Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4058 *Можно ли узнать духовных/святых людей "по плодам"?* / 22-24/IV/21 (ср-пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 23-Apr-2021 16:54

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 9-11 марта 2021 г. ст.ст., среда–пятница 6-й седмицы Великого поста.

 

 

 

 

 

Миницикл – пунктирно о Нагорной проповеди.
предыдущие части: 
 А.Десницкий: "Блаженство" в Ветхом и Новом Заветах
 Д.Бонхёффер: Между превосходящей праведностью и учениками, от которых Иисус ее требует, стоит Он сам.
 продолжение: Он сам, распятый, и есть совершенное исполнение Закона
 прот. Вячеслав Рубский: Смена мотивации праведности
 Ив Рагэн: Иисус – человеческое выражение Царствия Божия
 Истинные и ложные заботы

Этот выпуск посвящен стихам Мф.7:13–29.

 

 

 

2 пути, узкие и широкие врата (стт. 13-14):
+++ свящ. Александр Мень: таинства и вера; тесные врата
+++ Н.Т.Райт: узкие врата
+++ он же: Пророчества о Суде

 

> По плодам их узна́ете их

> Поиск признаков святости <в других людях> всегда более характеризует ищущего, чем святого. Христос от начала элитаризировал Своё собирание людей через «имеющий уши слышать, да слышит» или абсурдизм и ригоризм Своей проповеди. Но для остальных в Евангелии достаточно притч, которые для простого народа проще понять как банальные истины или афоризмы того же сорта. Например, знаменитое: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их» (Мф.7,15-16). Это стало крылатой фразой. (Многие другие фразы Христа тоже окрылились и, улетев, стали жить своей жизнью). Но при всей простоте и очевидности этого критерия в нём можно выделить несколько аспектов, которые в целом девальвируют его ценность, превращая принцип узнавания святости «по плодам» в красное словцо для жаждущего народа.

> <...> во-первых, это ж какими слабыми в абстрактном мышлении нужно быть, чтобы получить такой совет?! Критерий «по плодам» предполагает неспособность слушателя принять более-менее сложное словесное предупреждение. Плоды мы познаём по тому, что они нам (не)нравятся. Но когда это наступает на практике, тогда уже не нужны советы по узнаванию «волков», и совет «по плодам» оказывается опоздавшей бессмыслицей.

> Во-вторых, как же фарисейски высоко мы должны превозносить свои «плоды» (отсюда и правильность своих понятий о правильных «плодах») перед чужими, чтобы основание нашего предпочтения не вызывало у нас сомнений?! Метод определяет результаты поиска. Как показывает опыт <изучения> сектантства, если метод обнаружения не совпадает с предметом, то он не будет обнаружен. И наоборот: если представления о «волке» указывают на козу, то в качестве волка обнаружена будет именно она. Вместо критического обсуждения системы определения «плодов» нам предлагается доверять ей априори. В результате, используя критерий «по плодам», паства не будет видеть лжепастырей в упор до той самой поры, пока они ей не станут неприятны. Только тогда овца и определит, что это волк, когда он уже её ест.

> В-третьих, увидеть <плоды, даже созревшие, могут далеко не все>. Это не так просто, как кажется стороннему взгляду. Принцип «по плодам узна́ете», по-видимому, предполагает, что как раз с этим проблем не будет. Но практика показывает, что плоды самых дремучих сектантов только воодушевляют адептов этих сект. Даже разрушение семей часто воспринимается как признак духовного пути. Далеко ходить и не надо, этот момент поощряется в Евангелии: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий  жизни вечной» (Лк.18,29-30).

