неразумный будет держаться за государственное корыто".

Российские страховщики надеются стать партнерами государства в связи с приданием страхнадзору статуса федеральной службы
Страхование в России, 11.03.2004
11.03.2004 - Москва. - Российские страховщики надеются стать партнерами государства в связи с приданием страховому надзорному органу статуса федеральной службы.

Опрос страховщиков, проведенный агентством "Интерфакс-АФИ", показал, что они с энтузиазмом восприняли решение, изложенное в Указе президента о новой трехступенчатой структуре государственных ведомств. Выделение страхнадзора в отдельную федеральную службу, разграничение законодательных и надзорных полномочий в сфере страхования, полагают специалисты, продиктовано логикой административной реформы. Такая мера отражает рост популярности страхования в России и открывает новые стратегические горизонты для развития этого бизнеса.

Решение о создании отдельной федеральной службы, подведомственной Минфину РФ, вместо департамента страхнадзора в составе министерства укладывается в логику административной реформы, которая предусматривает разделение правоустанавливающей и надзорной функций в госведомствах. Такое мнение высказал начальник управления внешних связей и маркетинга "Ингосстраха" Эдгар Плескановский. "Есть рациональное зерно в подобном разделении. Теперь орган, инициирующий новации в законодательной сфере, будет ориентироваться не на нужды и потребности самого надзора, но на реальные потребности рынка, на потребности его стратегического развития. Он не будет ограничен пониманием того, насколько изменения законодательных актов скажутся на непосредственной деятельности надзора. Такой подход в значительной степени отвечает интересам страховых компаний", - считает представитель "Ингосстраха".

Именно сейчас важно было разделить законотворческую и контрольную функции, чтобы на новом этапе становления национального страхового рынка избежать коллизии, с которой столкнулись в свое время участники российского фондового рынка, полагает статс-секретарь "Росгосстраха" Игорь Игнатьев.

"Придание страхнадзору статуса федерального ведомства свидетельствует об осознании того значения, которое может в ближайшей перспективе играть страховой сектор в повышении защищенности граждан и уровня их жизни. Это решение также свидетельствует о понимании руководством государства значения создания механизмов внебюджетного финансирования через страхование", - сказал он.

Кроме того, полагает И.Игнатьев, государство не может не понимать, что с помощью страхования придется решать проблемы долгосрочного развития нашей экономики. "Президент не случайно поставил в число приоритетов на следующий год развитие ипотеки, которое невозможно без страховщиков. Крайне важным также является направление развития пенсионного страхования. Эти вопросы относятся не только к сфере страхования, но к национальной экономической политике в целом", - считает представитель "Росгосстраха".

И.Игнатьев высказал мнение, что Минфин РФ и, в частности, департамент страхнадзора вполне справлялись с контрольными функциями, возложенными на них. "Но следует признать и тот факт, что из-за загруженности департамента основной закон страховщиков не обновлялся на протяжении 10 лет. Рынок нуждается в четкой государственной системе мотивации для развития социально значимых видов страхования. Для российских граждан, участвующих в программах, поддерживаемых правительством, должны быть предусмотрены налоговые льготы", - считает И.Игнатьев.

С учетом того, что профильный комитет в Госдуме возглавляет весьма профессиональный человек, у страховщиков появляется надежда на существенные законодательные изменения и перспективы развития национального страхового рынка. "Крайне актуальным после выхода данного указа президента становится принятие законопроекта о саморегулируемых организациях", - подчеркнул И.Игнатьев.

В этом вопросе представителя "Росгосстраха" полностью поддерживает глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. "Теперь, когда из 30 государственных ведомств осталось 17, как никогда остро встает вопрос о создании саморегулируемых организаций, о построении дальнейшего диалога с ними. Продвижение законопроекта на эту тему в настоящее время оказалось в интересах различных групп участников финансового рынка", - сказал он (Госдума РФ наметила к рассмотрению законопроект о саморегулируемых организациях во втором чтении на май-июнь 2004 года).

А.Коваль добавил, что переговоры о возможности превращения ВСС в саморегулируемую организацию с заинтересованными ведомствами ведутся. "Однако сейчас мы не можем сказать, какие именно функции надзора мог бы взять на себя ВСС. Для этого надо иметь закон и поменять структуру союза", - пояснил глава ВСС. Он выразил уверенность в том, что нынешний глава департамента страхнадзора Константин Пылов возглавит вновь созданное ведомство. Другие опрошенные страховщики такой безусловной уверенности в кандидате на пост главы новой службы не выразили. После назначения новым премьером Михаила Фрадкова они готовы к неожиданным назначениям.

Генеральный директор компании "МАКС" Надежда Мартьянова оказалась сдержанной в оценках относительно перемен в деятельности страхового надзора. Поддержав принципиальное решение о повышении его статуса, она считает необходимым разобраться в том, чем собственно будет различаться положение службы надзора непосредственно в структуре Минфина по сравнению с положением выделенной службы, подведомственной министерству финансов.

Вместе с тем Н.Мартьянова считает возможной в перспективе передачу ВСС части полномочий надзора по лицензированию после превращения союза в саморегулируемую организацию. "Неотъемлемое право надзора на предоставление лицензий никто не оспаривает, - сказала глава СК "МАКС". -Однако в рамках унификации стандартных процедур, подготовки пакетов документов на выдачу лицензий по стандартным правилам страхования ВСС мог бы оказать надзору большую помощь и повлиять на сокращение сроков лицензирования".

По мнению Н.Мартьяновой, надзору важнее тщательно проверить сами компании, которые претендуют получение лицензий.

Принципы построения новой структуры госведомств напоминают используемые коммерческими структурами, считает исполнительный вице- президент "НАСТА" Валерий Мартьянов. "Система выстраивается логично и в каком-то роде напоминает структуру, которую воспроизводят коммерческие организации. Одни и те же люди не должны разрабатывать нормативные акты и их применять. В коммерческой компании всегда есть фронтофис и бэкофис. Они могут в чем-то даже противостоять друг другу, но это не мешает вести нормальной бизнес компании в целом", - полагает страховщик.

"Создание отдельной регулирующей структуры - результат конкретных позиций в конкретном секторе экономики страны. Сейчас в сфере страхования происходят эпохальные вещи, в том числе связанные с введением закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Роль страхования еще усилится, если на рынке получат поддержку проекты, связанные с недвижимостью. Суммы, вовлеченные в сферу страхования, постоянно увеличиваются. Люди начинают привыкать к тому, что без полиса в поликлинику не придешь и за руль автомобиля не сядешь", -убежден представитель СК "НАСТА".

Он полагает, что более актуальным для ВСС после обретения статуса саморегулируемой организации станет не вопрос принятия части надзорных функций, а вопрос лоббирования интересов страховщиков в госструктурах и помощь в создании национальной клиентской базы для страховщиков. Она поможет компаниям бороться со страховыми мошенничествами, число которых неизбежно будет увеличиваться с развитием объемов операций по страхованию в России.

Руководитель юридического департамента ВСК Алексей Чуб считает, что "говорить о какой-либо передаче полномочий по надзору общественной организации - ВСС - до появления закона о саморегулируемых организациях просто невозможно. Вместе с тем, добавил он, повышение статуса надзорного органа оказалось очень своевременным. Оно позволит реализовать нововведения, заложенные в новом законе об организации страхового дела в РФ, вступившего в силу 17 января этого года.

В частности, новый закон расширяет сферу подконтрольных страхнадзору организаций. К их числу, например, добавляется почти полторы тысячи страховых брокеров, большинство из которых представлены физическими лицами.

"Новый закон предусматривает получение лицензий страховыми брокерами", - напомнил операционный директор российской компании "Марш- страховые брокеры" Владимир Мурзич. В настоящее время не существует ни одного документа, регулирующего деятельность страховых брокеров в России. Порядок внесения брокеров в реестр, утвержденный Минфином РФ, не прошел утверждения в Минюсте РФ и не имеет силы, пояснил он.

В.Мурзич отметил, что у представителей брокеров складывается впечатление, что надзор пока не вполне разбирается в особенностях их профессиональной деятельности. В частности, по его словам, в новом законе об организации страховой деятельности записано, что брокер действует только от имени страхователя. "На самом деле брокер получает вознаграждение и от страховой компании, исполняя функции агента. Эта ситуация признана во всем мире", - пояснил В.Мурзич.

Он также признал, что брокерское сообщество в России недостаточно консолидировано. "Нам представляется важным шагом введение законодательного требования финансовой ответственности брокеров перед клиентами, риски которых он размещает. Такой порядок принят в международной практике. Введение подобных требований окажется эффективным способом противодействия развитию псевдострахового бизнеса и улучшит состояние рынка, считает специалист.

"Мы оптимистично оцениваем перспективы развития российского страхового рынка в ближайшие 5 лет. Однако, как нам кажется, количество страховых и брокерских компаний сильно сократится, а псевдостраховой бизнес, связанный с использованием страхования для разработки налогосберегающих схем, начнет сворачиваться", - подытожил В.Мурзич.

Он также добавил, что на посту главы новой службы представителям страхового сообщества "хотелось бы видеть человека опытного в страховании с широкими взглядами на бизнес, имеющего влияние в политических кругах".


Федеральные новости. Новое правительство не остановит пенсионную реформу
Вологодские новости, 11.03.2004
Телефоны Вологодского отделения Пенсионного фонда разрываются от большого количества звонков. В связи с изменениями в составе Правительстве РФ, вологжане волнуются за свои пенсионные вложения.
Как Радио «Премьер» рассказали сотрудники Пенсионного фонда Вологды, волноваться не стоит. Никаких изменений в начислении средств не будет. На сегодняшний день все вологжане получили уведомления о накопительной части пенсии. Сейчас начинается выдача извещений тем, кому до выхода на заслуженный отдых осталось 5 лет. Таким образом, пенсионная реформа будет продолжена и в этом году.
Кстати, бывший руководитель Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов назначен министром здравоохранения и социального развития. При этом он продолжит курировать пенсионные вопросы. А вот кто займет освободившееся место Зурабова, пока не известно.



На следующие четыре года власть приготовила для россиян лишь неприятные сюрпризы
Клерк ру, 11.03.2004
После уничтожения очагов административной фронды в правительстве и политической - в Госдуме Владимир Путин развязал руки чиновникам-либералам, настаивающим на форсировании непопулярных экономических и социальных реформ. Эксперты ожидают, что второе путинское президентство будет посвящено целому комплексу непопулярных реформ, а гражданам пора готовиться к повышению налогов и коммунальных платежей, переходу к платному образованию и здравоохранению и сокращению почти всех льгот.

В 2000-2004 гг. Кремль и Белый дом старались не спешить с реформами, обременительными для кошельков граждан. "Единственное исключение - введение обязательного страхования автогражданской ответственности", - вспоминает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин.

Улучшение администрирования.
Завершение налоговой реформы скорее всего повлечет за собой усиление фискальной нагрузки на наемных работников. Одна из последних идей, которую благословила администрация президента, но не успел реализовать кабинет Касьянова, - снижение единого социального налога. По расчетам Минэкономразвития, перестройка регрессивной шкалы ЕСН в пользу компаний с низкими зарплатами приведет к снижению эффективной ставки налога с 30,5% до 24,5%. Но чтобы не пострадал бюджет Пенсионного фонда, чиновники Минэкономразвития и Минфина договорились переложить финансирование накопительной и части страховой составляющей пенсии на самих работников. По этому плану гражданам, имеющим право на накопительные пенсии, к 13% подоходного налога придется с 2005 г. платить 4% на индивидуальные пенсионные счета. Правда, бюджетникам собираются компенсировать потери с помощью более щедрой индексации их зарплат. А чтобы примеру государства последовали владельцы частных компаний, "правительство найдет экономические методы воздействия", заявил министр экономического развития Герман Греф, отказавшись от более детальных объяснений.

Другими жертвами реформы станут собственники ликвидной недвижимости - квартир в крупных городах и загородных домов. Минфин и Минэкономразвития согласны в том, что налог на имущество граждан должен взиматься исходя из рыночной стоимости, а не оценки бюро технической инвентаризации (БТИ). Согласно проекту новой главы НК, которую направили в правительство Минфин и МЭРТ, ставка налога уменьшится с 2% от стоимости недвижимости до 0,1%. По прогнозу Минфина, общая сумма поступлений от этого налога вырастет незначительно, но нагрузка серьезно перераспределится между социальными группами. Платежи владельцев недорогих квартир в населенных пунктах, где не развит рынок жилья, уменьшатся даже по сравнению с нынешними копеечными суммами (ведь рыночная оценка их жилья технически невозможна, и базой останется оценка БТИ, а ставка уменьшится в 20 раз). Зато собственники ликвидного жилья будут платить на порядок больше, чем сейчас.

