Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N29, 03.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N29 (43)

3 марта 2004

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

Первая рассылка вышла
3 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1623
 

СОДЕРЖАНИЕ

Ваше право - выбирать

Россияне не знают, кому доверить свою старость – Наталья Плугарь

Профсоюзные вести

ЕСН при "упрощенке" для ИП

На Южном Урале в марте состоится 4 бесплатных выездных семинара по вопросам пенсионной реформы

 
Ваше право - выбирать
Пресса Архангельской Области, 02.03.2004
В одном из прошлых номеров нашей газеты ("КГ" от 6 февраля с.г., "Год за полтора": обжалованию не подлежит") мы сообщили о принятом Конституционным Судом решении: положения действующего с 1 января 2002 года нового закона "О трудовых пенсиях", что лишили тех, кто работал "на Северах", льготного пенсионного стажа, не противоречат Конституции.

Подробнее - в разъяснениях специалистов ГУ УПФР в Красноборском районе.

Новые пенсионные законы стали реальностью. А значит, население должно знать о них как можно больше. И, в первую очередь, об основном, а именно, о Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", под действие которого подпадает подавляющее большинство населения страны.

В чем же сущность пенсионной реформы? Действующий на протяжении последнего десятилетия до 2002 года Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - закон 1990 г.), хотя был намного демократичней законодательства бывшего СССР, но сохранял его основной недостаток: распределительную систему пенсионного обеспечения граждан. Закон не стимулировал ни продолжительную работу, ни высокий заработок. Трудовой стаж ограничивался 40- 45 годами, а максимальный размер пенсии не мог превышать 3-3,5 минимального размера.

В 1997 году была принята программа пенсионной реформы. Эта документы предусматривали поэтапно переход от распределительной системы назначения пенсии к накопительной.

Первым шагом к реформированию пенсионной системы стал вступивший в действие с 1 января 1997 года ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Это страховое свидетельство стало сегодня привычным для каждого из нас. Новый Трудовой Кодекс включил его в число документов, требуемых к предъявлению при заключении трудового договора. Но даже в этих условиях далеко не каждый знает о преимуществах персонифицированного учета и его сущности.

А сущность его состоит в том, что на каждое застрахованное лицо в территориальном органе Пенсионного фонда заводится индивидуальный лицевой счет, в котором отражаются сведения о стаже и заработке будущего пенсионера, а также о суммах взносов, поступивших в качестве страховых платежей.

Что касается преимуществ, то их несколько.

Во-первых, при утере страхового свидетельства, при смене фамилии или изменении каких-либо иных данных новое страховое свидетельство выдается под тем же номером, который был присвоен при первичной регистрации в качестве застрахованного лица. Значит, замена документа не отражается на сумме взносов, перечисленных за конкретного человека.

Во-вторых, в перспективе персонифицированный учет избавит граждан от необходимости представлять при оформлении пенсии по старости какие-либо документы, кроме паспорта и свидетельства государственного пенсионного страхования.

Наконец, требование предъявлять страховое свидетельство при поступлении на работу позволяет учесть все источники дохода.

Следующим шагом явилось принятие в июле 1997 года и введение в действие с 1 февраля 1998 года ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"(далее закон 1997 года), установившего порядок,при котором назначения и перерасчет пенсий производились с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). При этом на величину ИКП влияли продолжительность трудового стажа и величина заработка. Но взносы,поступавшие на индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного в системе персонифицированного учета были условными, поэтому все средства ПФ РФ направлялись на выплату текущих пенсий. А если застрахованный гражданин уже получал пенсию в максимальном размере, то увеличение стажа и дополнительные взносы никак не влияли на ее дальнейшую судьбу.

Что касается ИКП, то и здесь максимальный размер пенсии в процентах не мог превышать 75%, а отношение заработка пенсионера, принятого при исчислении (перерасчете)пенсии к средней зарплате по стране за соответствующий период -1,2. К тому же в отличие от норм закона 1990 года при исчислении пенсий с применением ИКП в стаж не включались некоторые периоды, иные же периоды принимались только в календарном порядке (но не в льготном исчислении). Действие закона распространялось только на неработающих пенсионеров. Пенсии неработающих пенсионеров к 31 декабря 2001 года почти вдвое превышали размер пенсии работающих пенсионеров.

