Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 10-Apr-2021 16:19
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
28 марта 2021 г. ст.ст., суббота
4-ой седмицы Великого Поста. литургические чтения: Евр.6:9-12;
Мк.7:31-37.
> К досаде
реконструкторов современное положение дел выявляет невозможность механического
переноса духовных установок древности в ХХI век.
Причина их практической непригодности заключается в трёх значительных различиях
эпох: 1) содержательном значении основных понятий, 2) различной оценке духовных
состояний, 3) смене задач самой духовной жизни.
> Древние
монахи, противопоставляя себя миру, имели чёткую семиотику {Семиотика
(от греч. semeion – знак) – наука, исследующая свойства знаковых систем,
или систем знаков. Здесь – система знаков. – Прим. ред. рассылки,
здесь и далее.} этого противопоставления.В древности
всё имело своё символическое измерение: трапеза, блюда, танцы, одежды и т.п.
Даже за стол поесть рассаживались согласно традиции. С христианской
точки зрения, при такой встроенности личности в обрядовые цепи фраз
и действий человеческое «Я» становится необязательным, а значит, античная
культура обесчеловечивает.
> Чтобы
это подчеркнуть, монахам достаточно было поменять религиозно-культурный вектор
на обратный. Они стали отшельничать, носить максимально плохую одежду, есть
максимально плохо и мало, отказались от секса, танцев, зрелищ и т.д.
Это было полноценным знаковым заявлением о неповторимом «Я», стоя́щим
пред Богом, понятным для той культурной эпохи.
> Проблема сегодняшней ситуации в том, что древние
действия благочестия, например, такие как отказ от общения, брака и т.п.,
считываются в ХХІвеке совсем иначе. Отшельничество понимается
как асоциальность, презрение к людям; отказ от секса и качественной
жизни (там, где он <реален>) воспринимается как невротическая симптоматика
или специфическая индивидуальная потребность, но никак не по́двиг
благочестия. Таким образом, современные подвижники, будучи детьми своей эпохи,
сами в себе с трудом находят мотивацию для аскетических подвигов.
Т.е. аскетизм древности перестаёт быть понятным самим православным подвижникам.
> Доводы, аргументы и основания, которые были сильны
в одном языковом и знаковом мире, в другом пространстве культуры
предстают слабыми, недостаточными или даже противоположными. Это делает
многие термины омонимичными. {Оминимы – слова, совпадающии
в звучании/написании, но имеющие разное значение. Например, "град"
как метеорологическое явление и "град" как синоним для "город".}
Например, человеческое «Я» в архаичной культуре понималось как то́,
чему до́лжно исполнить поведенческие модели общества: ремесленник, воин,
мать, правитель и т.д. Исключительными считались те, кто исполнял приказы
свыше: пророки, шаманы, жрецы. Но в любом случае само человеческое «Я» мыслилось
только как инструмент исполнения социальных или божественных директив.
> В этом контексте «мы» понималось как крепкая
социальная идентичность: народ, каста, род, вера, которые также предполагали ролевую
фабулу. «Благодать» в том же контексте есть данное свыше магическое
действие для исполнения социально-ролевой директивы. Попадающие в этот
языковой мир идеи боговоплощения, свободы, жертвы и т.п. не имеют возможности
выявить единичное «Я», даже если будут говорить о нём в каждом
предложении.
> В рамках
современной религиозной мысли «Я» есть свободное сознание, необязательное для эволюционной
адаптации. В этой его невостребованности оно подобно Божьему. Теперь
человеческое «Я» субъект блуждающего в мире одиночества сознания.
> <...>
Гораздо важнее изменение целей и задач самой духовной жизни.
Те состояния духа, к достижению которых призывают святые отцы со страниц
духовных наставлений, уже имеют другое значение не только для внешней
оценки, но и для внутреннего самоощущения.
> Аскетические
установки древности, сколь бы ни были полезны в раннем и позднем
Cредневековье, по естественному смысловому дрейфу
утрачивают своё изначальное прочтение. Состояния, на которые они нацелены,
и исходные переживания, на которые опирались почтенные отцы-пустынники,
сегодня понимаются иначе.
[
протоиерей Вячеслав Рубский. Из кн. "Православная
духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"@, из гл.
"Обратная сторона нимба" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Плоти
моей движения умертви, Бога во плоти Родившая превыше ума, и подай просвещение
мысли моей, Чистая, истинное Облако света!* (Богородичен
9-й песни канона 1 4-й субботы Вел. Поста, перевод иером. Амвросия(Тимрота))