Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
27 марта 2021 г. ст.ст., пятница 3-й седмицы Великого Поста.
> Те, кто отказывается по‐новому взглянуть на Библию, зачастую
ограничиваются рамками одной конкретной разновидности западного мировоззрения,
обязанной своим происхождением Просвещению, — фундаментализма. При этом
многое в Евангелиях и Посланиях Павла остается без внимания, даже
если считается библейским. Среди таких исключений оказался политический оттенок,
несомненно присутствующий в Новом Завете, а также мессианство Иисуса.
Фундаменталисты, как правило, связывают слово «Христос» не с его первоначальным
значением «Мессия», а с божественностью Иисуса, в доказательство
которой в Новом Завете приводятся совсем другие аргументы. Их протест
против либерализма так называемой модернистской библеистики (которая часто
принимала вид религии, но отрицала ее силу {Здесь
явная аллюзия на 2Тим.3:5. – Прим. ред. рассылки.}) —
не более чем конфликт двух точек зрения, так или иначе впитавших в себя
идеи Просвещения. Прискорбно взирать на этот раскол. Остается только находить
утешение в мрачной иронии по поводу крайней закоснелости людей, которые,
восприняв либеральные взгляды тридцать или сорок лет назад, полагают, будто,
повторяя их, как мантру, остаются столь же либеральными и современными.
>
Буквальный и переносный смысл
> Вышеупомянутое противостояние
иногда выражается в разделении на сторонников и противников буквального
толкования. Как мы уже успели убедиться, такое использование слова «буквальный»
и подобных ему терминов значительно отличается от того, которое было
принято в XVI веке, и люди, называющие себя сторонниками буквального
понимания текста в современном смысле этого слова, не должны думать,
будто могут рассчитывать на поддержку реформаторов. Более того, за такими
обозначениями могут стоять не просто различные герменевтические подходы,
а (в особенности в США) целые системы взглядов. Это практически
исключает возможность серьезного обсуждения спорных отрывков, поскольку всё сводится
к взаимным обвинениям типа: «Ты всего лишь фундаменталист и буквоед»
или «Ты просто неверующий либерал».
> Это ложное противопоставление
приводит к искажениям восприятия. Не все те, кто старается следовать
букве и духу Библии, являются фундаменталистами. Нельзя огульно обвинять
их всех в культурных, интеллектуальных и нравственных прегрешениях,
которые американские (и не только) либералы вменяют своим консервативно
настроенным, соотечественникам. Точно так же не всех, кто подвергает
сомнению некоторые элементы новозаветного учения и его актуальность,
можно считать либералами в том уничижительном смысле, в котором это слово
используют американские консерваторы или традиционалисты. В ходе дискуссий
необходимо помнить о примерах удивительного, а порой и ужасающего
поведения обеих сторон в контексте социальной и культурной политики
Северной Америки. Кроме того, следует принимать во внимание
тот необъяснимый (с точки зрения постороннего наблюдателя) факт, что
наиболее активные приверженцы консервативного христианства
в некоторых вопросах предпочитают игнорировать библейское учение о любви
к врагам и экономической справедливости. Забывают они и о том,
что многие великие отцы ранней Церкви
были убежденными противниками смертной казни. Желая придерживаться буквального
смысла Писания мы должны со всей серьезностью отнестись к отрывкам,
в которых затронуты эти темы.
> Однако нельзя позволить современному
общественному, культурному и политическому резонансу определять значение
и актуальность тех или иных книг или тем. Как свидетельствует
2Петр.3,16,
искажение <смысла> Писания началось на самых ранних этапах церковной
истории. Но это не означает, что Писание утратило свою ценность
или что возвращение к его надлежащему применению невозможно. <...>
[
Н.Т.Райт. Из кн. "Авторитет Писания и власть Бога",
из гл. 8 (Черкассы: Коллоквиум, 2007, стр. 94–6)
djvu; html
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Уста
праведника источают мудрость,
а зловредный язык будет отрезан. Устам праведника ведомо
пригодное,
а устам нечестивых – превратное. Лживые весы
мерзки ГОСПОДУ, / а
верные гири Ему угодны. За дерзостью по пятам идет позор,
а за смирением следует мудрость. Прямодушных ведет их непорочность,
а вероломных губит их коварство. Не поможет богатство в
День Гнева,
но праведность избавит от смерти. Праведность
и непорочность ведут прямой дорогой,
а нечестивец падет в своем злодействе.
Праведность спасает прямодушных,
а вероломные – в силках своих
желаний. Вместе с нечестивцем умрет его надежда,
ожидания людей недобрых сгинут. Праведник избежит беды,
/ а попадает в нее нечестивец. Уста безбожника погубят ближнего,
а праведных избавит познание. Хорошо
праведнику – и радуется город,
погибли нечестивцы – ликует.
Благословениями честных возводится город
и
рушится речами нечестивцев. Глупец бесчестит ближнего, /
а кто понимает – промолчит. Сплетник раскрывает чужие
секреты,
а верный человек и словом не обмолвится. Без наставления народ погибнет,
а если
советников достаточно – спасется.*
(Пр.10:31-11:14/+/)