Для этой же категории собственников жилья вырастут расходы на коммунальные услуги. С учетом различных льгот граждане оплачивают сегодня, по данным Института экономики города, примерно 60% от стоимости коммунальных услуг, а 40% доплачивает коммунальщикам государство. Для неимущих, или семей, в чьих доходах расходы на ЖКХ превышают 22% , все затраты сверх этой суммы компенсирует государство. Зато остальным гражданам придется готовиться к тому, что уже с 2007 г. они будут платить за коммунальные услуги по полной программе. В 2003 г. , по данным Госстроя, государство доплатило за коммунальные услуги для граждан примерно 239 млрд руб.

"Тяжесть этих реформ ляжет в основном на средний класс, - прогнозирует директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Но препятствовать реформе эта часть населения не будет, потому что она лучше остальных осознает необходимость реформы. Они понимают, что гражданин должен сам отвечать за свое благополучие, а налоговая нагрузка должна различаться в зависимости от доходов".

Без льгот.
Готовиться к неприятным новостям следует не только состоятельным гражданам. Кремль давно настаивает на отмене так называемых нефинансируемых мандатов, или обязательств, которые возложены на казну оппозиционным исполнительной власти парламентом в 90-е гг. Многие из них из года в год не исполнялись вовсе (перечень обязательств, не подлежащих исполнению, ежегодно принимался в виде приложения к федеральному бюджету) или исполнялись не полностью, что вызывало протесты и судебные иски со стороны ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. Объем нефинансируемых обязательств консолидированного бюджета, по оценке Минфина, составляет 2,5 трлн руб. в год.

Бывший экономический советник Касьянова Михаил Делягин считает механическую отмену льгот "большой политической ошибкой". "Касьянов не зря блокировал их отмену, - говорит Делягин. - Это бухгалтерский подход: с экономической точки зрения все равно, не исполнять закон или отменить его. Но для людей это было психологически важно. Некоторые из этих льгот недорого обошлись бы бюджету, но оказали бы реальную помощь". Впрочем, сам экс-премьер в январском интервью "Ведомостям" говорил, что его кабинет готов провести отмену нефинансируемых льгот уже в этом году и не боится поднимать болезненную тему в год президентских выборов. "Это особенно важно для делового сообщества, поскольку вычищает всю ситуацию и создает ясную атмосферу вокруг обязательств государства", - говорил тогда премьер.

Высшее образование в результате реформы станет преимущественно платным. Как предполагает концепция, подготовленная рабочей группой под руководством замруководителя администрации президента Игоря Шувалова, государство будет финансировать напрямую лишь отдельные категории граждан - малоимущих, военных, детей низкооплачиваемых госслужащих. Остальным желающим получить высшее образование предлагается воспользоваться кредитами банков и работодателей под гарантии государства. Правда, они пока относятся к идее скептически. Но их и не торопят - переход будет происходить постепенно, в течение 5 - 10 лет.

Как будет выглядеть реформа здравоохранения по рецепту Шувалова, пока непонятно - разработчики до сих пор держат ее в секрете. Но Сергей Смирнов из Института социальной политики ВШЭ полагает, что реформа здравоохранения будет наименее болезненной для населения. "Пакет предоставляемых услуг по обязательному медицинскому страхованию сокращен не будет, останутся льготы и у социально незащищенных слоев населения", - прогнозирует эксперт. Главной непопулярной мерой при реформировании системы обязательного медицинского страхования может стать отказ правительства освободить от обязательных взносов те компании, которые уже оплачивают страховку сотрудников в добровольном порядке. "Но это коснется лишь небольшой группы состоятельных компаний, которые в силах заплатить и за обязательную, и за добровольную страховку", - говорит Смирнов.

Впрочем, по мнению реактора Академии народного хозяйства при правительстве Владимира Мау, "без реформ, пусть и непопулярных, невозможен дальнейший рост экономики". А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что "эти [непопулярные] реформы осуществлять необходимо, и делать это должен именно нынешний президент - другому человеку это будет делать гораздо труднее". "Эти реформы стоят того, чтобы потратить на них небольшую часть своей популярности", - убежден эксперт.

ПЕНСИЮ ЕЩЁ МОЖНО ВЫБРАТЬ
Пресса Архангельской Области, 12.03.2004
Подведены первые итоги пенсионной реформы. Более двух тысяч жителей Архангельской области, имеющих накопительную часть будущей пенсии, воспользовались правом выбора частной управляющей компании. По данным специалистов, наибольшее количество заявлений поступило в такие компании, как "Никойл", "АВК Дворцовая площадь", "Альфа-капитал", "Антон- менеджмент", "Капиталъ", "Монтес АУРИ", "РН-Траст", "Тройка-диалог", "РБ Эссет Менеджмент". Это и послужило поводом для встречи нашего корреспондента с заместителем управляющего Пенсионным фондом Котласа и Котласского района Т. Н. АЛЬШИНОЙ.

