Индекс IDC возможностей Интернета для малого бизнеса (Small Business Internet Opportunity) указывает на то, что малый бизнес продолжает инвестирование интернет-продуктов и услуг. В рамках исследования было осуществлено сравнение предприятий, представляющих 14 отраслей. Лидерами оказались технологические и производственные компании.
Сектор технической поддержки/услуг набрал 183 балла и вышел в лидеры по отношению к оставшемуся малому бизнесу со средним баллом - 100. Шкала основана на нынешнем уровне использования Интернета, а также планах на последующие 12 месяцев. Нет ничего удивительного в том, что компании, осуществляющие техническую поддержку более активны в Интернете, чем остальные. Они обладают наивысшим уровнем использования домашних страниц и затрачивают на создание и обслуживание страниц намного больше, чем другие компании. Им также принадлежит лидерство по расходам на онлайновые покупки. На втором месте находятся производственные компании, не всегда считающиеся перспективными с точки зрения использования новейших технологий, опережающие однако все остальные сектора малого бизнеса. Малым производителям был присвоен индекс 142. Среди лидеров также компании, предоставляющие бизнес-услуги (128), юридические (124) и страховые компании (124).
С другой стороны шкалы находятся предприятия сельскохозяйственной и горнодобывающей отрасли с результатом в 41. Компании данного профиля ниже остальных практически по всем показателям. Хотя они используют самые современные технологии, их планы относительно использования Интернета остаются весьма скромными.
Интернет-работа и интернет-безработица
Во время кризиса на интернет-рынке многие специалисты по он-лайновому бизнесу и технологиям теряют работу. Новое место работы эти люди разыскивают привычным и удобным для себя методом – через интернет. Представители иных профессий, также пострадавшие от кризиса, тоже не прочь воспользоваться сетью для поисков лучшей жизни.
Поэтому, в отличие от многих других он-лайновых сервисов, сетевые рекрутинговые агентства чувствуют себя на американском рынке достаточно уверенно.
На днях два крупных американских издательских концерна Knight Ridder и Tribune Co. объявили о покупке рекрутингового сайта HeadHunter.net за $200 млн. Оба участника сделки внесут равные доли этой суммы.
Knight Ridder – вторая по величине газетная сеть Америки, объединяющая 32 издания, в том числе Miami Herald и Detroit Free Press. Tribune – холдинговая корпорация, объединяющая газеты, издающиеся в 12 крупных городах США, в эту сеть входят Chicago Tribune, Newsday и Los Angeles Times, а также ряд телевизионных, радио- и интернет-компаний. До недавнего времени обе корпорации получали основной доход от местных объявлений, но в последние годы существенная часть этого рынка «перетекла» в интернет.
Две упомянутые сети совместно владеют рекрутинговым сайтом CareerBuilder (4 млн посетителей ежемесячно). Покупка HeadHunter.net добавит им еще 2,4 млн посетителей в месяц. По словам представителей Knight Ridder и Tribune, их главная цель – стать сильным конкурентом нынешнему лидеру рынка он-лайнового рекрутинга – сайту Monster.com.
Предполагается, что объединение базы рекламодателей и трафика HeadHunter.net и CareerBuilder, поддержанное всеми 44 газетами обоих холдингов, позволит их объединенному сервису (который будет работать под торговой маркой CareerBuilder) занять второе место на рынке после Monster.com
«Мы намерены соревноваться с Monster, как Coca и Pepsi», – заявил Роб Макговерн, исполнительный директор CareerBuilder.
Компания TMP Worldwide Inc., владелец Monster.com, в ближайшие недели планирует завершить ранее объявленную 400-миллионную сделку по приобретению сайта HotJobs. В итоге, по оценкам Макговерна, два конкурента будут «достаточно близки к паритету».
Исполнительный директор Knight Ridder Тони Райдер назвал совместное приобретение «переломным для рынка событием». «Газеты долгое время были для людей главным источником объявлений о найме на работу, – отметил глава Tribune Джон Мэдиган. – Приобретение HeadHunter.net позволит нам занять достойное место на быстро растущем рынке интернет-рекрутинга, сохраняя лидирующие позиции в 'бумажных' объявлениях».
И все-таки Интернет обладает неиссякаемой способностью удивлять. Во II квартале 2001 года после всех треволнений вокруг высоких технологий интернет-компания Priceline вышла на уровень безубыточности. Речь идет вовсе не о той "прибыли", которой обычно хвастались интернет-компании: да, мы получили прибыль, если не считать убытков! Речь идет о настоящей прибыли, высчитанной по жестким стандартам, согласно общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета (GAAP).
Даже на столь изменчивом и неустойчивом рынке, как рынок высоких технологий, бизнес-история Priceline - явление из ряда вон выходящее. Основал компанию Джей Уокер - человек, наделенный харизмой и склонный к некоторому авантюризму. Priceline с самого начала по сути представляла собой бизнес-идею, которая была продана на бирже. Новация состояла в принципе "Назначь свою собственную цену". Эта бизнес-модель, защищенная многочисленными патентами, обаяла инвесторов мгновенно: на пике бума одна акция Priceline стоила до 160 долл., а рыночная капитализация достигала 23 млрд. долл., в то время как ее доходы исчислялись лишь десятками миллионов долларов.
"Столь же быстрым было и разочарование. Когда инвесторы пожелали изучить доходы Priceline, стоимость одной акции упала более чем на 99% , дойдя до 1,06 долл. Сегодня, после того как весь мир с уверенностью вычеркнул Priceline из списка живых компаний, она превратилась в одно из самых прибыльных интернет-предприятий.
Из этой истории всем, кто собирается делать деньги на Интернете, следует вынести два жизненно важных урока. Первый заключается в том, что Priceline не добилась успеха до тех пор, пока не приняла решение стать реальным бизнесом. В тот период, когда рыночная капитализация Priceline была непомерно раздута, бизнес по продаже билетов перестал занимать в деятельности компании центральное положение. Priceline кинулась в торговлю бензином, продуктами и даже организацию распродаж подержанных вещей. Однако менеджеры одумались. Они решили вернуться к "старомодной" цели - к приведению расходов в соответствие с доходами. Для этого компания вернулась к профильному бизнесу, провела увольнения и реструктуризацию.
Наиболее характерным свойством Всемирной сети является постоянное снижение стоимости сбора и использования информации. Это свойство Интернета делает его по большей части средой, где цены не растут, а, напротив, падают, и единственный способ использовать эту дефляцию себе во благо - обратиться к бизнесу, в котором нормы прибыли удерживаются на высоком уровне. Бизнес авиаперевозок с его высокими ценами стал для Priceline идеальной "целью", и в то же время попытки манипулирования нормой прибыли на продовольственные товары или бензин себя не оправдали.
Другой урок, пожалуй, еще более важный, имеет непосредственное отношение к GAAP. GAAP, безусловно, входит в десятку наиболее заметных интеллектуальных достижений ХХ в. Сама идея GAAP, такая простая и вместе с тем такая радикальная, сводится к тому, что любая компания, акции которой торгуются на бирже, должна использовать стандартный способ подсчета прибыли и убытков, что дает инвесторам возможность увидеть, каким образом публичная компания управляет своими финансами. Именно прозрачность, достигаемая благодаря GAAP, позволяет инвесторам сравнивать между собой такие разные компании, как McDonald's, IBM и Tupperware.
Интернет-компании всеми силами старались уйти от использования GAAP, поскольку при этой системе компания добивается прибыльности только в результате многолетних и упорных усилий. Мы же стали свидетелями того, как в графе о доходах эти начинающие компании приводили цифры дохода от брутто-, а не от нетто-продаж компании (уловка, к которой прибегала и Priceline), указывали доход от бартерных сделок (что часто использовали компании, связанные с рекламным бизнесом) и даже доход от будущих сделок (курс MicroStrategy упал в течение одного дня более чем на 60% , после того как компания объявила, что включила в прибыль несколько миллионов долларов, даже не разослав счета своим клиентам).
Было бы преждевременно на основании данных о прибыли, полученной во II квартале, говорить о долгосрочных перспективах Priceline, не говоря уже о перспективах всего интернет-сектора. Однако в любом случае Priceline заслужила свою долю аплодисментов хотя бы за эффективное проведение операций в своем основном бизнесе и составление результатов с использованием системы GAAP.