"Культура интернет-компаний" умирает, и ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу - таковы основные результаты второго ежегодного исследования PricewaterhouseCoopers, в ходе которого были повторно опрошены 400 высших руководителей европейских чисто интернетовских компаний.
Если в прошлом году основное внимание руководителей было направлено на вопросы подбора персонала, создание брэнда и расширение географии деятельности в рамках всей Европы, то теперь в центре внимания - привлечение новых клиентов и снижение затрат, тогда как в исследовании 2000 г. каждый третий менеджер интернет-компаний указывал на сложности, связанные с подбором персонала компании, который бы отвечал соответствующим требованиям. В нынешнем опросе проблема подбора персонала стояла всего перед 5% руководителей.
В качестве одной из основных проблем, стоящих перед интернет-компаниями в 2001 г., однозначно были названы обеспечение прибыльности и ликвидности компаний. При этом тактика, используемая руководителями в разных странах, имеет индивидуальные особенности. Так, в Великобритании и Германии компании уделяют наибольшее внимание снижению затрат и общехозяйственных расходов. Во Франции интернет-компании стремятся увеличить размер прибыли за счет повышения качества продукции (22%), а в Нидерландах наибольшее внимание уделяется маркетингу (32%), как способу решения проблемы укрепления бизнеса.
Отмечается явный сдвиг в пользу опыта и навыков управления. Опыт управления и администрирования бизнесом стал самым ценным качеством в глазах руководителей интернет-компаний, хотя еще год назад эти качества находились в самом конце списка ценных качеств сотрудника. В прошлом году наиболее ценным качеством менеджера интернет-компании считались творческий подход и гибкость, а вовсе не наличие соответствующего опыта работы в сфере организации и управления бизнесом.
По мнению Бориса Краснянского, руководителя консалтинговой практики PricewaterhouseCoopers в России и Украине: "Такое изменение приоритетов руководителей - свидетельство того, что чистые интернет-компании теперь оцениваются инвесторами по тем же критериям, что и компании традиционной экономики, а может быть и жестче, учитывая, возрастающие требования к ликвидности вложений в условиях спада. Что же касается пересмотра стратегий интернет-компаний, на мой взгляд, в ближайшее время у менеджеров просто не будет выбора, так как таковыми будут ожидание большинства крупных акционеров".
По сообщению РИА "Новости", министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман в ходе трехдневного визита в Китай заявил, что у России и Китая есть сходство целей и задач в решении проблем в сфере телекоммуникаций и информатизации, поэтому возможности для сотрудничества между двумя странами в области связи весьма значительны.
Он также сообщил, что в ходе переговоров с министром информационной индустрии КНР он обсудил вопросы сотрудничества в области электросвязи, информатизации, взаимодействия в международных организациях. Подготовлены документы для создания российско-китайской подкомиссии по связи и информатизации. Они будут подписаны во время проведения в России в начале сентября комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и КНР.
ППо словам Реймана, обсуждались также вопросы практического сотрудничества в этих сферах. Он отметил, что в условиях бурного развития мобильной и спутниковой связи возникает вопрос о координации действий в приграничных областях, в частности, в районе Хабаровска. Кроме того, была достигнута договоренность об организации прямых переговоров по вопросам трафика, включая проблемы транзита китайской информации в другие страны СНГ, Восточную Европу.
Еще одним серьезным направлением, сказал Рейман, может стать сотрудничество в области спутниковой связи. В РФ принята и реализуется программа запуска телекоммуникационных спутников, что существенно увеличит наши возможности с точки зрения предоставления услуг и их качества, заметил он. Этот вопрос, по словам министра, также обсуждался в Пекине. Интерес к новым возможностям у потребителей ресурсов телекоммуникационных спутников есть, в частности, со стороны китайских телекомпаний, добавил он.
Характеризуя развитие Китая в сфере телекоммуникаций, Леонид Рейман подчеркнул, что это развитие идет бурными темпами, и абсолютные цифры впечатляют. Тем не менее, он считает, что Россия в ряде областей опережает Китай, в частности, по плотности телефонной связи.
Все в одном
В июне компания Knowledge Systems & Research (KSR), занимающаяся исследованиями рынка, провела опрос потребителей для изучения их отношения к провайдерам телефонной связи. В результате выяснилось, что 70% клиентов телефонных компаний предпочли бы покупать эти услуги пакетами, а 66% считают, что в эти пакеты можно было бы включить и услуги по междугородней связи.
Виды связи, которые пользователи Интернет предпочли бы покупать в одном пакете (% от общего числа опрошенных Интернет пользователей: местная связь - 70%, междугородная связь - 66%, высокоскоростной доступ в Интернет - 59%, кабельная связь - 50%, коммутируемый доступ в Интернет - 35%.
В ходе исследования, проведенного между 18 и 21 июня 2001 года, было опрошено 1.2 тыс. американцев. Выяснилось, что 100% из них пользуются услугами местной телефонной сети, 98% имеют интернет-доступ, 92% звонят по междугородней связи, 75% являются клиентами кабельной связи и 63% владеют мобильными телефонами.
Тех опрошенных, которые являлись также интернет-пользователями, специалисты KSR спросили о том, чего они ожидают от своих интернет-провайдеров. Оказалось, что 23% считают главным вопросом стоимость доступа, а 25% на первое место поставили качество связи.
Оказалось, что 46% клиентов интернет-провайдеров довольны качеством предоставляемых им услуг, 25% пожаловались на качество сервисов, 23% - на высокие цены, а 15% недовольны работой службы поддержки.
По сведениям KSR, около трети респондентов заявили, что качество используемой ими местной, междугородной связи и интернет-доступа "очень хорошее". Однако в отношении мобильной и кабельной связи подобного мнения придерживается только четверть пользователей.
Интересно, что по оценкам различных исследовательских фирм, число пользователей услуг мобильной связи в США составляет от 125 (по мнению eMarketer) до 144 млн. (согласно Stanford C Bernstein & Co).
Ну, а пока американцы думаю, исследуют и спрашивают, Китай уже, как говорится, "впереди планеты всей". Крупнейший китайский провайдер решений в области электронных платежей Huateng предоставил почтовой службе Китая "China Post" два своих полномасштабных решения. Данные инициативы - "E-Post" и "E-Remittance" - позволят почтовому сервису конкурировать с крупнейшими банками страны, а также с иностранными банками, после того как Китай присоединится к ВТО.
Платформа E-Post, имеющая 16 платежных портов и центров оплаты в Пекине, позволит 13 млн. держателей банковских карточек Green Card совершать через Интернет покупки, оплачивать счета, покупать марки и осуществлять подписку на периодические издания. Данная платформа основана на программном пакете TOPS@Payment, в который входит платежный гейт TOPGate, система управления платежами TOPPayHost и система безопасности TOPSecureLink.
Huateng также принимал участие в проектах банковской сети Golden Card, которая стала первой в Китае платежной системой, использующей виртуальные платежные карточки и обслуживающей крупнейшие китайские порталы и так называемый "Национальный проект по электронной коммерции".
E-Remittance Service предназначен для того, чтобы позволить пользователям отправлять друг другу деньги с доставкой на следующий день, в то время как до сих пор клиринговый период достигал от 20 до 50 дней. Сервис E-Remittance будет доступен на более чем 200 почтовых отделениях, расположенных в 31 области страны. В этом решении используются такие решения Huateng, как система передачи сообщений TOPLink, система безопасности TOPSecure, а также программы для обеспечения функций клиринга и оплаты.
Huateng и China Post сотрудничают с 1996 года, когда они совместно разработали проект финансовой сети по управлению счетами и депозитами Green Card, которая позволяет обрабатывать транзакции, производить клиринг и выплату наличных.