[Digest] Fw Экономика от Кати Нескоромной

посылаю с моего адреса по Катиной просьбе - у нее проблемы с рассылкой, письма
не доставляются.
общества, а также, моменты соотношения экономической системы и политического
режима.
политической средой: формой правления и политическим режимом, характером политической
власти и уровнем ее легитимности, степенью развития гражданского общества, личностью
политического лидера, составом политической элиты и прочими характеристиками
политического поля. В свою очередь признается, что политическая система не может
нормально функционировать и самовоспроизводиться без соответствующего экономического
обеспечения политических процессов. В силу этого, взаимосвязь, взаимозависимость
и взаимообусловленность политической и экономической систем общества - универсально
и закономерно для всех государств всех исторических периодов.
программы развития общества экономического содержания, которую они обязуются
реализовать в период своего пребывания у власти. Программы, обещающие электорату
проведение экономических преобразованию, имеют наибольший успех в рамках политической
кампании в силу того, что они преимущественно обосновываются фактами и количественными
показателями, а также, звучат более предметно и конкретно, нежели общие популистские
лозунги, привлекая, таким образом, внимание и завоевывая лояльность избирателя.
Например, традиционно большинство кандидатов на пост Президента США, предложившие
программы экономических реформ, победили на выборах. Вот некоторые из них: Программа
Ф. Рузвельта Новый курс", Г.Трумана Справедливый курс", Дж. Кеннеди Новые
рубежи", Дж.Картера Новые горизонты, Р.Рейгана Эра национального обновлении"
и прочие. Из программ российских политиков это программа НДР Стабильность и
развитие, демок
ратия и патриотизми", Яблоко Достоинство, порядок и справедливость"..
на возможности экономической системы.
экономических ресурсов. Народ будет поддерживать власть, обеспечивающую экономическую
стабильность, рост благосостояния населения, социальную защищенность. В этом
аспекте важным представляется то, что на экономическую сферу в последнее время
приходится преимущественная доля активности властных структур.
экономического обеспечения. Иными словами, при отсутствии адекватных требованиям
политических программ экономических ресурсов, они могут остаться на уровне популистских
лозунгов и заявлений.
проуессы и мероприятия. Низкий уровень развития страны, кризисное состояние экономики
создают предпосылки для активизации политических мер. Крайними случаи могут быть
такие политические события, как народные выступления, революция и проч.
институтов, то есть, аппарата реализации власти. Экономическая же власть - не
являет собой нечто формализованное и представленное соответствующими институтами.
Это власть богатства, капитала, способности ее носителей влиять на политические
решения, на государственную политику в целом.
в политическую - и наоборот. В частности, рост благосостояния и экономическое
усиление крупных корпораций дает им силу политического воздействия на принятие
государственных решений в форме организации мощного лобби и переориентации фокуса
решений в свою сторону. Последнее осуществляется с целями получения льгот, обеспечения
себе режима наибольшего благоприятствования, получения политических дивидендов
и проч. В данном контексте экономическое могущество превращается в силу политического
влияния.
организации представителями крупного бизнеса выборов в органы власти депутатов,
готовых действовать в их интересах. Продвижение того или иного политика рассматривается
как инвестиция бизнеса, которая возвращается в форме получения доступа влияния
на политические процессы.
и в дальнейшем быть трансформирована в экономическое могущество.
экономических и политических механизмов регулирования, возможного на границе
двух соответствующих подсистем, и характер взаимовлияния политического режима,
формы правления и состояния экономики страны. В частности, он приводит две взаимообратные
формулы: для осуществления перехода к демократическому режиму наиболее благоприятна
децентрализованная экономика - и чем выше базовый уровень экономического развития,
тем легче стране встать на путь демократических перемен.
концептуальные основы взаимодействия и взаимовлияния двух подсистем общества
- экономики и политики.
Экономическая политика, 2, Июль 2006
также, акцентируется необходимость ускоренной модернизации, позволяющей сократить
существующий разрыв между уровнем развития России и наиболее передовых в технологическом
плане стран. Модернизация в ее экономическом аспекте сводится к активизации развития
технологий и вложению в человеческий капитал, нежели чем к наращиванию капитала
материального, что было характерно для индустриальной системы. Последняя традиционно
предполагает аккумулирование активов на определенных направлениях и в определенных
областях, что в настоящей крайне подвижной и турбулентной рыночной среде становится
неактуальным и мало востребованным. На передний план автор выводит политику стимулирования
адаптивных возможностей экономических агентов, их способности улавливать быстро
меняющиеся потребности и адекватно реагировать на них. Далее он заключает, что
приоритетными в современном контексте становятся сектора, связанные с раз
витием человека.
развития России: политическая и макроэкономическая стабильность, человеческий
капитал, налоговая политика, темпы экономического роста, состояние правовых политических
институтов - судебной, правоохранительной и административной систем, а также,
обилие нефтегазовых природных ресурсов, которые полагаются первоосновами трансформации.
страны и характера политической институализации на направленность и скорость
модернизации страны. В частности, постулируется коренным образом различный характер
налоговых систем России и Запада. На Западе налоги представляют собой то, что
граждане готовы заплатить государству за услуги, которые оно оказывает обществу.
Соответственно, их величина может варьироваться в зависимости от объема и качества
услуг, которые граждане ожидают от государства.
ига, при котором русский народ вынужден был платить дань татарскому хану, чтобы
тот временно не вмешивался в дела жителей. В связи с этим, вопроса о величине
отчислений не возникает - граждане стремятся платить как можно меньше ибо услуга
единственна и не зависит от цены, не обладает характеристиками качества и объема.
Иными словами, вопрос о повышении налогов в России не может по своей сути являться
предметом общественного договора, каковым полагается в западных странах.
значимых для осуществления трансформации - но не решающего по соображениям того,
что в погоне за количественными показателями роста власти могут упускать из виду
качественное и структурное его измерения. Соответственно, даже при достижении
желаемых экономических результатов, выраженных количественно, нет жестких оснований
утверждать наличие экономического прогресса. В частности, настоящий экономический
рост обусловлен благоприятной экономической конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей,
резким подъемом производства в сырьевом секторе и увеличением объема госинвестиций.
Подобные методы, решая задачу достижения заданного экономического показателя,
игнорирует структурное и качественное развитие экономики. Более того, при обеспечении
высоких результатов возникает опасность политической фальсификации, то есть жесткой
ориентированности всей экономической системы на выполнение и перевыполнение",
гроз
ящее в перспективе перепроизводством и началом развития кризиса.
трансформации и модернизации, полагая, что страна подошла к такой фазе, когда
дальнейшее экономическое развитие в значительной мере будет определяться состоянием
политических институтов, нормы которых поддерживаются, разделяются всеми - и
воспроизводства в ежедневной практике.
перспективе: австралийский, мексиканский и нигерийский, которые оцениваются количественно.
имевшей сырьевую направленность, при сохранении политических институтов общества
сектора, хотя и при значительной диверсификации экономики
малой диверсификации и слабых политических институтах. Автор полагает, что все
три модели применимы к экономическому развитию России - и дает оценку вероятности
и последствия для экономики наступления каждого из них. Количественные показатели
роста, соответствующие указанным моделям, составляют, по свидетельству автора,
3%, 5% и 9%.
процесса"// Вестник Совета по Национальной конкурентоспособности "Стратегия и
конкурентоспособность", #7 (10), июль 2006
сказывается на роли национального государства в регулировании общественно-экономической
системы, а также, на жизни каждого человека в отдельности. Каким образом это
происходит?
отнимают у общества его материальные ресурсы, которые в форме уплаченных компаниями
налогов могли бы быть направлены на его развитие. Однако, сегодня имеет место
жесткая конкуренция налоговых систем разных стран за привлечение большего числа
крупных и перспективных экономических агентов, что имеет следствием планомерное
сокращение налогового бремени, а также, недостаточное поступление финансов в.
Подобная тенденция обозначилась после того, как правительство США установило
новый стандарт, снизив налог на прибыль акционерных компаний с 46% до 34%. Правительства
стран Западной Европы были вынуждены последовать этому примеру с тем, чтобы сохранить
конкурентоспособность национальных компаний и не стать аутсайдерами мировой экономики.
проводить самостоятельную налоговую политику - а ориентируются на заданные мировым
сообществом стандарты в соответствующей области. Автор приводит конкретные примеры
стран, столкнувшихся с этим явлением. Например, современный рекорд управления
инвестициями установила американская компании АМД, построившая в Дрездене новую
фабрику по производству микропроцессоров, которой Правительством страны были
компенсированы 35% от капиталовложений, а на большую часть расходов гарантированы
банковские ссуды.
к росту занятости и решению ряда социальных проблем, Правительства этих стран
не предусмотрели пагубные последствия по дальнейшему перераспределению не поступивших
в бюджет средств в пользу держателей акционерного капитала, наиболее состоятельных
социальных групп. Сегодня разрыв между собственностью и контролем над ней становится
все значительнее. По свидетельству научного сотрудника ИМЭМО РАН, в США примерно
15% совокупных доходов получает 1% самых богатых семей, которые владеют 30% имущества
и активов".
также сокращается. Государство вынуждено уменьшать объем финансовой поддержки
социально незащищенных слоев населения, подтверждением чему становится повышение
пенсионного возраста населения в Италии с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60
лет для женщин, сокращение размера пенсионных выплат с 80% до 60% размера прежней
заработной платы и прочие меры.
группы опровергает предположения о возможности устранения материального неравенства
- реальная действительность показывает, что, напротив, наблюдается тенденция
увеличения диспропорций в распределении созданного национального богатства. Статистика
свидетельствует, что тенденция расслоения общества характерна и для Нового, и
для Старого Света, однако, острота проблемы значительно меньше в странах ЕС,
нежели в США, что обусловлено несколькими обстоятельствами.
не допускают настолько существенного разрыва в заработной плате
роста доходов высших слоев населения, что было характерно для США в 90-е годы.
способствовала сглаживанию имущественного неравенства посредством поддержания
доходов низкооплачиваемых групп населения на социально приемлемом уровне.
обеспеченных
затраты в областях, где нет влиятельных заинтересованных групп, способных этому
воспрепятствовать - в социальной сфере, сфере культуры и общественного обслуживания.
Государство теряет свою направляющую экономическое и общественное развитие роль,
отдавая ее стихийным и стохастическим процессам глобального развития. Однако,
век глобализации никак не возвещает конец политики, а открывает ее новое начало",
что ставит государство перед необходимостью поиска новых адаптивных механизмов
государственного управления.
Это сообщение номер 146 было разослано для 24 подписчиков
Модератор Anatoliy D. Popko - uncle-tol***@n*****.ru
Правила дискуссионного листа: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.spadigest/rules
"Информационный дайджест "Мир управления""