> Только глубокая укорененность Евхаристии в культовой
традиции Ветхого Завета позволила апостолам пережить ее в ту великую
ночь как священнодействие, как таинство. Пусть они не могли еще
выразить этого словами, но полнота единения с Господом и между собою
стала для них реальностью.
> “Дети Мои, – сказал Иисус, –
еще недолго Я с вами... Заповедь новую даю вам: <люби́те>
друг друга. Как Я возлюбил вас, и вы <люби́те> друг друга.
По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между
собою”/15/.
> Это звучало
как прощание. Тоска охватила апостолов. Они долго не решались задавать
вопросы, но сегодня, во время седера, сам Закон повелевает спрашивать/16/.
Первым осмелился Петр.
> – Господи, куда ты идешь?
> –
Куда Я иду, ты не можешь теперь последовать за Мною, но последуешь
после.
> – Господи, почему я не могу за Тобою
последовать теперь?
> – Симон, Симон, вот сатана добился
того, чтобы просеять вас, как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы
не оскудела вера твоя, и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих.
> – Господи, – со свойственной ему горячностью
вскричал Петр, – с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть
идти! Я душу мою за Тебя положу!
> – Душу твою за Меня
положишь? – печально отозвался Иисус. – Истинно, истинно
говорю тебе: петух не пропоет, как ты отречешься от Меня трижды.
>
Другие ученики тоже задавали вопросы. Иисус отвечал каждому, Он ободрял Своих
растерянных друзей: “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня
веруйте. В Доме Отца Моего обителей много. А если бы не было,
разве Я не сказал бы вам: иду приготовить место вам? И когда
пойду и приготовлю место вам, снова приду и возьму вас к Себе,
чтобы, где Я, и вы были. А куда Я иду, вы знаете,
и путь знаете”.
> – Господи, – сказал Фома, –
мы не знаем, куда Ты идешь, и как нам знать путь?
> –
Я – путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу
иначе, как через Меня. Если бы знали Меня, то и Отца Моего знали бы.
И отныне вы знаете Его и видели Его.
> – Господи,
покажи нам Отца, и этого довольно нам, – сказал Филипп.
> –
Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп? Кто
Меня увидел, увидел Отца... Верьте Мне, Я в Отце и Отец во Мне...
Если лю́бите Меня, заповеди Мои соблюдете. И Я умолю Отца, и другого
Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, – Духа Истины,
Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает.
Вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет.
Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Еще недолго, и уже
мир Меня не увидит, но вы увидите Меня, потому что Я живу,
и вы жить будете.
> Иуда-Фаддей спросил: > –
Господи, что это, что Ты нам хочешь являть Себя, а не миру?
> –
Если кто любит Меня, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его,
и к нему мы придем и обитель Себе у него сотворим. Нелюбящий
Меня слов Моих не соблюдает. А слово Мое, которое вы слышите, –
не Мое, но пославшего Меня Отца. Это Я сказал вам, с вами
пребывая. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя
Мое, Он вас научит всему и напомнит вам всё, что Я сказал вам.
> Действительно, только много позже им открылась вся глубина слов
Учителя. Он знал, что они понимают Его лишь сердцем, что разум их в смятении,
а воля поколеблена. Он хотел подготовить их. Времена изменились, впереди
борьба и искушения.
> – Когда Я посылал вас без мешка,
и сумы, и обуви, – спросил Он, – имели ли
в чём недостаток?
> – Ни в чём, – признали
ученики.
> – Но теперь, у кого есть мешок –
пусть возьмет его; также и суму. И у кого нет – пусть
продаст одежду свою и купит меч.
> – Господи, вот здесь
два меча...
> – Довольно, – прервал Он, видя,
что они не понимают. – Я уже не буду много говорить
с вами, ибо идет князь мира и во Мне не имеет ничего... Вставайте,
идем отсюда.
> С пением псалма они покинули дом и по спящим
улицам города направились к воротам
> – Все вы соблазнитесь
из-за Меня в эту ночь, – сказал по пути Иисус, –
ибо написано: “Поражу пастыря, и будут рассеяны о́вцы”. По восстании
же Моем Я предварю вас в Галилее.
> Петр продолжал настаивать:
> – Если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь.
> Точно так же и другие говорили Учителю о своей верности.
>
15 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее
содержится в Ин 13,31-38; 14,1-31; также в Мф 26,30-35; Мк 14,26-31;
Лк 22,31-38. Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1Кор
(ок. 57 г.). Вариации в “установительных словах” показывают, что
первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности
словесных формул. > 16 Песахим, X,4.
[
священник Александр Мень. Из кн. "Сын Человеческий",
из гл. 15
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Будучи
Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, сделавшись нищим,
создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за
кого собирался умереть, Себя в снедь заранее предлагал, взывая:
"Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!" Спасительной для
всего рода смертного, напоил Ты, Благой, Своих учеников
собственною чашей, наполнив её веселием; ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"* *Держащая
неудержимую / и возвышенную в воздухе воду, усмиряющая бездны и укрощающая
моря Премудрость Божия воду в умывальницу вливает и Владыка
омывает ноги рабов. Ученикам подает / Владыка пример смирения;
и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается, и преклоняет
колена, чтобы омыть ноги рабов, Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
*К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись, чистыми
душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как
Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать
так, как мы увидели, друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая,
- ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.* *Агнец, о Котором провозгласил
Исаия, добровольно идет на заклание и спину отдает на
раны, щеки на удары, лица же не отвращает от позора оплеваний и
осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный всё принимает добровольно,
чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
(Из богослужения Великого Четверга/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).