> В-четвёртых, обсуждаемый критерий, оставляя людей на духовное самоуправление, ориентирует их на принцип удовольствия <(так как хорошие/плохие плоды предлагается распознавать по (не)удо-вольствию)>. Но разве в вопросе об истине (в данном случае истинности пастыря) мы можем руководствоваться удовольствием? «Разве удовольствие служило когда-либо доказательством истины? Отнюдь нет, скорее напротив: если чувство удовольствия соучаствовало в решении вопроса о том, что истинно, то это вызывает сильнейшее недоверие к "истине". Доказательство от "удовольствия" это доказательство в пользу "удовольствия", и не более того. Кто, ради всего на свете, мог бы полагаться на то, что именно истинные суждения доставляют большее удовольствие, нежели ложные, и что, в согласии с предустановленной гармонией, именно они непременно повлекут за собой приятные чувства? Опыт всех строго мыслящих, глубоких умов учит обратному» (Ницше. Антихристианин, § 50). Определение истины не может быть сужено до области приятного. Иначе мы будем походить на человека из анекдота, который ищет ключи не там, где их потерял, а там, где удобнее искать. «Служение истине – самая тяжкая служба», – продолжает философ, – иногда приходится «быть суровым к своему сердцу, презирать «красивые чувства»». «Приходится жертвовать почти всем, к чему обыкновенно привязаны наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого необходимо величие души». И возможно, если нам совершенно не нравятся «плоды» того или иного оратора или пастыря, ошибаемся мы, а не он.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы"
(авторская редакция) @, 
из гл. "Обратная сторона нимба"  ]

 

лжепророки, плоды (стт. 15-23):
+++ Брюс Алворд: "Берегитесь лжепророков" & о. Яков Кротов: Цельность
+++ В.Н.Кузнецова: лжепропроки
+++ Д.Бонхёффер: волки в овечьей шкуре
+++ Дж.А.Т.Робинсон: Религиозные переживания в христианской упаковке
+++ "Не всякий, говорящий Мне: 'Господи!'..." (Я.К. и др.)
+++ свящ. Яков Кротов: Искушение забыть цель
+++ он же: Господь и господа

 

притча о двух строителях, дом на камне (24-27):
+++ К.Бломберг: Два строителя
+++ благоразумный строитель (Я.К. и др.)
+++ СББ: Царство Бога и Иисус
+++ Сергей Худиев: несовершенное послушание (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Пусть не завидует сердце твое грешникам,
                                  пусть всегда боится ГОСПОДА,
 ибо наступит будущее,    /      и твоя надежда не погибнет.

 Слушай, сын, и становись мудрым,
                              на верный путь направь сердце.
 Не будь с теми, кто упивается вином  / да объедается мясом,
 ибо пьяница и обжора обнищают,
                             а лень тебя вырядит в лохмотья.
 Слушайся отца, что породил тебя,
                         а состарится мать – не презирай ее.
 Приобретай истину и не растеряй
                      ни мудрости, ни воспитания, ни разума.
 Отец праведника возликует,
                             родитель мудреца не нарадуется.
 Да возрадуются твои отец и мать,
                                 да возликуют твои родители!

 Сын! Ко мне обрати свое сердце,
                                  взор к моим путям направь.
 Блудница – что глубокая яма,
                             чужая жена – что узкий колодец,
 она – что разбойник в засаде,
                                умножает число преступлений.

 У кого это охи да вздохи?   /   У кого это ссоры да жалобы?
 У кого синяки невесть откуда?     /   У кого муть в глазах?
 У тех, кто засиживается за вином,
                                 всё выискивает вина пряные.
             Не гляди на вино, как оно алеет,
 как в чаше играет,          /          да как пьется легко;
 потом ведь укусит, как змея,     /      ужалит, как гадюка;
 засмотришься тогда на чужих женщин,
                            и придут на ум превратные мысли;
 словно ты улегся среди моря,   /  на верхушке мачты улегся.
 "Били меня, – скажешь, – а мне нипочем,
                             колотили – а я и не чувствовал;
 а уж как просплюсь,         /       так примусь за старое".

 Не завидуй людям злым,   /  не стремись стать одним из них,
 жестокие затеи у них на уме,
                               их уста кому-то беду готовят.

 Мудростью возводится дом,      /      разумением он прочен,
 а знание наполняет покои
                           достатком драгоценным и желанным.
 Кто мудр, тот силен,  /    кто обладает знанием, тот могуч.
.....
 Выручай ведо́мых на смерть!
                           Избавишь ли обреченных на гибель?
 Ты скажешь: "Мы же не знали об этом!"
 Но Испытующий сердца понимает,
                всё знает Страж твоей жизни –
                            Он каждому воздаст по заслугам.*
                                    (Пр.23:17-24:5,11-12/&/)

* * *

*  Каждый день они взывают ко Мне,
    хотят постичь Мои пути –
   словно народ, что поступает по правде,
    не забывает законов Бога своего.
   Просят они у Меня справедливых решений,
    хотят, чтобы Бог был ближе.
   'Мы постимся – а Ты и не смотришь,
     мы смиряем себя – а Ты и знать не желаешь?!'*
*  Вы и в день поста творите, что хотите,
    угнетаете работников своих.
   Вы поститесь – и множатся раздоры и распри,
    вы жестоко бьете людей кулаками.
   Пока вы поститесь так,
   не будет голос ваш услышан на высотах!
   Разве таков пост, которого Я хочу,
    день, когда человек смиряет себя?
   Склонять голову, словно тростник,
   лежать на дерюге, в пыли, –
   вы зовете это постом,
    днем, что угоден Господу?
*  Пост, которого Я хочу, таков:
   снимите узы несправедливости с человека,
    с его шеи снимите ярмо!
   Порабощенным даруйте свободу,
    всякое ярмо уничтожьте!
   С голодным поделись едой,
    бедняков бездомных к себе домой приведи.
   Увидишь нагого – одень его;
    не отворачивайся от своих родных.
   Тогда воссияет твой свет, как заря,
    и быстро наступит твое исцеленье.
   Перед тобою пойдет избавленье твое,
    а позади – слава Господа, как защита.
   Тогда ты к Господу воззовешь – и Он ответит,
    позовешь на помощь – и Он скажет: 'Я здесь!'
*  Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
    перестанешь показывать пальцем и клеветать,
   и ради голодного пожертвуешь всем,
    и дашь угнетенным всё, что им нужно, –
   вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
    и твой мрак превратится в яркий полдень.
   Будет Господь вести тебя всегда,
   даже на землях сухих Он даст тебе всё,
   укрепит Он тело твое.
   Ты станешь как орошенный сад,
    как неиссякающий источник.
   Ты отстроишь города на месте древних развалин,
    вновь возведешь строенья былых времен.
   Тебя нарекут: Починивший проломленную стену,
    Восстановивший улицы для жилья.
* (Ис.58:1-11/+/)

* * *

*Душеполезную завершив Четыредесятницу,
 и святую седмицу страданий Твоих
  просим увидеть, Человеколюбче,
 чтобы прославить в ее дни величие Твое
 и неизреченный Твой замысел о нас,
 единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!*
*Душеполезную завершив Четыредесятницу, воззовем:
 "Радуйся, град Вифания, отечество Лазаря!
  Радуйтесь, Марфа и Мария, сёстры его!
  Завтра Христос приходит
  оживить Своим словом умершего брата вашего.
  Услышав глас Его, жестокий и ненасытный ад,
  в страхе затрепетав и сильно восстенав,
  отпустит Лазаря, погребальными перевязями стянутого.
  Пораженный Его чудом, еврейский народ,
  ветвями пальм встретит Его,
  и придут дети, восхваляющие Того, Кому завидуют отцы.
  Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!*                                               (Триодь
/*/)

       *********************************************

/+/ чтение среды; нов.пер. РБО, 2004 г., А. Графов.

/&/ включает бо́льшую часть чтения четверга; нов.пер. РБО, 2000 г.

/*/ по переводу о. Амвросия (Тимрота) с изменениями.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4058.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное