Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 12-Apr-2021 10:50
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
30 марта 2021 г. ст.ст., понедельник 5-й седмицы
Великого Поста.
> 19.
Проповеди Христовой предшествовало выступление Иоанна Крестителя с призывом
к покаянию, и благовестие Самого Господа тоже началось словами: «Покайтесь»
(Мф 3:1-2;
4:17).
Поэтому началом духовной жизни христианина является покаяние, внутренний переворот,
переоценка прежней жизни (таково значение евангельского слова «матано́ите»,
покайтесь, обратитесь, переосмыслите прошлое). Покаяние становится настоящим только
тогда, когда «приносит плод», т. е. выражается в поступках (см.
притчу Мф 21:28-32).&
> 20. Отношение христианина к Богу есть богосыновство,
оно строится на глубоком сердечном доверии, уповании и надежде
(Лк 1:9-13;
12:22). >
{Заповедь «не заботьтесь» имеет ввиду не обычные мысли о житейских
делах, а именно «заботу» в смысле мучительной и тревожной
озабоченности, которая изобличает маловерие.}
> 21.
Молитва есть беседа души с Богом, общение с Ним. Хотя Отец Небесный
знает о наших нуждах (Мф 6:8),
открывая Ему сердце, мы вступаем с ним в живое общение. Сила молитвы
не во многих словах (как думали язычники, желавшие длинными заклинаниями
повлиять на божество), а в искренности (Мф 6:7). >
{Молитву как таковую следует
отличать от молитвословия — чтения молитв по молитвеннику.
Молитвословие есть школа молитвы и подготовка к молитве (через вживание
в молитвы святых).}
> 22. Человек не должен
требовать от Бога чудес (Мф 12:38-39).
В молитве на первом месте — не наша воля, а воля
Отца (Мф 6:10;
Мк 14:36).
> 23. Ученику Христову не обещано непременное
земное благополучие: среди скорбей и испытаний он укрепляется надеждой
на конечное торжество правды Божией (Мф 5:12;
Ин 16:23).
Любящий Христа делит с Ним Его крестный путь (Мф 8:34).
> 24. Молитва человека, непримирившегося
с братом, — недостойная молитва (Мф 5:23;
18:23-25).
> 25. Нет «религии»
как некой изолированной системы ценностей. Всё совершается перед лицом
Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит в ...
{Раздел 25 не завершен.}
<...>
> 28. Тот, кто гордится своими религиозными «подвигами»,
живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед
Богом, а не его «заслуга» (Лк 17:7).
> 2) Отношение людей друг к другу
> 29. Христос подтверждает древнюю заповедь «Люби
ближнего, как самого себя» (Лев 19:18-34;
Мф 5:43).
Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие «ближний».
Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры
и народности (см. притчу Лк 10:30-37).
Любовь есть деятельное служение, которое «выше всесожжений и жертв»
(Мк 12:33;
см. Мф 25:31-46).
> 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует
древнему «золотому правилу» (известному у многих народов) —
поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой (Мф 7:12).
> 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной
жертвенной любви (Ин 13:34),
т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви-самоотдаче,
подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в Рим 9:1-4).
> 32. Христос осуждает месть (Мф 5:39)
и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их).
Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев,
изгоняет торгующих из Храма).
> 33.
Священна не только древняя заповедь «не убий», но и несправедливый
гнев является грехом (Мф 5:21-22). >
{Допустимо ли для христианина участие в войне? Вопрос этот долго
дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому,
что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего
отечества, «ибо нет большей любви, как если кто положит душу
свою за друзей своих» (Ин 15:13).+}
> 34. Подтверждая Моисееву заповедь «не прелюбодействуй»,
т.е. не нарушай верности брака, Христос требует чистоты самих помышлений
и чувств (Мф 5:28).
Брак рассматривается Им не просто как гражданский акт или союз, а как
священное единение двух, которое благословил Бог (Мк 10:8;
см. Быт 2:24;
Еф 5:31).
Именно это единство мужчины и женщины — главная цель брака,
а не деторождение, которое есть и у животных (к тому же
брак может быть и бездетным). Из высокого значения любви и брака
вытекает и евангельское осуждение развода (Мф 19:1-3). >
{1. Апостол Павел называет мужа «главой жены» (Еф 5:23),
но чтобы слова́ его не истолковали как освящение семейного
деспотизма, он тут же поясняет, что муж должен относиться к жене с жертвенной
любовью (Еф 5:25).
«Главенство» же мужчины выражается в его инициативе,
взятии на себя ответственности и создании опоры для семьи.
> 2. Благословляя брак, христианство в то же время высоко ценит и безбрачие
как жертву ради Царства Божия (Мф 19:12).
Оно есть дело личного призвания человека (1Кор 6:7).
Церковь на своих соборах признала брак и девство «равночестными».
> 3. На основании Евангелия Церковь защищает неповторимость брака.
До Х в. разводы и вторые браки заключались государством. Но с Х века
на церковные власти была возложена юридическая функция в брачных делах.
В результате Православная Церковь
допустила (с большими ограничениями) развод и второбрачие, а Римская —
продолжает отстаивать неповторимость брака. > 4. Церковь допускает брак
между верующим и неверующим (1Кор
7:12-16). Однако идеал брака предполагает полное единение супругов во всём.}
> 35. Запрет клятвы (Мф 5:34-37)
тесно связан с заповедью о правдивости (Мф 5:6-10;
ср. Кол 3:9).
«Отцом лжи» именуется сатана (Ин 8:44).
{Внутренняя правда отличается от правды формальной. (Иуда, например, указав
врагам Иисуса место, где Он находился, формально говорил правду).}
> 36. Христос недвусмысленно говорит об осуждении
как о грехе (Мф 7:15),
что, впрочем, не означает, что моральный компромисс есть благо. Различие
здесь в направленности воли. Следует «ненавидеть грех, но любить грешника».
> 37. Долг ученика Христова перед обществом —
прежде всего свидетельствовать жизнью о силе Евангелия (Мф 5:14-16).
Евангелие не предлагает в качестве идеала конкретной социальной доктрины.
Люди сами должны искать оптимальные формы общественного устройства, которые бы
наиболее соответствовали Духу Христову. > {Слова́ «кесарю —
кесарево» (Мф 22:17)
были сказаны Иисусом Христом в связи с конкретной исторической ситуацией.
Иудеи подпали под власть Рима за свои грехи и поэтому должны платить
кесарю той монетой, которая с точки зрения Закона была нечестивой (на ней
было изображение императора-бога). Ап. Павел считает необходимым сам принцип
власти в государстве (Рим 13:1-2).
Человек лишь тогда может противиться власти, если этого требует совесть и Бог
(Деян
4:19).}
> 3) Отношение к вещам, природе и телу
по Евангелию
> 38. В иерархии ценностей
плоть <(тело)> стои́т на втором месте в сравнении с духом (Лк 12:4-23).
> 39. Однако тело является не презренной «темницей»,
как думали язычники, а «храмом Святого Духа» (1Кор
6:19), что оправдывает заботу о нём (1Тим 5:23).
Болезнь тела есть зло, дело сатаны (Лк 13:16;
2Кор
12:7). Поэтому Господь исцелял больных. Но поскольку Бог может и зло
обратить в добро, болезнь способна послужить благу как испытание твердости
и веры, как указание на временность земной жизни.
>
40. Природа для христианина — детище Творца (Быт 1;
Пс 8;
103),
на которое Он и сегодня простирает Свое попечение (Лк 12:6-7,27).
Человек издавна был призван «возделывать и хранить» природу
(Быт 2:15).
Всё творение предназначено к участию в Царстве Божием (грядущем
преображенном бытии), и это тесно связано с миссией человека в мире (Рим 8:19-22).
> 41. Познание мира, изучение природы есть один из способов
познания мудрости Творца (Ис 18:2;
Рим 1:19-20).
> 42. Сам Христос трудился Своими руками, дав тем
пример ученикам. «Если кто не трудится — тот и не ешь», —
говорит апостол (2Фес 3:10).
> 43. Богатство (материальные излишества, роскошь)
является, по словам Христа, серьезным препятствием на пути человека
в Царство Божие (Мф 10:23-25).
Особенно опасна сердечная привязанность, страсть к земному богатству (Мф 6:19-21).
Владея чем-либо, человек должен быть свободным от страсти стяжательства и алчности (1Кор 7:29-31).
> 44. Христос отменяет ветхозаветный Закон о запретной
пище, который был введен для ограждения общины от влияния язычников.
Оскверняет человека не пища, а грех, живущий в сердце (Мк 7:18-23).
> 45. Христос постился (Мф 4:2)
и, следовательно, признавал пост как средство контроля над плотью++.
Если Он и не считал его необходимым для Своих учеников в определенный
период их жизни, то в принципе пост был Им сохранен (Мф
6:16-18; 9:14).
&
Тут нужно заметить, что евангельский смысл покаяния/метанойи (как однократный
акт возвращения к Богу) и то значение, какое это слово приобрело
в христианской аскетической традиции ("Одним из важных элементов
аскетического подвига, по преп. Исааку <Сирину>, является покаянный
плач: "Какое иное занятие у монаха в келлии его, кроме плача?..
И какое занятие лучше этого?" Покаянный плач, по учению преп. Исаака,
должен быть непрестанным" – иером.
Иларион (Алфеев)).
+ Кроме "наиболее
распространенного решения" вопроса об участии христиастиан в войне необходимо
напомнить и об очень весомых аргументах христиан-пацифистов. См.: ∙
Михаил Завалов: «Положить
душу за друзей своих» — это не про убитых на войне. Он же:
О "пацифизме".
продолжение: Самое сильное
возражение против "пацифизма". ∙ Яков Кротов: отношение
к войне (A)
{Воскресение Христово делает войну бессмысленной, ибо если Христос воскрес,
если я воскресну, если ближний мой получит вечную жизнь, значит, можно потерпеть.
// всякий убивающий на войне есть всего лишь палач, действующий от имени
общества, не от имени Божия, пытающийся предупредить еще несовершенное
преступление. Христианин же не может быть палачом, а потому
не может быть и солдатом, он не может убивать} (B){Мы должны победить двойной стандарт в отношении к разным
войнам, чтобы победить лживого и лукавого нехристя внутри себя. Мы должны
осуждать войну всегда, когда она заслуживает осуждения — а она
заслуживает осуждения всегда. Учение о справедливой войне, которое веками
разрабатывали именно христианские богословы, в конце концов ведь пришло к тому,
что справедливых войн не бывает. Достаточно из дюжины признаков справедливой
войны достаточно назвать один: в справедливой войне нельзя убивать невиновных.
Нет такого оружия, которое действует столь избирательно, потому что нет человека,
который способен безошибочно отделить виноватых от невинных. Чтобы убежать
от этого факта, люди вновь и вновь подменяют понятие справедливой войны
понятием войны оборонительной, что, конечно, возвращает нас к временам людоедов,
потому что в любой войне каждая сторона уверена, что она обороняется.
"Оборона" — понятие не логические, а эмоциональное.} ∙
он же: Христианство и пацифизм
{О пацифизме можно сказать как о демократии: скверная штука, но остальные
пути еще хуже. // всякая война есть не только плотская борьба, но и духовная,
она требует всего человека, не только рук или мозгов. Этим оправдывали
войну, но ведь на самом деле это главное доказательство порочности войны,
как и всякого насилия, от инквизиции до смертной казни: нельзя
насилием бороться со злом, оставаясь бесстрастным, тем более, пребывая
любящим и добрым. Насилие требует ненависти и без ненависти не подымается
рука.}.
++
Слово "плоть" (саркс) в Новом Завете используется в разных
значениях. (Слово "плоть" многозначно и часто имеет нейтральное
значение: "тело; происхождение; слабый, смертный человек; человечество; греховная
человеческая природа" – В.Кузнецова).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Кроткий
ответ отвращает гнев, резкое
слово вызывает ярость. Язык мудрецов оттачивает знания, а
от уст глупцов лишь дурость исходит. Очи ГОСПОДНИ
всё видят, / взирают и на злых, и на добрых.
Умиротворяющая речь – древо жизни, а
речь обманчивая сокрушает дух.* (Пр.15:1-4/*/)