Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 24 декабря 2006 г.


24 декабря 2006 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Пояснительная записка к регламенту "О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов"

Пояснительная записка к проекту федерального закона специальном техническом регламенте О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов (2-я редакция)
 
Разработчики проекта: ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ОАО ВНИИГАЗ, ГУП ИПТЭР, ОАО ВНИИСТ.
 
 
1. Цели и задачи принятия технического регламента
Проект федерального закона о специальном техническом регламенте О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов (2-я редакция) разработан в соответствии с Федеральным законом О техническом регулировании (184-ФЗ от 27 декабря 2002г.) и Программой  разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. 1421-р. и предлагается к рассмотрению как составная часть законодательства в сфере технического регулирования, промышленной и экологической безопасности.
Основной целью специального технического регламента является обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений путем установления обязательных требований безопасности к производственным объектам магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов (далее . объекты трубопроводного транспорта).
2. Общая характеристика и концепция  технического регламента
Разработчики проекта (ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ГУП ИПТЭР, ОАО ВНИИСТ, ОАО ВНИИГАЗ) исходили из того, что помимо данного технического регламента  (далее - ТР) будет предусмотрена разработка других общих и специальных технических регламентов, охватывающих, в том числе, требования пожарной и экологической безопасности, безопасности машин и оборудования, безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Соответственно, в данном ТР минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, безопасную эксплуатацию  машин и оборудования, включая  единство измерений, указываются в виде ссылок на соответствующие  проекты общих технических регламентов. Также в ТР приводятся или даны ссылки на основные действующие нормы федерально! го законодательства в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, предупреждения ЧС.
Специфика строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта связаны с наличием линейного источника опасности аварий и чрезвычайных ситуаций с возможностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнением окружающей среды при выбросе опасных веществ. Для обеспечения безопасности объектов трубопроводного транспорта необходимо учитывать различные факторы риска, связанные не только с техническим состоянием, но и факторами:
-          прохождения трубопровода вблизи населенных пунктов и через природные объекты, чувствительных к экологическому загрязнению;
-          внешних антропогенных (несанкционированные врезки в трубопровод, терроризм) и природных (землетрясения, оползни)  воздействий.
Настоящий проект ТР (2-я редакция) основан на:
-          требованиях федерального законодательства в области технического регулирования, промышленной и экологической безопасности,
-          действующих нормативных документов в области безопасности трубопроводного транспорта (РД 08-303-99, РД 08-204-98,  правил технической эксплуатации и норм проектирования ОАО АК Транснефть, ОАО Газпром, ЗАО КТК-Р и других компаний, СНиП 2.05.06.-85*, СНиП III-42-80,   СП 34-116-97, стандартах ISO 13623, CAN3-Z183-M86, B31.8-2003 и др.),
-          методических рекомендациях Минпромэнерго России (утв. Приказом Минпромэнерго России 21.12.04, сайт: www.mte.gov.ru),
-          рекомендациях и разработках Экономической рабочей группы при Администрации Президента РФ и Национального института технического регулирования (сайт: www.nitr.ru).
Одной из проблем при разработке данного ТР является определение оптимального соотношения между необходимостью использовать в ТР четких и проверяемых надзорными органами требований (по возможности с количественными показателями), но которые могут явиться препятствием для развития новых технологий, и нормами целеориентированного регулирования (например, по критериям приемлемого риска), но которые в силу ряда причин могут иметь субъективный характер.
В настоящем проекте по возможности максимально учитывалось, что технические регламенты, принимаемые федеральным законом, - законодательные документы прямого действия. Соответственно, требования технических регламентов должны быть конкретными и верифицируемыми, а соответствие продукции или процессов такого рода требованиям должно быть проверяемым и удостоверяемым.  Разработчики стремились не допускать расплывчатых и декларативных норм, не подкрепленные конкретными параметрами, поскольку применение таких норм может привести к избыточному контролю или даже произволу контролирующих инстанций.
Исходя из вышеизложенного разработчиками, требования ТР не включают положения действующих нормативных документов, которые могут быть перенесены в стандарты, а именно:
¾                 безопасные расстояния  до населенных пунктов, промышленных объектов (предлагается определять на основе количественного анализа риска с учетом требований с учетом требований технического регламента);
¾                методы оценки риска, расчета трубопроводов на прочность и устойчивость, вследствие возможности их непрерывного совершенствования и допустимости применения различных методических подходов;
¾                количественные критерии приемлемого риска вследствие несовершенства методического обеспечения оценки риска, в том числе  субъективизма при выборе исходных данных и допущениях при расчетах;
¾                иные нормы безопасности, буквальное выполнение которых приводит к неоправданным затратам производства или может затруднить внедрение новых технологий и методов, повышающих безопасность.
Всего на проект ТР поступило более 200 замечаний от различных организаций, Минпромэнерго России, Ростехнадзора, МЧС России, Росгидромета, МПР России, ОАО АК Транснефтепродукт, ОАО Газпром, ЗАО КТК-Р, НК ЛУКОЙЛ, РОССНГС, ОАО Старстрой, НИСИПП, НТЦ Транскор-К, ЗАО Сахалинская энергия, ОАО СибНИПИРП, ООО Энергодиагностика и др.
Проект ТР обсуждался на общественных слушаниях в Минпромэнерго России 19 июля и 13 сентября 2005 г., а также на семинарах и конференциях по промышленной безопасности, в том числе на международной конференции Трубы-2005 (г. Челябинск).
 
