Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 22 декабря 2006 г.


22 декабря 2006 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

По мнению РСПП, Федеральный закон "О техническом регулировании" в действующей редакции "превращается в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции"

Уважаемые Коллеги!

В последнее время в ряде средств массовой информации распространяется информация о том, что поправки в Федеральный закон О техническом регулировании, внесенные депутатами Государственной Думы ко второму чтению законопроекта 274315-4 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О техническом регулировании,  отменяют реформу технического регулирования.

В этой связи, направляем Вам информацию РСПП, которая направлена на разъяснение целей законопроекта.

C уважением,
А.В. Зубихин, ответственный секретарь, к.т.н.
Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
(495) 236-98-47, 236-98-37
RGTR@RSPP.NET WWW.RGTR.RU

 

Аналитическая информация по вопросу внесения изменений в Федеральный закон О техническом регулировании
 
В последнее время в ряде средств массовой информации распространяется информация о том, что поправки в Федеральный закон О техническом регулировании, внесенные депутатами Государственной Думы ко второму чтению законопроекта 274315-4 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О техническом регулировании,  отменяют реформу технического регулирования.
Опыт разработки проектов  технических регламентов и применения норм закона на практике выявили необходимость его корректировки.
Без внесения соответствующих изменений и дополнений выполнение в полной мере правовых норм Закона не представляется возможным. 
Данные поправки в течение года готовились Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, в том числе с учетом  предложений бизнес-сообщества.
Предложения направлены на повышение эффективности реформы технического регулирования, обеспечение сближения формируемой в России системы регулирования с международно-признанной моделью, более четкое понимание сферы применения закона.
Изменения Закона поддерживаются Российским союзом промышленников и предпринимателей. Их основой стали предложения представителей автомобильной, строительной, металлургической, нефтегазовой, машиностроительной, атомной, судостроительной и многих других отраслей промышленности.
Поправки предусматривают исключение из сферы технического регулирования требований в области охраны труда. Это не означает, что данные требования окажутся не регулируемыми.
В настоящее время они регулируются Трудовым  кодексом и документами, разработанными Международной организацией труда.
Необоснованное и искусственное расширение сферы технического регулирования на другие правовые области (техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды, профилактика заболеваний и т.д.) противоречит мировой практике и международным соглашениям, ратифицированным Российской Федерацией. Поэтому из сферы закона О техническом регулировании необходимо исключить социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные требования в сфере охраны труда.
 Основной блок поправок к Закону О техническом регулировании касается формы принятия  технических регламентов. Действующим законом предусматривается утверждение всех технических регламентов в виде федеральных законов.
Однако, наличие большого числа детализированных требований в технических регламентах при высоких темпах современного развития техники и технологии неизбежно приведет к необходимости постоянного внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы (технические регламенты). Таким образом, необходимые чисто технические новшества будут ждать своей очереди несколько лет, что неминуемо отрицательно скажется на развитии и конкурентоспособности российской промышленности.
ФЗ О техническом регулировании в действующей редакции превращается в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Кроме того, за жизнь, здоровье граждан, защиту их имущества, защиту государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды, флоры и фауны отвечает Правительство Российской Федерации. Это непосредственно входит в сферу его полномочий и обязанностей и отвечает интересам граждан России.
В этих условиях наиболее целесообразным представляется создание двухуровневой системы технических регламентов. В рамках этой системы федеральным законом принимаются только общие технические регламенты, которые устанавливают базовые, не за­висящие от специфики того или иного вида деятельности или продукции требования, и, следовательно, регулируют не конкретные вопросы, а обобщенные, видовые общественные отношения. В свою очередь, специальные технические регламенты, учитывающие  технологические и иные особенности отдельных видов продукции и устанавливающие требования только к этим видам продукции, должны приниматься нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Введение специальных технических регламентов в действие Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации значительно упростило бы процедуры принятия технических регламентов, сократило бы сроки введения их в действие. Престиж технического регламента от этого не пострадал бы, поскольку указанные акты, хотя и являются подзаконными, обладает высокой юридической силой и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно законопроекту, разработка и принятие технических регламентов постановлением Правительства будет производится также, как и в действующей редакции закона . с наличием всех процедур их публичного обсуждения, что позволит обеспечить учет интересов всех заинтересованных сторон.
Согласно законопроекту, критерии идентификации объектов технического регулирования, для которых требования безопасности должны устанавливаться общими техническими регламентами и специальными техническими регламентами, будут установлены Правительством Российской Федерации. Кроме того, вследствие того, что перечень видов возникающих опасностей не может быть исчерпывающим, поправками исключается  исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются общие технические регламенты. Практика разработки проектов технических регламентов показала, что искусственное выделение вопросов, по которым могут разрабатываться общие технические регламенты не содействует формированию фонда технических регламентов, во многих случаях затрудняет и ограничивает их разработку.
В закон включено понятие своды правил, широко применяемое в международной практике в качестве документа, содержащего технические правила или процедуры проектирования, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. В российской практике к таким документам относятся СанПиНы, СНиПы и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей требования к продукции и связанным с ней процессам.  Введение в Закон  сводов правил позволит применять их для соблюдения в полной мере требований безопасности, определенных техническими регламентами, без дополнительных затрат (материальных и временных) на переработку таких документов в национальные стандарты.
В рамках переходного периода предлагается допустить внесение изменений и дополнений в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти,  применяемые  до вступления в силу  технических регламентов, с целью обеспечения современного уровня безопасности.
Это необходимо для обеспечения гармонизации российских норм и правил с международными документами, принятыми  в переходный период,  и в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды.
В целом законопроект направлен на повышение эффективности его  реализации и гармонизацию с международным законодательством в сфере технического регулирования, что является наиболее существенным при подготовке к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию.
Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза нефтегазопромышленников России, Российского союза строителей, Ассоциации строителей России, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации автомобильных инженеров, представителей черной металлургии, крупнейших корпораций страны  и многих других отраслевых объединений и предприятий. 15 декабря т.г. законопроект в целом одобрен на совещании Общероссийской Общественной Организации среднего и малого предпринимательства ОПОРА РОССИИ.
 


Выскажите свое мнение


В избранное