[Digest] Доклад о совершенствовании государственного управления

Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования
информационно-коммуникационных технологий (подготовлен Минэкономразвития России
в рамках реализации ФЦП <Электронная Россия (2002-2010 годы)> от 26.05.2006,
http://www.elrussia.ru/files/elrussiareprort/elrussiareport_26may06.doc <http://www.elrussia.ru/files/elrussiareprort/elrussiareport_26may06.doc>
В докладе, подготовленном Министерством экономического развития и торговли произведена
попытка систематизировать и осмыслить процессы информатизации, происходящие в
органах государственной власти РФ в настоящее время. При этом лейтмотивом доклада
является мысль о необходимости синхронизировать административную реформу, то
есть реформирование структуры и взаимосвязей органов государственной власти,
и электронное правительство или, как говорят сами авторы, электронное государство.
Электронное государство, в понимании авторов доклада, представляет собой компьютерную
административную модель, исчерпывающим образом описывающую функционирование отдельного
органа государственной власти и государства в целом. В связи с этим большое внимание
уделяется проблемам выработки единых стандартов описания функций органов государственной
власти. <Формирование единого стандарта описания органов власти позволит перейти
к этапу массового (на институциональной основе) формирования административных
регламентов (включая электронные административные регламенты), обеспечит организацию
процессов межведомственного взаимодействия, что особенно необходимо при реализации
государственных услуг с участием нескольких ведомств>.
Важным прогрессивным моментом доклада является признание в первых же абзацев
того факта, что внедрение информационных технологий не является самоцелью. <Внедрение
ИКТ в государственном и муниципальном управлении следует рассматривать исключительно
как меру, служащую цели улучшения качества государственного управления. В этой
связи представляется необходимым согласовывать задачи информатизации с задачами,
решаемыми в рамках административной реформы>.
Работа по повышению эффективности государственного управления с использованием
информационных технологий должна включать, по мнению авторов, несколько основных
направлений, которые они обозначают как институты электронного государства, или
механизмов работы с государственной информацией. В первую очередь это электронный
государственный учет - <сбор и хранение органами государственной власти и местного
самоуправления сведений, необходимых для выполнения государственных функций и
оказания услуг гражданам и организациям>. Одной из основных функций органов государственной
власти является учет разного рода информации, которая на сегодняшний день хранится
в бумажной форме. При этом, даже если документы готовятся в электронной форме,
юридической силы они не имеют. Концепция МЭРТ в связи с этим заключается в том,
чтобы придать электронным документам юридический статус для сокращения издержек
на ведение дублирующих систем документооборота - бумажной и электронной. Для
этого необходимо нормативно закрепить основания для ведения электронного учета,
затронув при этом такие аспекты, как цели ведения учета, состав учетных данных,
процедуры ведения учета и получения доступа к данным учета, а также требования
к программному обеспечению. Следует также наделить юридической силой (легализовать)
информацию, хранимую в тех государственных информационных системах, которые отвечают
требованиям, предъявляемым к ведению учета в электронной форме, прежде всего
требованиям законности формирования, достоверности и безопасности хранения данных.
Вторым важнейшим институтом электронного государства является раскрытие государственной
информации. По мнению авторов, на сегодняшний день существует две проблемы, не
позволяющие должным образом обеспечить процедуры раскрытия государственной информации:
1. требования к открытости органов государственной власти носят неоднозначный
характер, и позволяют органам государственной власти отказывать гражданам в доступе
даже к несекретной информации;
2. не существует механизмов, обеспечивающих исполнение органами государственной
власти нормативных правовых актов об обеспечении права граждан на доступ к информации
государства.
Для преодоления этих проблем необходимо четко определить категории государственной
информации по степени ее открытости для общества: автоматически раскрываемая
информация, доступная информация (по запросу) и информация в ограниченном доступе.
При этом, предусматривается введение автоматической процедуры раскрытия несекретной
информации: сам факт изменения государственным чиновником содержимого учетной
системы должен запускать передачу информации на портал, где она будет раскрыта.
Наконец, третьим институтом электронного государства является аудит государственный
информационных систем. Система информационного аудита должна включать внутренний
контроль со стороны ведомств, осуществляющих эксплуатацию ИКТ-систем, внешний
контроль, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти, и независимый
негосударственный аудит. Аудиторы при этом проверяют только соответствие фактических
процедур учета и принятия решений установленным регламентам.
Кроме описанных выше институтов электронного государства концепция МЭРТ предполагает
создание так называемой <инфраструктуры доверия> - системы институтов, которые
должны обеспечить доверие граждан к системе электронного документооборота. Необходимым
условием достижения этой цели, по мнению авторов, является участие негосударственных
компаний в поддержании отдельных компонентов системы.
В <инфраструктуру доверия> должны войти:
- система доступных для граждан удостоверяющих центров (далее - УЦ), обеспечивающая
единство пространства цифрового удостоверения личности;
- электронный <нотариат>, удостоверяющий время совершения учетных записей и предоставления
электронных документов и тем самым исключающий возможность изменения данных задним
числом;
- электронный архив, обеспечивающий сохранность учетных данных и электронных
документов;
- системы раскрытия информации (Портал раскрытия), обеспечивающие доступ к публичным
данным государственного учета;
- электронная <фельдпочта>, в опоре на существующие массовые сети общего пользования
обеспечивающая надежный электронный документооборот между системами государственного
учета и гражданами и организациями, которые вступают с этими системами в электронное
взаимодействие;
- электронный каталог, представляющий собой общедоступный
Реестр систем электронного государственного учета, открытых для электронного
взаимодействия с гражданами и организациями.
Наконец, еще одним аспектом, затронутым в докладе, является необходимость преодоления
существующей на сегодняшний день технологической разобщенности органов государственной
власти. Для решения данной проблемы авторы предлагают разработать ряд специальных
требований к программному обеспечению, используемому в органах власти. Кроме
того, в докладе предусматривается обязательная регистрация программно-аппаратных
средств. А также обязательное раскрытие исходных текстов, пользовательской и
эксплуатационной документации государственных ИКТ-систем.
Это сообщение номер 162 было разослано для 24 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""