- Татьяна Николаевна, получен первый опыт собственноручного управления своей будущей пенсией, однако у жителей города и района еще остаются сомнения, непонимание происходящего. В чем же суть пенсионной реформы?

- До недавних пор российская пенсионная система была полностью распределительной, то есть собираемые с работающих взносы распределялись между людьми, вышедшими на заслуженный отдых. Постепенно назрел ряд проблем, требовавших незамедлительного решения. Во-первых, сложилась тяжелая демографическая ситуация. Не секрет, что у нас наблюдается постоянное снижение числа работающих к количеству пенсионеров. Во-вторых, отсутствовала связь между размером будущей пенсии и заработком. Решить вопрос, повысить доходы пенсионной системы можно только тогда, когда появятся стимул к уплате страховых взносов в ПФ и перспектива заработать пенсию.

- Что представляет собой новая пенсионная модель?

- Прежде всего она предусматривает, что пенсионные обязательства государства перед гражданином персонифицированы и напрямую зависят от размеров отчислений в ПФ. Уже с 1 января 2002 года трудовая пенсия состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Причем право на последнюю есть только у мужчин 1953 года рождения и моложе и у женщин 1957 года рождения и моложе.

- Что делать, если срок подачи заявления о выборе управляющей компании прошел, а гражданин только сейчас определился?

- Следует знать, что выбор делается не раз и навсегда. Согласно Закону "Об инвестировании средств пенсионных накоплений..." застрахованное лицо имеет право ежегодного выбора управляющей компании. Если она устраивает, то вновь поступившие страховые взносы будут переводиться туда и дальше. Если нет, то можно в установленный срок подать заявление о переводе средств в другое место. Учтите, что с 2004 года в системе обязательного пенсионного страхования участвуют и негосударственные пенсионные фонды. Получив в текущем году из ПФ извещение о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования, застрахованное лицо может направить заявление о переводе средств.

- Где узнать информацию о частных управляющих компаниях?

- Сведения об управляющих компаниях и НПФ, сроках подачи заявлений, трансфер-агентских центрах будут доводиться до населения. Уже подписано первое соглашение ПФР с двумя независимыми аналитическими компаниями, которые займутся оценкой финансовых предложений управляющих компаний в отношении пенсионных инвестиций, что поможет горожанам сделать осознанный выбор.

- Изменится ли в 2004 году порядок подачи заявления о выборе инвестиционного портфеля?

- Нет. Заполненное и подписанное заявление, бланк которого вам до 1 июля направит ПФ, лично передается в управление (отдел) ПФ по месту жительства или в организацию, с которой заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. При подаче необходимо предъявить страховое свидетельство или паспорт. Можно его отправить и почтой, если заверить нотариусом, командиром воинской части (для вольнонаемных граждан), начальником места лишения свободы (для осужденных). Помните, что с выбором нужно определиться до 1 октября.

Записала Татьяна ШЕВЧЕНКО.
Средний размер пенсии в Ростовской области в прошлом году составил 1667 рублей
ИА Регнум, 12.03.2004
Дополнительно на индексацию пенсий ростовское отделение пенсионного фонда РФ израсходовало в прошлом году 335,9 млн рублей. В результате, средний размер пенсии в Ростовской области составил 1667 рублей. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области.

На финансирование страховой части пенсии в доход бюджета отделения Пенсионного фонда (ПФ) РФ по Ростовской области в 2003 году поступило страховых взносов 6,3 млрд. руб., накопительной части трудовой пенсии – 886,5 млн. руб. Из Пенсионного фонда РФ поступило 11,6 млрд. руб. дотации. В результате, доходная часть бюджета отделения ПФ по РО составила 25,2 млрд. руб.

На 1 января 2004 года в Ростовской области насчитывалось 1 млн 260,3 тыс.пенсионеров. Средний размер их пенсии за 2003 год вырос на 273,11 руб. и составил 1 666,53 руб. На дополнительную индексацию пенсий было израсходовано 335,9 млн. руб.

108 тыс. пенсионерам, со дня назначения пенсии которым прошло не менее года, ростовское отделение ПФ произвело перерасчет страховой части пенсии. С 1 июля 2003 года 35,8 тыс. пенсионеров была осуществлена корректировка пенсий, с учетом поступивших страховых взносов в отношении.

На финансирование учреждений социального обслуживания населения и адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам из бюджета ростовского отделения ПФ было израсходовано 63 млн. 835 тыс. руб. Эти средства были направлены на учреждения социального обслуживания населения – 51 млн. 735 тыс. руб.и адресную социальную помощь – 12 млн. 100 тыс. руб.

Лимит, выделенный Ростовской области в 2003 году в рамках реализации социальных программ, освоен в полном объеме.

В числе основных задач отделения ПФ по РО - актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за 2003 год. Планируется полностью завершить работу по разнесению сумм страховых взносов, поступивших в 2003 году, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Приоритетное направление деятельности ПФР в 2004 году - регистрация страхователей в режиме "одно окно". Кроме этого, совместно с законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами МНС, объединениями работодателей и профсоюзов продолжится работа со страхователями, которые не осуществляют выплату заработной платы и не уплачивают страховые взносы в пенсионный фонд, будет проводиться.

В апреле этого года отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области приступит к разработке мероприятий по медицинскому страхованию неработающих пенсионеров.

С апреля в России повысят пенсии
РБК, 12.03.2004
Средний размер пенсий в России с 1 апреля 2004г. будет увеличен на 121 руб., сообщил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
М.Зурабов отметил, что данное увеличение коснется всех пенсионеров, передает радиостанция "Маяк". По его словам, для пенсионеров по старости увеличение составит 135 руб. В настоящее время в России насчитывается 29,3 млн пенсионеров по старости, уточнил министр. На следующей неделе ожидается принятие соответствующего постановления правительства.

В России не так уж часто растут пенсии. Последний рост был отмечен 1 января, когда вырос средний размер пенсионных выплат людям, проживающим на Севере. Тогда увеличение составило плюс 235 руб. Максимальную прибавку получили пенсионеры, проживающие на Сахалине, Камчатке, Чукотке и в Якутии. В этих регионах районный коэффициент составляет "два" и прибавка составила 600 руб.

Отметим, что в России продолжается пенсионная реформа. Как заявил в начале этого года президент РФ В. Путин, ее смысл заключается в создании прямой зависимости между уровнем пенсий, с одной стороны, и уровнем заработной платы и трудового вклада каждого гражданина, с другой. Президент РФ добавил, что на сегодняшний день с пенсионной реформой в России "не все в порядке".

В частности, В.Путин отметил, что общий объем работ был выполнен с опозданием и не в полном объеме. "Это только начало работы, и все выявленные недостатки будут учтены и исправлены", - считает глава Российского государства. В.Путин также подчеркнул, что одной из главных целей пенсионной реформы является выявление работодателей, которые не платят "чистую зарплату".


"Известия": У фондового рынка России появится новый мегарегулятор.
РБК, 14.03.2004
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), создаваемая в ходе реорганизации российского правительства, получит в свои руки контроль над фондовым рынком в полном его объеме. 12 марта стало известно, что к ней переходит от Минфина надзор за инвестированием накопительной части пенсий. Нельзя сказать, что профучастники рынка жаждали создания единого регулятора, однако наличие нескольких надзорных ведомств, безусловно, вносило свою долю безумия в и без того донельзя забюрократизированные отношения государства и коммерческих структур. Но окончательное отношение фондовиков к переменам в правительстве будет сильно зависеть от того, кто возглавит новый орган. Разговоры о создании единого регулятора ходили давно. Так, еще в ноябре Министерство экономического развития представило в правительство документ, в котором обосновало необходимость создания мегарегулятора, который осуществлял бы надзор за всеми участниками финансового рынка. Тогда предложение было в принципе одобрено, но руки до реализации проекта дошли только в ходе реорганизации правительства, что неудивительно. До создания ФСФР за рынком наблюдали Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Минфин и Центробанк. Временами к этому списку наблюдателей пытались подключиться Министерство экономического развития и торговли, Министерство по антимонопольной политике, Министерство труда и Пенсионный фонд. Причем ПФР и Минтруд примкнули к числу регуляторов рынка ценных бумаг только в прошлом году, когда в стране началась пенсионная реформа. Теперь же Федеральная служба по финансовым рынкам получит от Минфина надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений. Это следует из уточненного текста указа президента, опубликованного в "Российской газете". Раньше слежение за пенсионными деньгами было распределено следующим образом - Федеральная комиссия лицензировала и надзирала за деятельностью управляющих компаний, которым доверено инвестировать средства с накопительных пенсионных счетов граждан, Минфин следил за самим процессом вложения средств трудового населения в ценные бумаги, Пенсионный фонд формировал эту самую накопительную часть, а Минтруд контролировал работу негосударственных пенсионных фондов, которые должны наравне с управляющими компаниями начать инвестировать средства населения в ценные бумаги в этом году. Получалось, что за частными компаниями, работающими с деньгами пенсионных счетов, следили сразу все. Хорошо это было или плохо, никому не известно - реально начать вкладывать средства с пенсионных счетов частные компании еще не успели - только сейчас Пенсионный фонд (статус которого тоже пока не ясен) должен передавать средства граждан в управление частным компаниям. "Теперь нас окончательно унасекомят, - прокомментировал указ президента генеральный директор одной из частных управляющих компаний. - Мы не успели деньги получить, и еще не понятно, когда и как мы их получим, ведь исполнять распоряжения правительства о передаче средств в частные компании пока некому. Зато вот мегапроверяющего на нашу голову президент создать не поленился". Вместе с тем специалисты признают, что создание мегарегулятора не является "злом в чистом виде". Даже наоборот. Но, как это всегда бывает, очень многое будет зависеть от человека, который возглавит новую службу. Наиболее вероятным кандидатом на этот пост называют главу распущенной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова.
"Неравенство в условиях пенсионного обеспечения приведет к социальным катаклизмам"
Эксперт, 14.03.2004
- убеждена генеральный директор НПФ "Урал-АИЛ" (Пермь) Светлана Воронцова

- Пенсионная реформа неизбежна: в дополнение к экономическим потребностям она в немалой степени связана с ухудшением демографической ситуации. Другой вопрос, что государство пошло по пути "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и бросило всех нас в воду. Причем, как видно из расчетов, приведенных в статье, кому-то по непонятным причинам повезло больше, кому-то меньше. Конечно, есть люди, хорошо ориентирующиеся в бурном море экономических потрясений и реформ: они способны вложить деньги в доходные проекты. Но их очень немного. Основная часть населения, отученная непредсказуемой экономикой пытаться заглядывать далеко вперед и копить на "черный день", будет долго барахтаться или просто отдастся на волю течения, не задумываясь о пенсии, пока не придет время. Неудивительно, что пенсионные накопления отдали в траст частным управляющим компаниям по "письмам счастья" менее 1% населения. И не только потому, что не доверяют им или не доверяют вообще никому. Скорее всего, накопления настолько ничтожны, что не стоит суетиться с оформлением перевода из ПФР.

Граждане, сегодня зарабатывающие одинаково и делающие с зарплаты одинаковые отчисления, в старости получат совсем не одинаковые пенсии. Я имею в виду неравенство условий пенсионного обеспечения, например, граждан 1966 и 1967 годов рождения: их будущие пенсии разнятся при равных зарплатах в три раза! Это неминуемо приведет к социальным катаклизмам. Не говоря уже о том, что таким неравнозначным подходом государство вынуждает работников и работодателей получать и выдавать зарплату "в конвертах" и часть ее относить себе на будущие пенсионные сбережения в какой-нибудь надежный негосударственный пенсионный фонд.

Реформа требует существенной доработки: налицо нарушение прав граждан на равные условия государственного социального обеспечения в будущем при равных стартовых возможностях.

Конечно, просчитав все заранее, гражданин может копить себе на дополнительную пенсию самостоятельно, но тогда освободите его от части соответствующих налоговых отчислений. Аналогично следует поступить и по отношению к лицам старшего возраста, которые вообще не участвуют в формировании накопительной части пенсии. Возможно, стоит ввести прогрессивную шкалу по налогу на доходы физических лиц в зависимости от возраста и изменения регрессивной ставки взносов накопительной части трудовой пенсии при перечислениях предприятиями за физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. И тем более следует установить для указанной категории льготы по ЕСН, скомпенсировав ей хотя бы часть отданных безвозвратно взносов в ПФР. В таких условиях граждане сами и с помощью работодателей будут заинтересованы формировать дополнительную пенсию через негосударственные пенсионные фонды.




 
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное