Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 13-Apr-2021 12:44
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
31 марта 2021 г. ст.ст., вторник 5-й седмицы Великого
Поста.
>
Что есть человек? Тайна человека сегодня ощущается вновь и вновь. Согласно
христианской антропологии, человек имеет двойственную природу, а точнее говоря,
добрую природу, поврежденную первородным грехом. С одной стороны, человек
создан по образу и подобию Божию, свободен, имеет в себе потенциальную
бесконечность, призван к совершенствованию, а с другой —
благодаря этой же свободной воле, способен двигаться в противоположном
направлении — ко злу.
>
Следовательно, оптимальное общественное устройство должно быть таким, чтобы, с одной
стороны, предоставлять человеку возможность свободного развития, а с другой —
ограничить возможность определенных злодеяний. Причем решение о таком общественном
устройстве должно быть принято самим обществом, а не навязано извне,
пусть даже и очень умными людьми, у которых, конечно, не отнимается
возможность легальными путями влиять на общество.
<....>
>
Много раз пытались сделать из христианства «программу», построить своими
силами некое царство Божие на земле. Пытались даже отождествить коммунизм
с христианством. Мол, коммунизм есть не что иное, как демистифицированное
христианство, и он ставит перед собой задачу построения «реального царства
добра и справедливости на земле». Но вместо царства Божия получалось,
как по какому-то наваждению, нечто иное, чаще всего — концлагерь;
откуда-то выползал архаический патернализм {Патернализм (от лат.
paternus — отцовский) — покровительственное отношение государства
к своим гражданам, убеждение в том, что государство, правительство
обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей
за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии
граждан. Оборотной стороной патернализма является социальный инфантилизм населения,
которое не создает гражданского общества.}.
>
Все титанические попытки христианизировать монархию оказались безуспешными, т.к.
монархия есть не что иное, как политическая египетская пирамида, языческая
по своей сути. Так рухнули Византия, а затем и Россия православная.
Физически зримая пирамида-монархия (в лице сакрализованной фигуры царя) соответствует
более внешнему (по сравнению с христианством) характеру языческой религии,
представляющей Бога в виде объекта. Политической проекцией восточного язычества
и является монархия-деспотия.
>
Могут спросить: а личностный характер христианства, доминирование внутреннего
над внешним не приведет ли к полной анархии, когда у каждого
будут свои представления о должном и недолжном? Ведь из христианской
религии порой очень трудно сделать однозначные выводы по тому или иному
вопросу. Но ведь есть вещи очевидные и однозначные, выраженные
еще в ветхозаветных заповедях (не убивай, не воруй), и именно
здесь государство должно проявить полный контроль в соблюдении этих заповедей
согражданами.
>
Возникает важный вопрос: почему законы, соблюдение которых подлежит отслеживанию,
действуют в области внешнего (убийство, воровство), а в области
внутреннего (веры, мировоззрения) демократическое государство не предпринимает
никаких действий? Разве зло не из сердца человека, согласно Евангелию,
исходит? Это действительно так, но ни отдельному человеку, ни совокупности
людей не дано контролировать сердечные движения себе подобных. Четко
разделяя внутреннее и внешнее, демократическая система, если и не является
политическим коррелятом христианства, то менее всего противоречит последнему.
Голосованием, которое вызывает столько презрения у религиозных эстетов (ведь
умные люди всегда в меньшинстве, а решения принимаются большинством
голосов), принимаются решения не по мировоззренческим и религиозно-философским
вопросам, а <по> сугубо внешним: персональным (выборы), финансовым,
управленческим и т.п., при незыблемости фундаментальных прав и свобод
человека.
>
Демократическое государство не гарантирует людям духовного развития, которое
может быть только свободным, но лишь честно пытается создать для него необходимые
условия, причем прежде всего в области очевидного: скажем, декларируя право
человека на жизнь, государство берет на себя обязанности полицейского,
охраняющего его от преступников, и здесь силовое отношение к преступнику
оправдано даже с христианской точки зрения.
>
Но этот же полицейский уже не имеет никакого права принуждать вас к тем
или иным взглядам, тому или иному мировоззрению, устанавливать цензуру,
контролировать мысли и т.п. Область вероисповедания, мировоззрения остается
принципиально неопределенной со стороны государства, и в этом проявляется,
если использовать богословский термин, «ке́нозис» (самоумаление) демократического
государства, которое знает свое место и не выдает себя за царство.
>
Согласно взгляду на государство как на служебное орудие, оно предназначено
лишь для создания необходимых условий для достойной жизни людей, а на библейском
языке — условий для раскрытия образа и подобия Божиих в людях.
Такой взгляд на власть находит веское обоснование еще в Ветхом Завете:
отказ от теократии и желание израильского народа иметь земного царя
(господствующий тип государства) рассматривается в Библии как возврат
в язычество, отпадение от Бога (см. 1Цар 8).
>
На современном языке служебный тип государства именуется демократическим.
Очевидно, что демократия по своим формальным признакам не имеет
ничего общего с теократией, но важно заметить, что первая в силу
своей принципиальной открытости не исключает возможность последней, которая
дело рук не только человеческих. Совершенствование, развитие может быть,
как уже говорилось, только свободным, и не для того Бог наделил
человека свободой, чтобы люди друг у друга ее отнимали.
>
Иногда демократию упрекают в том, что она якобы разрушает иерархическую
структуру мироздания, делает его плоским, обвиняют ее даже в атеизме.
При этом не учитывается, что демократия принципиально немистична,
не в том смысле, что она отрицает мистику как таковую,
а в том, что она не имеет никаких претензий на глубинные
уровни иерархической структуры мира. В том, что у некоторых людей исчезает
ощущение глубины, иерархичности мира, демократия так же виновата, как и наука —
в том, что она порождает атеизм. (Ясно, что не знание как таковое
является причиной атеизма, а психологический закон вытеснения [переключение
внимания на содержание из другой сферы ве́дения]: если человек,
например, всю жизнь смотрит в микроскоп, то ему со временем
может начать казаться, что какой-либо иной реальности просто не существует.)
>
И всё же на протяжении истории возникает всё тот же вопрос:
если истина явлена в Откровении, то почему бы ей не «помочь» восторжествовать
в жизни? И вот здесь выясняется, что мы очень многого не знаем
о закономерностях духовной жизни, не можем в явной форме определить
степень необходимого взаимодействия (управления) с социальной действительностью.
>
Возможно, в политике действует свой принципиально неустранимый «принцип неопределенности»
{Принцип неопределённости Гейзенберга – идея квантовой физики, проникшая
в массовое сознание. Принцип гласит, что невозможно одновременно знать
и точное положение, и точную скорость частицы (или др. ее характеристики). –
Прим. ред. рассылки.}. Например, в такой формулировке:
возможно либо формальное детерминирование правовой системы при отсутствии
посягательства на высший смысл бытия, либо содержательное детерминирование
пути людей к высшему смыслу при отсутствии значимости правовых норм,
рассматриваемых как нечто условное. Но поскольку второй вариант возможен
лишь при теократии, которая практически не реализуется в земном
плане (есть вещи, о которых можно только молиться), то предпочтителен
первый путь. И тогда демократия остается если не лучшим, то оптимальным
устройством общества.
>
Монархия во главе с сакрализованной фигурой возможна, а при выдающейся
личности на престоле она может дать лучшие результаты, чем демократия.
Очевидно, что сильный яркий царь может вызвать большее вдохновение в народе,
чем абстрактный принцип «разделения властей». Но в случае неудачной смены
на престоле монархию начинает лихорадить, она в результате дворцовых
интриг и переворотов может ослабеть и рухнуть под натиском врагов
(которые всегда найдутся). То есть, если использовать технический термин,
политическая монархия неустойчива (хотя и долго может просуществовать благодаря
силовым методам), в противоположность своему физическому аналогу —
египетской пирамиде. Если же попытаться законодательно исключить возможность явных
злоупотреблений и ввести прежде всего принципы гласности и обратных
связей, т.е. сделать систему динамичной и саморегулирующейся, то и получится
демократическая система. В этом случае даже возможен монарх, играющий
не столько властную, сколько духовно-символическую роль, как в североевропейских
странах.
>
Важным достижением науки об обществе является понятие «открытого общества»,
которое предполагает некую социальную апофатику — недетерминированность,
готовность к изменению некоторых государственно-общественных структур. Короче
говоря, «открытое общество» в чём-то принципиально непредопределено.
>
Очень важно, что именно религиозное мировоззрение принципиально открыто, открыто
прежде всего Божественной благодати, а значит, и всему доброму. И только
религиозное мировоззрение предотвращает порождение тоталитаризма из духа
самодовлеющего рационализма, так как оно учитывает иную реальность —
Божественную.
<...>
>
В богословии существует принцип «неслиянности и нераздельности»
{Речь идет о понятиях, описывающих богочеловеческую природу Христа: неслиянность
подразумевает, что в результате соединения две природы не слились
между собой, образовав новую, а пребывают во Христе порознь; под нераздельностью
поднимается то, что хотя две природы во Христе являются цельными и качественно
различными, они не существуют отдельно, а объединены в единую ипостась Сына Божьего. –
Прим. ред. рассылки.}. Можно предположить, что политическим
аналогом этого принципа является демократическая система: она, в отличие
от тоталитарной, не пытается слиться со всей полнотой жизни, и она же
нераздельна с обществом, которое не может существовать вообще без системы.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*И
теперь говорит ГОСПОДЬ (Тот, кто создал меня
в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова
и собрался бы к Нему весь Израиль; я славен
в очах ГОСПОДА, мой Бог стал моей
силой) - говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой, что
ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля,
- Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы
спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!' *Так говорит ГОСПОДЬ,
Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
кто в презрении у народов, рабу владык: - Увидев тебя,
цари будут вставать, владыки будут падать ниц,
ради ГОСПОДА (верен Он!), ради
Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!). *Так говорит ГОСПОДЬ:
- Я ответил тебе в пору Моего благоволенья, в
день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню, ты
- Мой договор с народом: ты возродишь землю,
раздашь запустевшие владенья, скажешь
узникам: 'Выходите!' - скажешь сидящим во мраке:
'Покажитесь!' *Вдоль дорог они пастбища себе найдут, все голые
холмы станут пажитями для них.* (Ис.49:5-9/*/)
*********************************************
/*/
включает стихи из чтения вторника;
нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов.