Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 20 декабря 2006 г.


20 декабря 2006 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Предложения РСПП по изменению Федерального закона "О техническом регулировании"

Предложения РСПП по изменению ФЗ 184 О техническом регулировании

1. Основные проблемы реформы системы технического регулирования и стандартизации.

Идея реформы заключалась в создании благоприятных условий для предпринимательства и снятии излишних административных барьеров и ограничений. Федеральный закон О техническом регулировании базируется на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной Торговой Организации.

Основная цель закона . обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технические регламенты, которые содержат обязательные требования и добровольные стандарты и своды правил.

Основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования:

1.1. Принципы технического регулирования, предлагаемые идеологами реформы, коренным образом отличаются от принципов технического регулирования, принятых в странах ЕС и одобренных Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Европейский подход принят практически всеми бывшими республиками СССР. На долю стран Европы и СНГ приходится подавляющая часть товарооборота России. В этих условиях становится очевидной необходимость максимального сближения российской системы технического регулирования с европейским законодательством.

1.2. Основным отличием российского Закона О техническом регулировании является включение в сферу его действия безопасности процессов производства.

Это приводит к необходимости разработки и принятия в виде законов значительно большего количества регламентов (по некоторым оценкам до 700).

Закон должен регулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к процессам производства только в части обеспечения безопасности продукции, как это принято в странах ЕС, СНГ и ЕврАзЭс.

1.3. В международной практике технического регулирования вопросы безопасности продукции решаются по видам опасности, в России предлагается отраслевой подход. Это ведет к необходимости многократного повторения идентичных требований по безопасности в каждом отраслевом документе.

1.4. В европейских директивах приводятся только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, гармонизированных с данной директивой.

У нас предлагается метод распаковки стандартов, то есть значительная часть конкретных характеристик должна быть перенесена из стандартов в регламенты.

В случае реализации этого метода придется переписывать регламенты и переутверждать их в качестве федеральных законов всякий раз, когда появится продукция с новыми характеристиками.

1.5. Разработка специальных технических регламентов ведется параллельно с общими регламентами. При этом в проектах специальных регламентов делаются ссылки на еще не существующие общие регламенты.

В этом случае специальные регламенты придется корректировать после утверждения общих технических регламентов.

1.6. К разработке регламентов часто привлекаются узкие группы специалистов, которые либо не охватывают всего многообразия проблемы, либо пытаются решать через создание регламента узко ведомственные интересы.

Действующая редакция закона практически не реализуема и не решает задачу снятия административного давления с бизнеса.

Принятие и внедрение технических регламентов, разработанных в соответствии с действующей редакцией закона, приведет к стагнации и технологическому отставанию российской промышленности, вплоть до остановки производства.



2. Предложения РСПП по внесению изменений в закон О техническом регулировании и их последующей реализации.



2.1. В соответствии неоднократными поручениями Правительства России необходимо внести изменения в ФЗ 184 О техническом регулировании максимально гармонизировав его с европейским законодательством.

2.2. Регламенты должны определять только безопасность продукции и не должны дублировать правила безопасности процессов производства и охраны труда.

2.3. Регламенты должны создаваться по видам опасности, а не по отраслевому принципу. Статью 8, предусматривающую деление на общие и специальные регламенты, предлагается отменить.

2.4. В статье 13 перечень документов в области стандартизации дополнить сводами правил, к которым могут относиться СНиПы, СанПиНы и другие отраслевые своды правил.

2.5. Регламенты не должны содержать конкретных характеристик технологических процессов и продукции, а определять общие принципы обеспечения безопасности. Все конкретные характеристики должны содержаться в стандартах и сводах правил, являющихся доказательной базой данного регламента.

2.6. При создании регламентов должен определяться перечень национальных стандартов и сводов правил, которые будут являться его доказательной базой. При этом распаковка стандартов недопустима.

2.7. Национальные стандарты утверждаются Национальным органом по стандартизации, своды правил утверждаются Правительством России или другими федеральными органами исполнительной власти по его поручению.

2.8. До вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти, в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, могут вносить изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти..

2.9. Расширить функции национального органа по стандартизации и государственное финансирование этих работ.

2.10. Определить правовой статус технических комитетов по стандартизации, их права и обязанности.

2.11. В соответствии с предлагаемыми поправками подготовить новые методические рекомендации по разработке технических регламентов.

2.12. С участием представителей РСПП и других общественных организаций провести корректировку и широкое обсуждение программы разработки технических регламентов, значительно уменьшив их общее количество до 40-50 регламентов.

2.13. Ростехрегулированию с участием межотраслевых советов по стандартизации подготовить перспективный план разработки национальных стандартов, тесно увязанный с программой разработки технических регламентов.

2.14. К разработке регламентов на всех стадиях, начиная с технического задания и концепции регламента, должны максимально широко привлекаться специалисты данной отрасли. При этом необходимо обеспечить участие представителей профильных технических комитетов.

Источник - РСПП


Выскажите свое мнение


В избранное