Получалось, что одновременно действовало два закона, регулирующих пенсионное обеспечение граждан. Против такой несправедливости выступали сами пенсионеры, политические партии, профсоюзы, депутаты всех уровней. Поэтому были разработаны и приняты три акта -федеральные законы "О трудовых пенсиях в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении РФ". Они вводились в действие с 1 января 2002 года.

Новый пенсионный Закон, по сути, поменял механизм назначения трудовых пенсий. Если по старому законодательству размер пенсии зависел, в первую очередь, от заработка за последние два года перед уходом на пенсию (или 60 месяцев подряд), а также общего трудового стажа, то новый Закон ставит во главе страховой стаж, т.е. то время, когда человек (точнее его работодатель) платил страховые взносы.

В связи с этим законодатель исключил из общего трудового стажа некоторые нестраховые периоды,например,время ухода за ребенком до трех лет, учебу, которые раньше входили в общий стаж и учитывались при назначении пенсии. Также при определении страхового стажа перестал считать "год за полтора" у северян.

Группа заявителей (депутаты Госдумы, законодатели республики Саха и Чукотки, рядовые россияне)посчитали, что в результате такой корректировки пенсионного законодательства ухудшилось положение граждан, что закон имел обратную силу. Конституционный суд 29 января 2004 года проверил новое пенсионное законодательство и подтвердил, что оно не нарушило прав граждан.

Главное, нужно было ответить на вопрос: ухудшило ли новое пенсионное законодательство положение пенсионера или нет? В качестве критерия был выбран размер пенсии, какой она была до момента вступления в силу нового закона о трудовых пенсиях и в какую сторону была пересчитана по этому закону.

Новый закон не только пересмотрел принцип исчисления стажа для определенного размера пенсии, он также снял существовавшее ранее ограничение на размер максимальной пенсии, которая не могла превышать 3 (для некоторых категорий 3,5) минимальных пенсии. Кроме того, для северян новый Закон предусматривал более выгодное (высокое), если сравнить с прочими категориями пенсионеров, соотношение среднего заработка будущего пенсионера и среднемесячной зарплаты в стране,которое учитывалось при оценке пенсионных прав. Наконец, новый Закон разрешал пенсионерам, если после перерасчета размер их пенсии должен был уменьшиться, выбрать исчисление пенсии в соответствии с прежним порядком. Таким образом, при переходе на исчисление пенсий по новому закону размер их пенсий не уменьшался.

Исходя из этого , Конституционный суд и вынес решение, что регулирование согласно рассмотренным статьям Закона о трудовых пенсиях, "не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или ущемляющее права и свободы человека и граждан в сфере пенсионного обеспечения". В постановлении Конституционного суда детально и конкретно указано: гражданин, пенсионер может выбирать между прежней системой (а там ограничитель, пенсия не могла быть больше 3-3,5 минимального размера пенсии, но трудовой стаж у северян расчитывался год за полтора) и новый, где ограничений нет, но трудовой стаж расчитывается в календарном порядке. При этом каждый пенсионер получал возможность самостоятельно решать, по какой системе получать пенсию, и если он полагает, что старая система для него выгоднее, то ничто не воспрещает ему вернуться к прежнему порядку начисления пенсии. Минимальный размер пенсии по старому закону с районным коэффициентом составляет 222 рубля 38 копеек.