Структура технического регламента.
Проект федерального закона о техническом регламенте состоит из 6 глав, 28 статей.
Предлагаемый проект технического регламента (2-я редакция) имеет следующие разделы:
Глава 1.          Общие положения
Глава 2.          Общие требования безопасности к объектам трубопроводного транспорта, процессам их производства, эксплуатации, консервации и ликвидации
Глава 3. Требования безопасности к объектам трубопроводного транспорта при проектировании          
Глава 4.          Требования безопасности при строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов трубопроводного транспорта
Глава 5.          Маркировка
Глава 6.          Оценка соответствия объектов трубопроводного транспорта требованиям безопасности
Глава 7. Заключительные и переходные положения
 
Глава 1 включает цели и сферу применения, правила идентификации, основные понятия.
В соответствии со ст.7 Федерального закона О техническом регулировании настоящий ТР устанавливает:
¾          требования к производственным объектам магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов и процессам их производства, эксплуатации, консервации и ликвидации;
¾          правила идентификации (перечень) производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов;
¾     правила и формы оценки соответствия производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов и процессов их производства, эксплуатации, консервации и ликвидации требованиям настоящего специального технического регламента.
Объектами технического регулирования данного ТР являются производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов, на которых хранятся и транспортируются опасные вещества (объекты трубопроводного транспорта).
Объекты трубопроводного транспорта идентифицируются следующим образом:
а) производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта и местных распределительных трубопроводов, предназначенные для приемки от поставщика, транспортировки,  хранения и сдачи транспортируемого продукта потребителям или его перевалку на другой вид транспорта (входят отдельно или в комбинации):
¾                              линейная часть магистрального трубопровода, включая отводы, ответвления, лупинги, а также местные распределительные трубопроводы;
¾                              компрессорная станция магистрального трубопровода,
¾                              насосная (перекачивающая) станция магистрального трубопровода,
¾                              резервуарный парк магистрального трубопровода
¾                              газораспределительные станции;
б) производственные объекты внутрипромысловых трубопроводов, предназначенные для транспортирования продукта от добывающих скважин до его пунктов сбора и/или установок подготовки (входят отдельно или в комбинации):
¾                              линейная часть внутрипромыслового трубопровода, включая выкидные трубопроводы от нефтегазодобывающих скважин до замерных установок,
¾                              насосная (перекачивающая) станция внутрипромыслового трубопровода;
¾                              компрессорная  станция внутрипромыслового трубопровода;
¾                              парк резервуарный внутрипромыслового трубопровода;
в) производственные объекты промысловых трубопроводов, предназначенные для транспортирования продукта от пунктов его сбора и/или установок подготовки до магистрального трубопровода (входят отдельно или в комбинации):
¾                              линейная часть промыслового трубопровода,
¾                              насосная станция промыслового трубопровода;
¾                              компрессорная станция промыслового трубопровода;
¾                             парк резервуарный промыслового трубопровода.
Перечень объектов трубопроводного транспорта приведен в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (РД 03-616-03, утв. Приказом Госгортехнадзора России от 19.06.03 138), а также с учетом Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-94).
Основные термины и определения:
