До недавнего времени аналитики объясняли неуспех большинства российских коммерческих проектов в Интернете тем, что россияне рассматривают Интернет как своеобразный аналог телевидения. Дескать, заплатив за доступ (купив телевизор), наш человек хочет получать остальные услуги (программы) бесплатно. Недавно крупная московская провайдерская компания ORC провела опрос, в ходе которого выяснилось, что 40% российских пользователей Сети не платят и за доступ. Какая уж тут коммерция.
Способов не платить за доступ в Интернет из своего кармана великое множество. Некоторые относительно невинны, другие откровенно криминальны. Примерно половина москвичей из числа "неплательщиков" применяют для прогулок по Сети из дома пароли доступа, использующиеся у них на работе и оплаченные, соответственно, их работодателем. Чаще всего это делается втайне от начальства. Впрочем, иногда казенный доступ разрешают использовать официально, например для работы на дому, смирившись с тем, что часть времени работник будет пользоваться Сетью в личных целях. А во многих случаях интернет-доступ банально воруют. Злоумышленники пользуются крадеными паролями, оплачивают счета с помощью фальшивых номеров кредитных карт, наконец, взламывают программную защиту серверов, контролирующих подключение пользователей к интернет-провайдеру.
Петр Залесский, директор проекта "КОМКОН-Вектор", не удивлен, что в России так мало тратят на Интернет. По его мнению, это предопределено исторически: у нас не развита культура покупок по каталогам, нет привычки платить за телеканалы. Данные опроса ORC практически совпадают с результатами опроса "КОМКОНа" о тратах россиян на подключение к Сети. Хотя западные интернет-магазины в последнее время тоже переживают тяжелые времена, Залесский считает, что в России ситуация с интернет-коммерцией еще хуже. В особенно тяжелой ситуации оказываются те, кто продает в Сети не реальные товары (в конце концов, платить за компакт-диски или билеты в театр мы привыкли в повседневной жизни), а специфические интернет-услуги, такие как платный доступ к информационным сайтам, платное участие в онлайновых аукционах, покупка музыкальных записей в формате mp3 и т. п.
Одним из наиболее известных сайтов Рунета, пытающихся зарабатывать на интернет-услугах, является аукцион Молоток.ru холдинга Port.ru. Президент Port.ru Евгений Голанд сетует, что ощущается некоторый консерватизм и пессимизм пользователей в плане платных услуг. В Рунете часть аудитории составляют люди, которые не просто не хотят, но и не могут такими услугами пользоваться. Впрочем, по мнению Голанда, зачастую в этой ситуации виноваты сами поставщики услуг. Владельцы сайтов, предоставляющих платные услуги, сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны коллег, предоставляющих те же услуги бесплатно. А сил и желания сделать свой товар на порядок более интересным и тем убедить покупателей тратить деньги, хватает лишь у немногих.
Голанд утверждает, что "Молоток.ru" старается избежать этих ошибок. Прежде чем ввести платные услуги, компания практически год предоставляла сервис бесплатно, за это время он стал популярен. Платные услуги вводятся постепенно, это позволяет не терять ту часть аудитории, которая пока не настроена пользоваться платными сервисами. Остается открытым вопрос, станут ли нынешние "бесплатные" клиенты "Молотка", которыми он так дорожит, платить хотя бы в отдаленном будущем. Аналитик Gallup Media Михаил Райбман настроен оптимистично: он указывает, что в среднем посетители Интернета более обеспечены, чем основная масса россиян.
Опрос ORC был одним из самых масштабных в российском Интернете: в нем приняли участие более 10 тыс. респондентов из разных городов страны. В оффлайновых опросах пользователей Интернета, проводящихся российскими маркетинговыми агентствами, как правило, участвует не более 2 тыс. респондентов (впрочем, не стоит забывать, что ответы, полученные в личной беседе, зачастую более достоверны). Данные ORC оказались весьма обескураживающими. Мало того, что около 40% россиян вообще не платят за пользование Сетью. Ровно треть из тех, кто платит, тратят на Интернет не более 10 долл. в месяц. Иными словами, большинство россиян в принципе не рассматривают Интернет как платную услугу.
Долгие ожидания компаний, выбравшими для себя рекламную модель, кажется, оправдываются: начался приход "больших инвесторов" в сеть Интернет. Повезло, как всегда, гигантам. В понедельник, 27.08.2001, Toyota заключила контракт на сумму 160 миллионов долл. с компаниями AOL Time Warner и Microsoft, направленный на продвижение торговой марки Toyota Camry в 2002 году.
Соглашение с Toyota подчеркивает интерес AOL в продаже рекламных пакетов для размещения в сети с использованием ресурсов компании. Microsoft видит в Toyota выгодного партнера для распространения рекламы, используя Web-портал MSN. Однако, об исключительно интерактивной рекламной кампании говорить не приходится - в сделке также учавтсвуют печатные СМИ.
Представители Toyota в заявлении отметили роль “привлечения большого количества лидирующих компаний, охватывающих все формы масс-медиа, для того, чтобы о Camry узнал каждый житель США”.
Данное соглашение – этой еще один пример крупной компании, тестирующей новые возможности продвижения ее продукции в интернете. Yahoo недавно заключила аналогичную сделку с компаниями Sony и Ford Motors для рекламирования их тороговых марок на сайте портала.
Однако, вне зависимости от того, пришел "большой инвестор" в Сеть или нет, интернет-рекламе придется подумать о новых формах. И дело не только в падении спроса и отклика на излюбленную ее форму - баннеры, но и в новом средстве их "замены".Программа от Gator заменяет баннеры на любом сайте баннерами компании, что может поставить под вопрос эффективность баннеров вообще.
Веб-сайт Gator предлагает бесплатное программное обеспечение, упрощающее шоппинг и платежи в интернет. После скачивания бесплатной программы, известной как Offer Companion, и ее установки, она берет на себя управление рабочим столом. Когда пользователь посещает страницу, имеющую рекламные баннеры, все они заменяются баннерами от Gator.
В результате, компании, оплачивающие рекламу, чтобы иметь возможность достичь покупателя, теряют эту возможность. По информации экспертов, законные меры воздействия на компанию Gator были бы возможны, если бы та изменяла структуру чужого веб-сайта, однако этого как раз и не происходит. Впрочем, владелец сайта может подать на Gator в суд, обвинив компанию в подделке объявлений. Однако большинство дел, касающихся рекламных баннеров, разрешаются без судебного разбирательства.
Покупай! Налетай!
В последнее время складывается впечатление, что кризис на электронном рынке будет длиться вечно. Однако уже сегодня начали появляться первые ласточки возможного роста: некоторые руководители, которые когда-то выводили свои проекты на биржу, получая при этом колоссальные суммы, считают, что курс акций упал уже достаточно низко, чтобы люди начали покупать их обратно.
Как недавно заявил президент компании Webmergers, специализирующейся на торговле онлайновым имуществом, некоторые из компаний уже достаточно близко подошли к барьеру, за которым снова начнется их рост. И если создатели проекта почувствуют, что государственные рынки не оценили их компанию по достоинству, они тут же перейдут на частные.