Каждому из нас хочется быть успешным, но каждый из нас понимает успех по-своему.
Из чего складывается такое важное для нас явление? Обратимся к книге Г.А. Архангельского
«Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы». Он пишет по этому
поводу следующее:
«Во-первых, для успеха, как правило, необходимы высокие результаты. Не будем
рассматривать случайную удачу вроде выигрыша в лотерею, нас интересует именно
стабильный, предсказуемый, запланированный и предопределенный успех.
Чтобы результаты были высоки, необходима высокая эффективность всех наших действий,
т.е. большое значение дроби «полученный результат делить на вложенные затраты».
Мы должны добиваться высоких результатов максимально экономными и простыми действиями.
Важный частный случай эффективности производительность труда, т.е. результаты,
получаемые в единицу времени.
Но мало получать высокие результаты, чтобы добиться успеха. Нужно еще, чтобы
эти результаты были для вас желанны, соответствовали вашим целям и ценностям.
Кроме того, результаты должны быть актуальны для общества и рынка, т.е. соответствовать
целям и ценностям социальной надсистемы. И то, и другое требует от вас развития,
т.е. постоянного изменения, расширения своих представлений о себе и окружающей
среде, постоянного создания новых возможностей производить результаты.
Установить оптимальное соотношение эффективности и развития нам поможет уже
знакомая модель так называемый рефлексивный контур, описывающий любые процессы
управления. Чтобы изменить какой-либо процесс в нужную нам сторону, нам необходимо
выйти в рефлексию, т.е. как бы «отстраниться» от деятельности, проанализировать
процесс, создать для себя его адекватную модель, принять решение по изменению
процесса и, наконец, реализовать это решение, отрегулировав процесс в требуемую
сторону.
Как связан рефлексивный контур с эффективностью и развитием? Ясно, что развитие
требует рефлексии выхода из деятельности, поиска и моделирования различных вариантов
ее перестройки. Это требует некоторой «остановки» деятельности, внесения в нее
неуверенности ведь раз мы вышли в рефлексию, значит, мы сомневаемся, что нынешняя
организация деятельности оптимальна. Но эти потери окупаются возможностью найти
новые, принципиально другие, значительно более эффективные способы действия.
И наоборот, эффективность требует максимальной сосредоточенности «внутри» процесса,
максимального автоматизма действий. Вспомним конвейер Генри Форда: эффективность
достигается стандартизацией процессов и отработкой соответствующих навыков до
автоматизма. В личной работе действуют те же самые принципы: чтобы получать высокие
результаты за короткое время, нужно вырабатывать навыки, создавать непреложные
правила, привычки, стереотипы.
Таким образом, между эффективностью и развитием необходимо поддерживать баланс.
ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ УСПЕХА, НУЖНО БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ И РАЗВИВАТЬСЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ДОСТИГАЕТСЯ СОЗДАНИЕМ ПРАВИЛ И СТЕРЕОТИПОВ, РАЗВИТИЕ ИХ РАЗРУШЕНИЕМ».
Текст цитируется с сокращениями. Если у вас есть желание узнать больше о способах
поддержания баланса между эффективностью и развитием, добро пожаловать на дистанционное
обучение в ШКОЛУ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА. Персональный ТМ-тренер поможет выбрать вам
те методики и технологии, которые наиболее соответствуют вашему психотипу. За
четыре недели ежедневной работы по пособию «Учебный органайзер», вы сможете сформировать
и усовершенствовать свои ТМ-навыки. Записаться на обучение можно здесь http://www.improvement.ru/tmschool/2003/
ВОПРОС ВСЕМ: Как вы поддерживаете баланс между необходимостью соблюдать
правила (требования эффективности) и необходимостью разрушать стереотипы (требования
развития)?
С наилучшими пожеланиями,
Редактор рассылки «Школа тайм-менеджмента» Ольга Стрелкова.