Анализ риска - процедура, предназначенная для обоснования мероприятий по обеспечению безопасности и включающая 1) идентификацию (выявление) опасностей, 2) оценку риска негативных событий (причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений), связанных с процессами строительства, эксплуатации, хранения и утилизации объектов трубопроводного транспорта.
Класс местоположения трубопровода - характеристика опасности участка трубопровода, классифицируемого согласно критерию плотности населения и активности деятельности людей. Учитывает возможность повреждения линейной части трубопровода третьими лицами и последствия аварий на объектах трубопроводного транспорта.
Магистральный трубопровод . совокупность производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта и местных распределительных трубопроводов, предназначенная для транспортировки товарного продукта от мест приемки от производителя до мест сдачи потребителям или перевалки на другой вид транспорта.
Местные распределительные трубопроводы (распределительные трубопроводы) - трубопроводы-отводы, ответвления от магистральных трубопроводов до входных узлов запорной арматуры газораспределительных станций или иных производственных объектов потребителей транспортируемого продукта.
Внутрипромысловый трубопровод . совокупность объектов трубопроводного транспорта, предназначенная для транспортирования продукции от добывающих скважин до ее пунктов сбора и/или установок подготовки. Границами внутрипромыслового трубопровода являются: а) выходная запорная арматура добывающей скважины, б) входная запорная арматура пункта сбора и/или установки подготовки транспортируемого продукта (опасных веществ).
Объекты трубопроводного транспорта - производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов, на которых транспортируются опасные вещества. Границами объектов трубопроводного транспорта является запорная арматура скважины (как правило, выкидной линии, по которому поступает продукция скважин) и входная задвижка площадочного объекта потребителя (завод, нефтебаза, терминал) или перевалки (погрузки) на другой вид транспорта, или выходная задвижка газораспределительной станции.
Техническое устройство объекта трубопроводного транспорта . агрегат, машина, механизм, прибор, аппаратура, оборудование и иная функционально неделимая конструктивная составляющая объекта трубопроводного транспорта.
В главах 2,3 изложены общие требования по безопасности трубопроводного транспорта и процессам их производства, эксплуатации, консервации и ликвидации, включая общие требования безопасности, учитываемые при проектировании, основные требования к размещению трассы трубопроводов, требования к насосным, компрессорным и газораспределительным станциям, резервуарным паркам, подводным переходам трубопроводов, требования при прокладке трассы в особых природных условиях и др.
В главе 4 изложены требования безопасности к объектам трубопроводного  транспорта при их строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации, в том числе требования подбору и защите персонала, диагностированию, патрулированию трассы.
В главе 5 изложены требования к маркировке объектов трубопроводного транспорта (опознавательные знаки).
Глава 6 устанавливает требования к правилам и формам оценки соответствия по рассматриваемым стадиям жизненного цикла: производство, эксплуатация, хранение, утилизация объектов трубопроводного транспорта. Оценка соответствия объектов технического регулирования проводится в 3-х формах:
а) государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта трубопроводного транспорта;
б) приемки в эксплуатацию объекта трубопроводного транспорта, строительство которого закончено, после реконструкции или капитального ремонта;
в) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к объектам трубопроводного транспорта при эксплуатации, консервации, ликвидации объекта трубопроводного транспорта.
Глава 7 - заключительная. Предлагается, федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Требования к вновь проектируемым и реконструируемым объектам трубопроводного транспорта вступают в силу с 1 января 2008 года.
 
3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Специальный технический регламент О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов направлен на реализацию федерального закона О техническом регулировании, и имеет сферы пересечения с федеральными законами, устанавливающими организационные требования, такие как организация работ, квалификация персонала, соблюдение производственной дисциплины,  организация и осуществление производственного контроля, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты  и ряд других требований. К таким законам относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности".
Технические требования в подавляющем большинстве случаев установлены в Правилах безопасности, ГОСТ'ах, СанПиН'ах, СНиП'ах,  ведомственных инструкциях, приказах и других документах федеральных органов исполнительной власти и носят обязательный характер до принятия технических регламентов.
ТР имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного регулирования в области безопасности объектов трубопроводного транспорта и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международным законодательством.
Система регулирования безопасности объектов трубопроводного транспорта должна выглядеть следующим образом:
1)                 технический регламент, принимаемый федеральным законом, и другие федеральные законы;
2)                 национальные стандарты, методические и иные документы, принятые федеральными органами исполнительной власти и содержащие рекомендательные нормы;
3)                 стандарты организаций.
 
4. Предложения по внедрению и совершенствованию технического регулирования в области объектов трубопроводного транспорта
4.1. В целях совершенствования данного технического регламента предлагается изменить название данного ТР следующим образом:
О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, промысловых и  внутрипромысловых трубопроводов.
Данное название будет учитывать:
-                   необходимость изложения требований к промысловым трубопроводам, упоминание о которых не отражено в названии разрабатываемого ТР;
-                   общепринятое отнесение объектов местных распределительных трубопроводов к объектам газоснабжения (для которых в настоящее время разрабатывается специальный технический регламент).
            4.2. Для целей внедрения настоящего ТР необходимо внести изменения в Федеральный закон О промышленной безопасности опасных производственных объектов в части статьи 7 Технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.
4.3. В целях развития стандартизации в качестве первоочередных необходимо разработать и актуализировать следующие стандарты:
-              Методическое руководство по оценке риска аварий на объектах трубопроводного транспорта;
-              Определение минимальных безопасных расстояний от объектов трубопроводного транспорта до населенных пунктов, промышленных и транспортных объектов;
-              Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования. (Актуализация действующего СНиП 2.05.06-85*);
-              Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ. (Актуализация действующего СНиП III-42-80*);
-              Магистральные трубопроводы. Охранные зоны. (Актуализация действующих Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Минтопэнерго России от 29.04.92);
-              Магистральные и промысловые трубопроводы. Строительство. Контроль качества и приемки работ (Актуализация действующего ВСН 012-88);
-              Промышленная безопасность. Технический надзор за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов (Актуализация действующего РД 08-296-99);
-              Промышленная безопасность. Порядок оформления и хранения документации, подтверждающей безопасность величины разрешенного рабочего давления при эксплуатации объекта магистрального трубопровода (Актуализация действующего РД 08-183-98);
-              Промышленная безопасность. Порядок подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (Актуализация действующего РД 03-444-02);
 
Текущая версия проекта размещена на сайте  www.safety.ru. Текст проекта можно получить по  адресу: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д.4 кор.8, тел. 261-21-49 Факс: 261-21-49, 267-65-60, e-mail: risk@safety.ru.
Вопросы анализа риска и технического регулирования также обсуждаются на сайте отдела: www.safety.fromru.com, т.261-21-49, зав. отделом Лисанов М.В. 
 
 
 


Выскажите свое мнение


В избранное