Т.В. ЖГИЛЕВА, начальник отдела назначения, перерасчёта, выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Россияне не знают, кому доверить свою старость – Наталья Плугарь
RBCDaily, 02.03.2004
Интервью с заместителем генерального директора УК «НИКойл»

Первого июля граждане снова смогут написать заявление о переводе накопительной части пенсии в управление частной управляющей компании (УК). По мнению управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, этот год вряд ли станет переломным для пенсионной реформы: граждане не всегда понимают суть реформы и не знают, кому лучше доверить свои деньги на старость. Чтобы разобраться в таком сложном деле, требуется 4–5 лет, утверждают представители компаний, начинавших в середине 1990-х торговать ПИФами и привлекать частных инвесторов на фондовый рынок. Однако и эти прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными, потому что разные ведомства, участвующие в реформе, действуют без оглядки друг на друга. Сначала Минфин отобрал максимально возможное число управляющих компаний – 55, но не проходит и трех месяцев, как глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов прозрачно намекает, что их слишком много, на самом деле хватило бы 10–15 опытных компаний. О том, как сами УК оценивают итоги первого раунда пенсионной реформы, RBC daily рассказала заместитель генерального директора УК «НИКойл» Наталья Плугарь.

- Когда стало ясно, что пенсионная реформа начнется в 2003 году, как УК начали готовиться к приему денег населения? В чем была специфика (если была) по сравнению с работой на рынке ПИФов и т.д.?

- Ясность появилась в июле 2002 года, когда был принят закон об инвестировании пенсионных накоплений. Но управляющие компании смогли начать рекламную кампанию только в конце 2003 года. Сначала не хватало нормативной базы, потом проводился конкурс среди управляющих, после этого заключали договора с пенсионным фондом. Ситуация более-менее прояснилась к середине октября. Но началась неразбериха со сроками подачи заявлений: сначала было 1 октября, потом 15 октября и, наконец, 31 декабря. Вопрос о том, как готовиться к приему денег, на повестке дня не стоял. Эти операции технически никак не отличаются от тех, которые связаны с инвестированием средств в паевые инвестиционныефонды (ПИФы). Деньги поступают в управляющую компанию, а она начинает ими управлять. Отличия лишь в том, что пенсионными накоплениями можно торговать только на организованном рынке, то есть совершать покупки по безадресным сделкам по лучшей цене. Остальная система такая же: тот же спецдепозитарий, тот же отдельный счет в банке, такая же схема работы с брокерами.

- Как Вы оценивали потенциальный спрос на эту услугу со стороны населения: в деньгах или количестве клиентов? На чем Вы строили такие оценки?

- Мы не оценивали потенциальный спрос ни в деньгах, ни в гражданах. Это невозможно, особенно учитывая то, что проблема сегодняшнего дня – информационный вакуум. Население знает о пенсионной реформе только то, что она идет. Управляющие компании вынуждены брать на себя обязанности государства и заниматься просвещением граждан вместо рекламы услуг. Предварительно, при обсуждении закона на рабочей группе в Думе, я высказывала мнение, что при системе выбора управляющей компании активно участвовать в реформе будет небольшое количество людей – примерно 1% от общего числа. Так и оказалось. Опыт других стран, проводивших подобную реформу, свидетельствует, что потребуется 4–5 лет, чтобы все поняли суть изменений. Только тогда сформируется услуга – управление пенсионными накоплениями, – которую можно будет продавать.

- По итогам конкурса на допуск УК к пенсионным деньгам были отобраны более 50 компаний. Это не слишком много? Вас не пугала перспектива работать в такой «тесной» обстановке?

- Игроков много. К управлению были допущены компании практически без опыта работы, созданные под конкурс. И людям пришлось выбирать из 55 наименований, что невозможно практически. Если кто-то и делал выбор, то понаслышке или по советам друзей.

- Вот Вы подвели итоги кампании по сбору пенсионных средств с населения, и как Вы оцениваете результаты? Сколько управляющих компаний будут работать на рынке через два-три года?

- Результаты объективные. Через два-три года,полагаю, картина на пенсионном рынке изменится. Вольются новые участники, например, хорошо себя зарекомендовавшая компания ДИТ, не прошедшая конкурс в 2003 году. Отсеются не менее 20-ти компаний, собравших минимальное количество заявлений, только для этого нужно внести изменения в законодательство. Сейчас по договору с Пенсионным фондом они должны работать с пенсионными накоплениями в течение 5-ти лет. Наиболее мощно некоторыми новичками рынка был задействован административный ресурс, когда служащий писал заявление по указанию работодателя. Этим и объясняются итоги первого года пенсионного выбора. Хорошие результаты эти компании смогут показать только в том случае, если привлекут к работе профессионалов. Иначе через несколько лет, когда граждане начнут понимать смысл реформы, они начнут уходить к тем управляющим, которые принесут больший доход.

- Чем руководствовались люди, которые доверили накопительную часть пенсии частникам? Как они объясняли свое решение?

- Большинство людей, звонивших к нам по горячей линии, говорили о том, что не доверяют государству. Это те, кто пострадал в 98 году из-за госбумаг, а не вследствие общего кризиса. Есть и те, кто уже сегодня инвестирует средства на фондовом рынке и знает, что частное управление более эффективно, чем государственное.

- Сколько денег в среднем принес каждый сознательный пенсионер в УК? Не слишком ли это маленькие суммы, чтобы компании интересовались ими?

- Управляющая компания не может определить, сколько денег принес каждый гражданин. Мы установим среднюю цифру, получив деньги и разделив сумму на общее количество заявлений. Думаем, она будет больше тысячи рублей, определенной государством. Вряд ли человек, озабоченный поиском хлеба насущного, интересуется миром финансов и сам выбирает управляющую компанию. Конечно, у некоторых встанет вопрос о том, как управлять маленькими деньгами: портфель меньше миллиона долларов может быть убыточен. Сложно будет приобретать ценные бумаги на рынке. НаРТС – большие портфели, очевидно, что все сделки нужно будет проводить на ММВБ, а это значительно сужает сферу активности управляющего.

- Какие результаты управления пенсионными средствами могут показать УК в этом году? Чем они будут объясняться, сильный ли будет разброс у разных компаний? В каком случае УК будут вместо дохода приносить клиентам убытки?

- У компаний с опытом разница не будет очень большой, результаты будут примерно одинаковыми. Новички сегодня непредсказуемы, хотя убытков, я надеюсь, не будет и у них. Пенсионный инвестиционный портфель ограничен. Государство максимально позаботилось о потенциальном вкладчике: управляющий может покупать только 5% бумаг одного эмитента. Думаю, доходность у всех частников будет выше, чем доходность государственной управляющей компании.

- Этой осенью УК продолжат жесткую битву за пенсионные деньги, или все будет не в пример более мирно? Почему станет возможным то или иное развитие событий?

- Об осени говорить еще рано. Пока закон не изменен, граждане будут писать заявление с 1 июля до 1 октября. А Пенсионный фонд обязан до 1 июля сообщить каждому о его доходах за 2003 год. Не думаю, что борьба будет больше, чем в прошлом году. Но без осложнений не обойтись: на рынок выходят негосударственные пенсионные фонды. При том уровне общей пенсионной осведомленности, который есть сейчас, новые игроки рискуют окончательно запутать граждан. Простому человеку сделать грамотный выбор будет еще труднее, чем в 2003 году.

- Михаил Зурабов заявил недавно, что, по его мнению, рынок пенсий могли бы разделить всего 10 компаний. На чем могла быть основана такая оценка? Об этом имеет смысл говорить сегодня, или подобные заявления лучше делать несколько лет спустя после начала реформы?

- Зурабов говорил другое: первоначально, когда определялись критерии (в том числе критерий по сроку работы на рынке), в список попадали 10–15 компаний. Именно 15 компаний собрали больше всех заявлений. При этом делать вывод, что некоторые старожилы не вошли в двадцатку, а новички находятся на первых позициях, рано. Учтите, лидеры с административным ресурсом – это не лидеры рынка. Кто, какую компанию реально выберет, исходя из ее доходности, теперь покажет время.

- Что вообще может послужить критерием успешности УК на рынке пенсионных денег? Если эти критерии есть, то можно ли их использовать в России? И надо ли их как-то контролировать, или отсеивать УК силами Минфина или ПФР?

- Критерий успешности на рынке – доходность. Будет доходность, будет стабильность – будет прирастать количество пенсионных заявлений. Отсеивать компании будет только рынок.

- Готовы ли УК выйти к Минфину и ПФР с предложениями по их регулированию или корректировке правил работы на рынке? Если да, то в чем суть предложений?

- Сейчас нет необходимости обращаться к регулирующим органам. Есть определенные вопросы по правилам работы на рынке. Они скорее технологического характера, чем политического или правового. Первое необходимое изменение в законодательстве – возможность прекращения действия договора с пенсионным фондом. Второе – отмена жестких правил приобретения бумаг (речь идет о лучших, безадресных сделках, совершаемых только на рынке). Это приводит к тому, что создается определенный ажиотаж в те моменты, когда появляется большое количество бумаг. И последнее. По действующему законодательству все управляющие компании должны выходить на рынок в один день – следующий после получения денег. Иначе нарушается структура портфеля. Получается, что все одновременно получат деньги, одновременно выйдут на рынок – и цены повысятся. А в конце года управляющие компании практически в один день должны будут направить деньги в Пенсионный фонд России (деньги тех, кто раздумал держать средства у частника или доверяет другой компании). Такие колебания, конечно, сильно отразятся и на рынке, и на портфеле. Бумаги будут покупаться дороже, продаваться дешевле.

Профсоюзные вести
Радио "Маяк", 02.03.2004
2004/02/03 | 12:50 Владимир Кораблев (ведущий программы)
В этом году профсоюзы Республики Башкортостан решили серьезно заняться своим имиджем. Делается это потому, что многие люди по-прежнему видят в профсоюзах некую организацию, занимающуюся распределением путевок и жилья. Но в рыночной экономике перед профсоюзами стоят совершенно другие задачи, связанные прежде всего с защитой социальных гарантий и прав трудящихся. И на первое место здесь встает их борьба за повышение заработной платы. Большое внимание профсоюзы республики решили также уделить молодежи. Сейчас на многих предприятиях и в организациях уже действуют молодежные советы, которые занимаются решением многих проблем молодых специалистов. Подробнее о делах здешних профсоюзных организаций рассказал председатель республиканской Федерации профсоюзов Амирхан Самирханов.

САМИРХАНОВ: В этом году мы провели встречу с представителями всех отраслей промышленности. В данном мероприятии приняли участие руководство республики, министры, работодатели, активисты профсоюзного движения и передовики производства.

- О чем шел разговор на этой встрече?

САМИРХАНОВ: Обсуждался вопрос, связанный с заработной платой, искоренением задолженности по заработной плате. Поставлена задача правительством, профсоюзами (создан и межведомственный совет), чтобы у нас в республике задолженности по заработной плате не было. Хочу сказать, что работники бюджетной сферы уже на протяжении нескольких лет задолженностей по зарплате не имеют. Но, конечно, главный вопрос, который мы сегодня ставим, - это выполнение генерального соглашения, подписанного правительством, работодателями и профсоюзами.

- В генеральном соглашении, коллективных договорах, которые заключаются профсоюзами с работодателями, какое место уделяется социальным вопросам?

САМИРХАНОВ: Есть специальные разделы по социальной сфере, касается ли это вопросов организации отдыха детей, оздоровления трудящихся. И здесь же - вопросы сохранения очагов культуры, вопросы, связанные с развитием физической культуры. Но мы не просто сегодня говорим о проведении спартакиад, о проведении фестивалей - они у нас проводятся. Приведу только один пример. Все республиканские комитеты профсоюзов проводят свои спартакиады по многим видам спорта - и летние, и зимние спартакиады. 2003 год в республике был назван Годом спорта и здорового образа жизни. Мы обращаем особое внимание на эти вещи и на культуру. Только праздник студенческой весны в этом году будем проводить уже в 35-й раз. У нас каждый республиканский комитет профсоюза свою спартакиаду или фестиваль проводит совместно с министерством. А многие предприятия проводят соревнования не только среди работающих, а прежде всего среди командиров производства. Это тоже очень важный момент.
Мы говорим о наших перспективах. В 2004 году мы решили большое внимание уделить вопросу пенсионной реформы. Если сегодня страховые тарифы не отчисляются конкретно в пенсионный фонд, что же будет впереди? Профсоюзы в этом плане первые ответчики, и мы над этим вопросом должны работать.

- А что сейчас делают профсоюзы, чтобы заставить работодателей перечислять необходимые взносы в Пенсионный фонд будущим пенсионерам?

САМИРХАНОВ: Мы с региональным пенсионным фондом подписали соглашение. Исходя из этого, мы регулярно совместно с пенсионным фондом заслушиваем отдельных руководителей. Если что-то у нас не выполняется, данный вопрос мы выносим на заседание трехсторонней комиссии.

И еще. В преддверии 8 Марта мы проводим в нашем лучшем театре встречу передовиков производства, активистов профсоюзного движения. В этом году при проведении данного мероприятия руководители республики, руководители федерации профсоюзов - мы все их поздравляем. Мы ставим вопрос о том, чтобы наши отраслевые республиканские комитеты профсоюзов в каждом городе отмечали прекрасный праздник 8 Марта. И в преддверии праздника я бы хотел поздравить всех женщин России с замечательным весенним праздником. Здоровья, счастья, успехов вам!
ЕСН при "упрощенке" для ИП
Деловой Петербург, 02.03.2004
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками ЕСН.
В связи с введением с 1 января 2003 года гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса у индивидуальных предпринимателей возникает вопрос о правильности расчетов ЕСН при оказании посреднических услуг на основании договора комиссии.

С 1 января 2003 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками ЕСН. В соответствии с п.3 ст.346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты некоторых налогов. В частности, к ним относятся: налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налог с продаж, налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН. Эти налоги не взимаются с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
При этом в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусматривается обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 10 апреля 2003 г. N 04-04-04/37.

Отчисления в негосударственные пенсионные фонды и ЕСН
В связи с пенсионной реформой все больше работодателей применяют на своих предприятиях дополнительную мотивацию для своего персонала в виде коллективного договора о дополнительном пенсионном обеспечении совместно с негосударственным пенсионным фондом. По условиям договора организация может перечислять пенсионные взносы за своих работников на солидарный счет фонда. Размер взноса определяется исходя из общей численности работников на дату перечисления. После выхода работника на пенсию с этого солидарного счета производится перечисление негосударственной пенсии.
Но при этом встает вопрос: возникает ли в данной ситуации объект налогообложения по единому социальному налогу, учитывая, что в соответствии со ст.237 НК РФ налоговая база при уплате ЕСН должна определяться отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом?

В соответствии с п.1 ст.237 Кодекса и на основании Письма Минфина РФ от 19 июня 2002 г. N 04-04-04/87 налоговая база налогоплательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 Кодекса, начисленных такими налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. В частности, к выплатам и вознаграждениям относятся полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Но к ним не относятся суммы страховых взносов, указанных в пп.7 п.1 ст.238 Кодекса.
Таким образом, суммы страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды приравниваются к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Согласно п.3 ст.236 Кодекса указанные в п.1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из этого следует, что организации включают в налоговую базу по единому социальному налогу только те суммы страховых платежей (взносов) в негосударственные пенсионные фонды, которые относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Эти расходы могут быть в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда согласно ст.255 гл.25 Кодекса "Налог на прибыль организаций". Суммы страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Организация - работодатель должна начислять единый социальный налог на сумму вносимых пенсионных взносов за своих работников (по списку) в момент перечисления этих взносов независимо от того, солидарный это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников, т.к. целью данного страхования является забота о старости каждого конкретного своего сотрудника.

Евгения Котова, генеральный директор ООО "Аудит-Эврика"
На Южном Урале в марте состоится 4 бесплатных выездных семинара по вопросам пенсионной реформы
Уралпрессинформ, 02.03.2004
В марте в Челябинской области пройдёт цикл из четырех бесплатных выездных семинаров 'О ходе пенсионной реформы и перспективах негосударственного пенсионного обеспечения населения Челябинской области'.


 
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное