Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N30, 09.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N30 (45)

9 марта 2004

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

Первая рассылка вышла
3 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1616
 

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2 апреля в Москве проводится семинар «Практика международного налогового планирования»

В.Путин подписал изменения в закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога

"Длительные реформы -- это для экономики нехорошо"

Уважаемые работодатели!

По мнению суда, положение пенсионеров хоть куда

Более 100 тысяч писем поступило в Тульскую область из Пенсионного фонда РФ

Профсоюзные вести

Специалисты пенсионного фонда разъясняют изменения в пенсионном законодательстве

Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения обсуждались в "Челябинвестбанке"

Россияне не дождутся высоких доходов от УК

УПРАВЛЯЙ СВОЕЙ ПЕНСИЕЙ

В пенсионный фонд Челябинской области подано 95 процентов индивидуальных сведений

 


1 и 2 апреля в Москве проводится семинар «Практика международного налогового планирования»

Уважаемые господа!

Приглашаем Вас 1 и 2 апреля 2004 года на семинар

«Практика международного налогового планирования».

Основное внимание будет уделено подробному обсуждению практических аспектов использования иностранных компаний в налоговом и финансовом планировании:
- сравнительный анализ налоговых режимов юрисдикций, предоставляющих возможности налоговой оптимизации для различных видов коммерческой и инвестиционной деятельности,
- использование иностранных организаций в «рублевом пространстве»,
- преимущества и правила регистрации европейских холдинговых структур,
- практика международного налогового планирования в свете применения соглашений об избежании двойного налогообложения для предприятий различных отраслей.

В семинаре принимают участие ведущие специалисты
Consulco International Group – Хенкин Дмитрий Ильич, Соболев Михаил Юрьевич, Денисенко Владимир Валерьевич,
эксперт RSM Top-Audit Лабутичев Игорь Валерьевич.

С программой семинара можно ознакомиться по адресу: http://www.consulco.com/RU/ibscentre/seminar_ibsc_russia/

Стоимость участия - 320 долларов с учетом НДС (200 долларов при оплате за один день участия в семинаре), включая питание участников и раздаточный материал.
В стоимость участия не входит размещение.

Семинар состоится в Москве (Marriott Tverskaya Hotel), 1 и 2 апреля.

По всем вопросам в связи с участием в семинаре, пожалуйста, свяжитесь с Андреем Вопилиным по тел. в Москве: (095) 933-0060 или 933-0069,
или по электронной почте av@consulco.ru


В.Путин подписал изменения в закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога
ПРАЙМ-ТАСС, 09.03.2004
МОСКВА, 9 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога". Документ был принят Госдумой 13 февраля 2004 г и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2004 г. Об этом сообщила 7 марта пресс-служба главы государства.

Документ направлен на упорядочение норм действующей редакции закона в связи с введением единого социального налога /ЕСН/, предназначенного для мобилизации средств на государственное пенсионное, социальное и медицинское страхования.

Внесение изменений и дополнений обусловлено тем, что частью второй Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 г введен единый социальный налог и установлены ставки единого социального налога по регрессивной шкале.

Изменения и дополнения связаны с введением норм по уплате страхователями единого социального налога, других налогов, средства от взимания которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

В соответствии с законом, отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий /бездействия/ должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются законом "Об основах обязательного социального страхования", а также федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством о налогах и сборах.

Действие закона "Об основах обязательного социального страхования" будет распространяться на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и /или/ установленных законодательством РФ о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

"Длительные реформы -- это для экономики нехорошо"
Время новостей, 09.03.2004
версия для печати
О том, что, на его взгляд, изменилось в экономике России за последние четыре года, газете «Время новостей» рассказал главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ.

-- В чем, на ваш взгляд, главные успехи экономической политики президента Путина?

-- Основные успехи достигнуты в темпах экономического роста. ВВП с 1999 года вырос примерно на 38%. Среднегодовые темпы роста в этот период были достаточно высокими -- примерно 6,8%. Причем такие темпы достигнуты в немалой степени за счет достаточно разумной макроэкономической политики. Другое дело, что из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры ее было относительно легко проводить, но тем не менее правительство не поддалось соблазну чрезмерного увеличения расходов бюджета, сохранило профицит, накопило резервы. Поддержание именно макроэкономической стабильности, нацеленности на снижение темпов инфляции -- это те качественные успехи, о которых надо говорить в первую очередь.

Кроме того, Владимир Путин, придя к власти, впервые за период реформ сформулировал долгосрочную цель: была разработана программа десятилетних экономических преобразований. Пусть она не реализуется в полной мере, но программа по крайней мере задала направление вперед. И экономика, равняясь на эти ориентиры, начала подстраиваться.

-- Как вы оцениваете влияние цен на нефть на экономические показатели последних четырех лет?

-- Влияние цен на нефть было безусловно доминирующим. Чем выше были цены на нефть, тем выше были темпы роста. Хотя в 2003 году доминирующая роль этого фактора начала слегка снижаться, повысилась эффективность финансовой системы, более активно пошли процессы реструктуризации на уровне предприятий и т.д.

Причем это скорее не итог макроэкономической политики, а результат естественной эволюции всей экономической системы, в первую очередь частного сектора. Политика, впрочем, тоже, как я уже говорил, была достаточно благоразумной. К макроэкономике претензий никаких нет.

-- Что из анонсированного Путиным в начале президентства, по вашему мнению, сделать не удалось?

-- Из того, что было намечено, сделать полностью не удалось практически ничего, хотя начато было многое. Например, были обозначены некие направления: реформа естественных монополий, налоговая реформа, пенсионная реформа. Вот, смотрите, началась налоговая реформа. Прошло уже четыре года, а она все продолжается. Столь длительные реформы -- это для экономики нехорошо. Это означает, что для экономических агентов правила игры постоянно меняются, что мешает строить долгосрочные планы. Чисто экономически чрезмерная длительность периода реформ является негативным фактором...

-- То же самое, видимо, относится и к другим реформам, например банковской...

-- Абсолютно. Тема реструктуризации банковской системы очень много обсуждается, но реформы не было и нет. Но тем не менее банковская система эволюционировала, постепенно совершенствовалась. Количество банков сократилось, они стали проводить более разумную политику, кредитовать реальный сектор в чуть больших объемах.

Однако кардинально ситуация пока не поменялась, поскольку стимулов для более активной реструктуризации у банков не было -- за счет дешевых нефтяных денег ликвидность в системе росла опережающими темпами. Почему я это говорю. Я считаю, что весь позитив, который произошел в последние годы, -- это результат того, что каждый экономический агент так или иначе развивался, в том числе и банки. И это происходило в рамках действующего законодательства, т.е. постоянно меняющегося законодательства. И правительство, надо отдать ему должное, в основном не мешает этому процессу (хотя всем известные исключения в последнее время и имели место).

-- Если я вас правильно понял, главное, чтобы государство не мешало экономике развиваться. Означает ли это, что одна из главнейших целей президента -- административная реформа, кардинальное снижение влияния чиновников на экономику?

-- Сейчас государство все еще продолжает постоянно вмешиваться в экономику. Все активнее обсуждается необходимость, например, промышленной политики. Гипотетически можно предположить, что это могло бы привести к хорошим результатам. Тем более что опыт такой в мире есть. Например, Бразилия потратила 1 млрд долл. на создание авиационной промышленности. Региональный бразильский самолет успешно конкурирует на мировых рынках. Я не возражаю против такого рода проектов, но боюсь, что до тех пор, пока мы не решим проблемы качества нашего государства, качества чиновников, лучше и не заикаться о подобного рода финансировании. Все будет сделано неэффективно, не хочется говорить -- разворовано.

-- Одна из тем, которая волновала общество в последние четыре года, -- это взаимоотношения власти и бизнеса. Как, на ваш взгляд, они развивались?

-- Эти взаимоотношения начались с конфликта, вспомните Березовского, Гусинского, конфликтом и закончились. Правда, был период снижения накала конфронтации в середине срока. Я не хочу давать оценку, кто прав, кто виноват, но сам факт конфронтации, конечно, не идет на пользу экономическому развитию в целом. Я думаю, что корни этой проблемы в нашем менталитете, которому всегда была присуща непримиримая борьба с кем-то, за что-то и т.д. Нет понимания, что нормальное существование -- это сосуществование и поиск компромисса. Без всякого надрыва. Все мы излишне агрессивны по отношению друг к другу.

Хочется надеяться, что второй срок будет ориентирован на поиск компромисса, на понимание того, что бизнес и власть неотделимы в том смысле, что они должны сосуществовать. Это, впрочем, не значит, что должно быть взаимное проникновение одного в другое. Это должно быть цивилизованное сосуществование.

-- Большинство экономистов указывают на то, что неурегулированные взаимоотношения бизнеса и власти являются одной из причин, по которой иностранные инвесторы остерегаются вкладывать в Россию. По вашему мнению, почему уровень иностранных инвестиций столь низок?

-- Сначала надо ответить на вопрос, почему инвестиции идут, например, в Восточную Европу, в Китай, а не к нам. Причины разные. Страны Восточной Европы сразу поставили цель интегрироваться в европейскую экономику. Они полностью открылись, реформирование их институтов шло по образцу, привычному для внешних инвесторов.

В Китае другая ситуация. Во-первых, Китай уже до того, как туда начали приходить инвестиции, демонстрировал достаточно высокие темпы роста. Реформы в Китае обозначились задолго до прихода иностранных инвесторов. Во-вторых, Китай понятен иностранцам, потому что там более предсказуемая политико-бюрократическая система. Она несовершенна, тоже коррумпирована, но она предсказуема и относительно стабильна. У нас же постоянно все менялось. При Ельцине одно, при Путине другое. Кроме того, надо учитывать, что иностранные инвестиции идут в Китай еще и потому, что там гораздо ниже уровень налогообложения. Доля бюджета расширенного правительства в ВВП Китая составляет 20%, а у нас 40%. Соответственно, при примерно одинаковых рисках уровень изъятия налогов в Китае ниже. Хотя наши налоги и ниже, чем в Восточной Европе, но там меньше коррупции, ниже барьеры входа, более стабильная и прозрачная законодательная база. Отсюда вывод: в России инвесторам неудобно и непонятно.

-- В связи с этим возникает вопрос, а выполнима ли президентская задача удвоить ВВП за десять лет?

-- Выполнима. Мировой и наш собственный опыт показывает, что в течение длительного времени экономики могут расти, особенно с низкого уровня. Но эту задачу не надо абсолютизировать. Даже если мы вырастем на 90 или на 80% -- это тоже хорошо. Экономика должна расти на 7% или чуть выше. Это действительно возможно, даже в условиях более низких цен на нефть. Но в этом случае нужно быть больше иностранных инвестиций. Рост в Китае, Восточной Европе -- это результат именно иностранных инвестиций. Китай в последнее время получает 45--50 млрд долл. в год. Весь рост в Восточной Европе, переориентация торговли с Востока на Запад -- это тоже результат вложений иностранных финансовых ресурсов. Мы этого пока не получаем. Только сейчас Россия перестает быть страной, вывозящей капитал. Если отток сменится на приток, то темпы экономического роста будут высокими.
Беседовал Михаил ВОРОБЬЕВ
Уважаемые работодатели!
Пресса Архангельской Области, 05.03.2004
Отделение Пенсионного фонда РФ по Архангельской области обращает внимание страхователей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что с 01 января 2004 года вступил в действие Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 185 - ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершения процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Суть нововведений сводится к тому, что с 01 января 2004 года государственная регистрация работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, осуществляется в режиме "одно окно" - только в органах Министерства по налогам и сборам. Территориальные органы МНС представляют сведения о регистрации (снятии с учета) указанных категорий в региональные органы Пенсионного фонда РФ.

Органы Пенсионного фонда РФ производят регистрацию юридических лиц и предпринимателей в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и передают данные о регистрационном номере в орган МНС. Орган МНС доводит до сведения страхователя регистрационный номер в ПФР.

Регистрация остальных категорий страхователей (частных нотариусов; адвокатов; физических лиц, заключивших трудовые договора с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы; лица, добровольно вступившие в правоотношения с ПФР) происходит в территориальных органах ПФР.

Все вопросы, связанные с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, перечислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, регистраций застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования следует уточнять в территориальных органах ПФР. Рекомендуем вам после получения регистрационного номера в ПФР обязательно встретиться с сотрудниками службы персонифицированного учета территориального органа ПФР. С вами будет проведена техническая учеба по заполнению документов персонифицированного учета, бесплатно предоставлена программа для подготовки отчетности в Пенсионный фонд, при необходимости выданы бланки документов персонифицированного учета для регистрации сотрудников предприятия.

Индивидуальным предпринимателям важно ознакомиться с правилами уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, с номерами кодов бюджетной классификации, которые необходимо указывать при оформлении платежных поручений на перечисление взносов.

Следует отметить, что ликвидация и снятие с учета в органах МНС должна производиться только после того, как страхователем представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц, работающих на предприятии, с начала отчетного периода до момента ликвидации.

Система действующего пенсионного страхования предполагает наличие знаний законодательства об обязательном пенсионном страховании. Сегодняшние вольные или невольные ошибки могут привести к значительному снижению размера будущей пенсии или ее отсутствию.

Сотрудники территориальных органов Пенсионного фонда ответят на все интересующие вас вопросы и окажут необходимую консультационную и практическую помощь.

Н.Н. Никипанчук, начальник ГУО ПФР в г. Мирном


По мнению суда, положение пенсионеров хоть куда
Аргументы и факты, 06.03.2004
В РЕДАКЦИЮ газеты «АиФ. Долгожитель» приходит немало писем от пенсионеров по поводу так называемых нестраховых периодов, которые были исключены из их стажа в связи с принятием в 2001 году закона «О трудовых пенсиях в РФ». «Когда же будет восстановлена справедливость?» — спрашивают они. На этот вопрос недавно дал ответ Конституционный суд.

Конституционный суд страны рассмотрел запрос инициативной группы пенсионеров, касающийся закона «О трудовых пенсиях в РФ». Суть основных претензий заключалась в том, что закон исключил из стажа пенсионеров многие периоды, ранее в него входившие. Теперь в стаж не включаются время обучения гражданина в высших и средних специальных учебных заведениях, период проживания жен военнослужащих по месту работы мужей, где они не могли работать по специальности. Период военной службы, службы в милиции, период получения пособия по безработице или по болезни включаются в стаж, только «если им предшествовали или за ними следовали периоды работы». Время работы на Крайнем Севере не засчитывается с коэффициентом «год за полтора». Зачисляемый в стаж период ухода за новорожденным ограничен полутора годами для каждого из родителей (в сумме не более трех лет).

Подавшая запрос группа пенсионеров настаивала, что исключение этих положений урезает их права. Особенно несправедливым, по мнению истцов, является то, что государство, изменив пенсионное законодательство, дало законам обратную силу и обмануло граждан, фактически взяв назад данные им обещания. Ведь труд по воспитанию ребенка раньше был признан в той же мере общественно полезным, что и труд на производстве. Действие закона распространилось и на тех граждан, которые вышли на пенсию в условиях старой системы, и на тех, которые большую часть жизни проработали при старой системе, ориентируясь в своих действиях на нее. У этих граждан накопительная часть пенсии либо вообще не формировалась, либо будет слишком мала. Так что сокращение нестраховых периодов уменьшает размер их пенсий, ведь по новой накопительной схеме страховая часть пенсии зависит от стажа: чем он меньше, тем меньше и она.

Однако Конституционный суд не принял во внимание доводы истцов, посчитав, что новое пенсионное законодательство не ухудшило положение пенсионеров, так как сейчас они все равно получают более высокую пенсию, чем раньше.

Абсолютно непонятно, на основании чего суд сделал вывод о том, что положение пенсионеров не ухудшилось, ведь покупательная способность нынешней средней пенсии гораздо ниже прежней советской.

Инициативная группа намерена продолжить борьбу за справедливость и обратиться в Европейский суд по правам человека. Однако опытные юристы сомневаются в перспективах подобных исков: дело в том, что в Страсбурге не очень любят иски социального характера.

Что же касается перспектив пересмотра закона в нашей стране, то это в состоянии сделать только Дума. Напомним, прежняя Дума несколько раз пыталась решить вопрос о нестраховых периодах простым внесением поправок в закон «О трудовых пенсиях в РФ», расширяющих их список с шести до одиннадцати. Но поправки были отклонены Советом Федерации.




Более 100 тысяч писем поступило в Тульскую область из Пенсионного фонда РФ
ИА Регнум, 06.03.2004
В Тульскую область из Пенсионного фонда России поступило 103137 письма в рамках второго этапа по информированию застрахованных лиц. Эту информацию сообщил управляющий тульским отделением Пенсионного фонда Николай Крайнев. Письма содержат выписки о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан, не имеющих накопительной части трудовой пенсии.

На сей раз информацию о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд в 2002 году, получили женщины, родившиеся после 1957 года, и мужчины, родившиеся после 1953 года. Письма разносят почтальоны, причем вручаются они каждому лично в руки. Если сумма страховых взносов оказалась равна нулю, то необходимо обратиться к своему работодателю, который по закону является страхователем.

Профсоюзные вести
Радио "Маяк", 06.03.2004
2004/06/03 | 13:13 Владимир Кораблев (ведущий программы)
В этом году депутаты Государственной Думы намерены рассмотреть законопроект о введении почасовой оплаты труда. Как это отразится на положении работников, режиме их труда, отдыха, оплате больничных листов, а также пенсионном обеспечении? На эти вопросы я прошу ответить председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова.

ШМАКОВ: Действительно Государственная Дума намеревается в этом году рассмотреть вопрос о почасовой оплате труда. Только я бы скорректировал эту формулировку так: не о почасовой оплате труда, а почасовой минимальной оплате труда этот законопроект предлагается профсоюзами и внесен на рассмотрение в Государственную Думу еще прошлого созыва профсоюзными депутатами.

-А в чем суть минимальной почасовой о платы труда?

ШМАКОВ: Мы предполагаем, что через этот механизм мы быстрее сможем добиться выполнения коренного требования профсоюзов о достижении величины минимального размера оплаты труда не ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного человека. Если такой законопроект будет принят, то впрямую на каких-то изменениях режима труда и отдыха, пенсионного обеспечения, оплаты больничного листа это не отразится. Естественно, мы предполагаем, что это для тех, кто трудится полный рабочий день.

Вся суть этого законопроекта в другом - установить, что минимальный размер оплаты труда в расчете на один час рабочего времени не должен быть ниже определенной величины. Мы предполагали, когда разрабатывали этот законопроект, что эта величина могла бы быть на уровне 10 рублей в час. Называя эту цифру, мы исходили из того, что на тот момент прожиточный минимум трудоспособного человека составлял примерно 1700-1800 рублей в месяц, по балансу полного рабочего времени получалось, что при оплате труда не ниже, чем 10 рублей в час, человек получал бы заработную плату не ниже, чем 1700 рублей. Но за прошедшее время, конечно, повысились цены. Сегодня для трудоспособного человека прожиточный минимум составляет примерно 2 тысячи 300 рублей. В этом смысле, конечно, мы будем настаивать, чтобы эта величина, когда она будет обсуждаться, была на уровне не ниже, чем 15 рублей в час.

-А как сегодня обстоят дела с этим вопросом?

ШМАКОВ: Установленный ныне на федеральном уровне минимальный уровень оплаты труда в 600 рублей в месяц в пересчете на один час работы получается, что человек получает минимум 4 рубля в час. Поэтому дистанция эта достаточно большая. Но, самое главное, для небюджетных секторов экономики сегодня эти цифры минимального размера оплаты труда вполне достижимы. Сегодня та политика, которая проводится правительством, ориентирована на то, чтобы сам человек из заработной платы все больше и больше возмещал те затраты, которые раньше несло государство (медицинское обеспечение, образование, оплату жилищно-коммунального хозяйства и так далее и так далее). То, естественно, должна и расти заработная плата для того, чтобы человек смог нести эти затраты. Поэтому наши предложения по переходу на почасовую минимальную оплату труда полностью лежат в створе нашей общей политики, согласно которой мы требуем довести минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума.

-А коснется ли законопроект о почасовой оплате труда работников бюджетной сферы?

ШМАКОВ: Мы считаем, что этот закон должен касаться всех. Как раз при подготовке этого закона и принятии его необходимо будет соответствующим образом изыскать средства для повышения заработной платы бюджетников. Но это все равно придется делать в рамках декларируемой сейчас реформы оплаты труда в бюджетной сфере в переходе на отраслевые тарифные сетки и так далее. Пока эти предложения еще четко не сформулированы и не представлены на обсуждение, но, тем не менее, все понимают, что для проведения реформы заработной платы бюджетников придется соответствующим образом увеличивать финансирование на эти цели.

-Таким образом, можно сделать вывод, что введение минимальной почасовой оплаты труда не повлияет на положение работников, режим их труда, отдыха, оплату больничных листов, а также пенсионное обеспечение?

ШМАКОВ: На самом деле, конечно, с одной стороны, не повлияет, потому что это не относится к изменениям этих условий. С другой стороны, повлияет значительно в том смысле, что будет увеличена заработная плата, поэтому увеличится и размер пенсий, увеличится оплата отдыха и все другие выплаты людям.

Специалисты пенсионного фонда разъясняют изменения в пенсионном законодательстве
Уралпрессинформ, 09.03.2004
В прошлом году пенсионная реформа получила свое масштабное развитие. На прошедшем семинаре по пенсионной реформе заместитель управляющего Челябинского отделения пенсионного фонда РФ Леонид Устелемов коротко остановился на изменениях в пенсионном законодательстве.
Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения обсуждались в "Челябинвестбанке"
Уралпрессинформ, 09.03.2004
В банке 'Челябинвестбанк' (Челябинск) прошел семинар 'О ходе пенсионной реформы и перспективах негосударственного пенсионного обеспечения населения Челябинской области'.

На семинаре выступили представители комитета по экономике области, отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области и негосударственных пенсионных фондов, действующих на территории области.
Негосударственный пенсионный фонд 'Пенсион-Инвест', учредителем которого является Челябинвестбанк, представлял Вячеслав Назарец, председатель Совета Фонда. По его словам, негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) в России должно решить, во-первых, социальную задачу - приподнять уровень жизни пенсионеров, предоставив дополнительную прибавку к государственной пенсии за счет выплат их пенсионных накоплений в НПФ. Во-вторых, система НПО направлена на формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Вячеслав Назарец призвал руководителей предприятий-работодателей, профсоюзных организаций проявлять инициативу и совместно с органами власти и пенсионными фондами информировать население о важности пенсионной реформы и роли негосударственного пенсионного обеспечения, сообщает пресс-служба "Челябинвестбанка".

Россияне не дождутся высоких доходов от УК
RBCDaily, 09.03.2004
Управляющие компании ожидают в 2004 г. низкую доходность по переданным им пенсиям россиян

До 31 марта управляющие компании (УК) получат из Пенсионного фонда РФ 2,3 млрд руб. тех, кто осенью 2003 г. решил доверить накопительную часть своей пенсии частным структурам. По мнению опрошенных RBC daily участников рынка, к этому времени можно будет ожидать перегрева фондового рынка, вследствие чего доходность пенсионных вложений по итогам года будет заметно ниже, чем доходность портфелей аналогичной структуры в 2003 г. Однако большинству УК все же удастся переиграть государственного управляющего, заработав, по разным оценкам, от 15 до 25% годовых. Лучшие результаты могут показать небольшие УК за счет выбора агрессивной стратегии. Общую картину, скорее всего, испортят компании, привлекшие большие объемы пенсионных денег за счет административного ресурса, – «Парк Авеню Капитал», «Солид Менеджмент», «Капиталъ», УК РОСБАНКа, а также те, кто участвовал в пенсионной реформе из спекулятивных соображений. Специалисты опасаются, что низкая доходность пенсионных вложений и отрицательные результаты ряда УК смогут дискредитировать в глазах населения всю идею пенсионной реформы.

В соответствии с положениями пенсионной реформы работающие граждане России в конце 2003 г. имели возможность передать накопительную часть своей пенсии за 2002 и последующие годы негосударственным УК. Профессиональные управляющие должны инвестировать полученные в управление средства в портфель ценных бумаг, отвечающий законодательно определенным критериям. Доход от этих инвестиций за минусом комиссии УК, по замыслу, станет существенной прибавкой к пенсиям. Начиная с лета 2004 г., помимо УК, граждане получат возможность отдавать часть своей пенсии негосударственным пенсионным фондам. Однако первые итоги реформы оказались безрадостными для ее организаторов – осенью 2003 г. частным УК доверили свою пенсию только 698 тыс. граждан, или 1,8% из тех, кто имел такую возможность, притом что по первоначальным прогнозам Минфина и ПФР их доля должна была составить 10-15%. Теперь же реформу ждет новое испытание. В соответствии с ожиданиями опрошенных RBC daily специалистов, к 1 апреля, когда УК получат 2,3 млрд руб. из ПФР, фондовый рынок окажется на своем пике. «Частные управляющие получат в распоряжение деньги только на 9 месяцев, и есть риск, что начало инвестиций придется на пик роста рынка», – сказал RBC daily аналитик рынка долговых ценных бумаг УК «Паллада Эссет Менеджмент» Иван Гуминов.

В связи с этим аналитики прогнозируют, что по итогам года доходность пенсионных средств под управлением УК окажется существенно ниже, чем доходность портфелей аналогичной структуры в 2003 г. «В 2003 г. доходность по пенсионным вложениям могла составить около 30%. В 2004 г. ожидаемая доходность – 20-25%», – считает Иван Гуминов. Другие опрошенные RBC daily специалисты полагают, что доходность будет несколько ниже: 15-20% (директор по продажам на внутреннем рынке компании «ПиоГлобал Эссет Менеджмент» Валерий Иванов); не выше 20% (заместитель гендиректора УК «НИКойл» Наталия Плугарь); 15-18% (гендиректор УК «Интерфин Капитал» Дмитрий Сачин); на уровне банковских ставок (начальник отдела управления активами компании «Брокеркредитсервис» Сергей Король). При этом результаты УК, по оценкам, окажутся выше доходности по пенсионным накоплениям у государственного управляющего. «По итогам года государственная УК получит доходность в размере 8-10%. Необходимо учитывать, что она имела возможность размещать пенсионные деньги с начала года, во время ралли, что ставит ее в более выгодное положение по сравнению с частниками», – замечает Иван Гуминов.

По мнению большинства экспертов, большую доходность получат УК, получившие наибольшее количество заявок на перевод пенсии. «При одинаковой стратегии компании, имеющие больший объем пенсионных денег, могут показать большую доходность, т.к. их расходы на управление будут меньше на единицу вложенных средств», – полагает Наталия Плугарь. «Чем больше УК получит денег, тем больше у нее будет возможность для диверсификации рисков и тем больше будет их ожидаемая доходность», – соглашается Валерий Иванов. С такой точкой зрения, правда, не согласен Дмитрий Сачин. По его словам, некоторые компании, привлекшие небольшие суммы, смогут показать более высокую доходность (порой в 2 раза выше, чем в среднем по рынку) за счет того, что они будут рисковать. Часть же компаний – лидеров по привлечению пенсионных денег – может показать более низкие результаты. «Некоторые УК имеют маленький опыт управления, но они получили большие объемы пенсионных денег за счет административного ресурса, – замечает Иван Гуминов. – Есть вероятность, что те, кто предоставил им такой административный ресурс, потребуют от них что-нибудь взамен. Такие УК будут осуществлять инвестиции не на основе своего знания рынка и ожиданий на рынке, а будут отрабатывать предоставленные им услуги, вкладывая в предприятия, в которых заинтересованы их покровители». Как рассказал RBC daily один из участников рынка, можно ожидать, что, к примеру, «Солид Менеджмент» будет инвестировать в предприятия Татарстана. «Такая стратегия хороша с точки зрения региона, но в результате будут финансироваться убыточные предприятия, и доходность будет ниже возможной», – говорит он. Эксперты также упоминают в этой связи близкую к СУАЛу УК «Парк Авеню Капитал», УК НПФ (Магнитогорский металлургический комбинат), УК «Капиталъ» («ЛУКОЙЛ»), УК РОСБАНКа. Дмитрий Сачин, напротив, призывает не драматизировать ситуацию вокруг подобных компаний. «Тот же «Солид» сможет вложиться в «Татнефть» и получить более высокую доходность за счет информации, которой не будет на рынке». Но в целом, отмечает он, когда имеет место приказной порядок в инвестиционной сфере, что-либо прогнозировать становится невозможно.

Большие опасения у специалистов вызывают компании, созданные для дальнейшей перепродажи. В качестве примера участники рынка называют компанию «СИС». «Эта УК была продана уже тогда, когда шел сбор заявок на перевод накопительной части пенсии. Тогда за большие деньги была продана по сутипустая УК. Ее новые владельцы забивали ее теми же пенсионными деньгами», – говорит собеседник RBC daily. Еще одна группа риска – так называемые «компании-однодневки», которые были созданы для получения краткосрочных спекулятивных доходов. «В процессе пенсионной реформы можно было наблюдать своеобразный пузырь – многие финансовые структуры выходили на рынок доверительного управления в надежде заработать большие деньги в краткосрочном периоде, – говорит Иван Гуминов. – Такие компании неадекватно оценили перспективы, и есть вероятность, что часть из них непрофессиональными действиями дискредитируют всю пенсионную реформу. С точки зрения популярности пенсионной реформы среди населения мы опасаемся таких компаний даже больше, чем тех, кто пользовался административным ресурсом для привлечения пенсионных накоплений». С ним соглашается Дмитрий Сачин. «Из 55 компаний, участвующих в инвестировании пенсионных накоплений, около 15 неизвестны вообще, – говорит он. – Солидных компаний всего порядка 15-20. Некоторые аутсайдеры, действительно, могут дискредитировать наше дело».

УПРАВЛЯЙ СВОЕЙ ПЕНСИЕЙ
Пресса Архангельской Области, 09.03.2004
А ВОПРОСЫ отвечает начальник Управления Пенсионного фонда в Онежском районе

Л.Н.КУЗНЕЦОВА:

-Каковы результаты работы по инвестированию пенсионных накоплений?

-Подведены первые итоги пенсионной реформы. Более двух тысяч жителей Архангельской области, имеющих накопительную часть будущей пенсии, воспользовались правом выбора частной управляющей компании и уведомили Пенсионный фонд о своём решении.

Наибольшее количество заявлений поступило в такие управляющие компании, как "Никойл", "АВК Дворцовая площадь", "Альфа-капитал", "Атон-менеджмент", "Капиталъ", "Монтес АУРИ", "РН-Траст", "Тройка-Диалог", "РБ Эссет Менеджмент". Накоплениями остальных будет заниматься государственная управляющая компания Внешэкономбанк.

- Получен первый опыт собственноручного управления своей будущей пенсией. Но остаются сомнения, непонимание сути происходящего. Что же такое пенсионная реформа?

-До недавних пор российская пенсионная система была полностью распределительной, то есть собираемые взносы с работающих распределялись между пенсионерами.

Новая пенсионная модель предусматривает, что пенсионные обязательства государства перед гражданином персонифицированы и напрямую зависят от размеров отчислений в Пенсионный фонд, которые начисляются на сумму получаемых им доходов. По новому пенсионному законодательству, вступившему в силу с 1 января 2002 года, трудовая пенсия будет состоять из трёх частей - базовой, страховой и накопительной. Причём право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе.

- В чём же принципиальное отличие этих трёх составляющих будущей пенсии?

Базовая часть пенсии, по сути, представляет государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения, при достижении пенсионного возраста и наличии не менее пяти учтённых в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет.

В отличие от базовой части пенсии, которая не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Страховые платежи фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства на индивидуальном лицевом счёте. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с неё и тем выше размер будущей пенсии.

Страховые платежи на накопительную часть пенсии поступают на специальную часть лицевого счёта застрахованного. Эти суммы не отвлекаются на финансирование текущих выплат пенсий, а перечисляются для инвестирования управляющим компаниям. Доход от инвестирования пенсионных накоплений будет ежегодно зачисляться на лицевые счета застрахованных лиц, что позволит в итоге увеличить размер накопительной части их будущих пенсий.

- Срок подачи заявления о выборе управляющей компании прошёл, а гражданин только сейчас определился с выбором частной управляющей компании. Как быть?

-Управляющая компания выбирается не раз и навсегда. Согласно закону "Об инвестировании средств пенсионных накоплений..." застрахованное лицо имеет право ежегодного выбора управляющей компании. Если уже выбранная компания устраивает, то вновь поступившие страховые взносы, учтённые на ИЛС застрахованного лица, будут переводиться в эту управляющую компанию без подачи дополнительного заявления. Но если выбранная управляющая компания не устраивает, можно будет в установленный срок подать заявление о переводе средств в другую управляющую компанию. Кроме того, с 2004 года в системе обязательного пенсионного страхования участвуют негосударственные пенсионные фонды.

Следовательно, получив в текущем году из Пенсионного фонда извещение о состоянии специальной части индивидуального лицевого счёта и результатах инвестирования, застрахованное лицо может направить заявление о переводе средств пенсионных накоплений в управляющую компанию либо о переводе их в негосударственный пенсионный фонд.

-Изменится ли в 2004 году порядок подачи заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)?

-Нет. Заполненное и подписанное заявление, бланк которого вам до 1 июля направит Пенсионный фонд РФ, лично передаётся в Управление Пенсионного фонда по месту жительства или в организацию, с которой отделение Пенсионного фонда заключит соглашение о взаимном удостоверении подписей. Перечень таких организаций будет доведён до сведения застрахованных лиц через СМИ. При подаче заявления необходимо предъявить страховое свидетельство и паспорт.

Заявление можно отправить по почте в Управление ПФР, если оно заверено нотариусом, командиром воинской части (для вольнонаёмных граждан), расположенной в местах отсутствия нотариальных служб, начальником места лишения свободы (для осуждённых).

Заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) должно быть направлено в органы ПФР не позднее 1 октября.

- Где можно получить информацию о частных управляющих компаниях?

-Сведения об управляющих компаниях и НПФ, сроках подачи заявлений, трансфер- агентстких центрах будут доводиться до застрахованных лиц.

Беседовал А.ИВАНОВ.

Пейзажи Прионежья

Посетители фотоателье на улице Вересового,4 приятно удивлены. Известный фотомастер Валентин Кузьмин подготовил живописную галерею фотовидов Онеги, Кий- острова и окрестностей Прионежья. Миниатюры красиво оформлены в рамках на любой вкус. Их средние размеры 20x30 сантиметров. Стоят недорого: 150-200 рублей.

Лучшего подарка любимым женщинам и не придумаешь. Прелестный вид родных северных мест, утренние и вечерние пейзажи украсят квартиру. И напомнят в любое время года о милом сердцу человеке.

Попутно подарите родным и близким (и потомкам) свое фото в художественном исполнении...
В пенсионный фонд Челябинской области подано 95 процентов индивидуальных сведений
Уралпрессинформ, 09.03.2004
По состоянию на 1 марта 2004 года 95 процентов страхователей Челябинской области подали индивидуальные сведения персонифицированного учета о стаже и страховых взносах за 2003 год в отделения пенсионного фонда.

Об этом агентству 'Урал-пресс-информ' рассказала заместитель управляющего Челябинского отделения пенсионного фонда Наталья Сигидова.
Плановый показатель 2 миллиона 100 тысяч штук. По принятым индивидуальным сведениям Челябинская область занимает 8 место по России.

В 2002 году на страховую часть пенсии поступили 6 миллиардов 65 миллионов рублей, на накопительную - 854 миллиона рублей. По лицевым счетам граждан разнесено 99,9 процента поступивших средств.

Не предоставили индивидуальные сведения за 2002 год 574 работодателя.

По словам Натальи Сигидовой, за 7 лет существования системы персонифицированного учета серьезно относились к этой работе на ЧТЗ, ЧМК, Мечеле, ММК.

Наталья Федоровна отметила также работу глав Красноармейского района, Копейска, Троицка.



 
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное