Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 19-Apr-2021 16:12
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
6 марта 2021 г. ст.ст., понедельник
6-й седмицы Великого поста.
> 46. Возвещая Свое учение, Христос
говорит не как пророк — от имени Бога, — а как
Бог. Собственной властью Он изменяет и отменяет законы, данные в Св.
Писании, указывая тем на Свой высший авторитет. Этим Он подводит учеников
к тайне Сына Божия. Это совершается постепенно. Сначала Он выступает как
Учитель и Чудотворец, но при этом многозначительно называет Себя
Сыном Человеческим. Этот титул одновременно означает и просто человека (Иез 2:1),
и обетованного Спасителя, Мессию (Дан 7:12-14).
> Это связано с тем, что многие, даже пророки, считали,
что Мессия будет земным царем или воином. И только тогда, когда
ученики поняли, что Иисус не желает земной власти (Ин 6:5),
когда Он стал гонимым Странником (Мф 8:20).
Он больше не скрывал от них Своего Мессианства (Еф 6:13-21).
Но при этом Иисус объявил апостолам, что его ждет не мирская
власть, а страдания и смерть. Прямо назвал Он Себя Мессией лишь за несколько
часов до Голгофы, перед лицом Синедриона (Мк 14:61-62).
Но если Иисус именовал Себя Спасителем-Мессией не в том значении,
какое вкладывала в это понятие толпа, то что́ Он Сам
говорил о Себе? Он именовал Себя Сыном Небесного Отца.
> 47. Что значит Сын Божий? Почему «Символ»
называет Христа Господом?
>
а) «Сынами Божиими» в Ветхом Завете назывались ангелы, пророки,
цари (2Цар 7:14;
Иов 1:6;
Пс 28:1).
Титул этот прилагался к Мессии, потомку Давида (Пс 109).
> б) На языке Библии понятие «сын» означает причастность
чему-либо («Сын пророческий», «Сын правды»,
«Сын человеческий», «Сын благословения», «Сын погибели»
и т.д.). Поэтому, называя Себя Сыном Небесного Отца, Иисус имел в виду
Свою причастность Божественной природе. Он выше всех пророков (притча
Мк 12:1-2).
Его отношение к Отцу несравнимо ни с чем (Мф 11:25-30).
Он составляет одно с Богом (Ин 14:6-10).
> в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения и опытом
бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, есть источник веры
Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру открылся Сам Бог (Евр 1:1-6). >
{1. Веруя свидетельству Христа, христианин может верить и свидетельству других
основателей мировых религий, поскольку: > а) Будда учил, что
он достиг просветления и нашел способ освобождаться от всех земных желаний;
> б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека,
законы Которого в земной жизни должны осуществляться через гуманность;
> в) учителя́ индуизма говорят, что в основе материального
мира лежит мир Духа; > г) Магомет провозгласил себя посланником,
призванным учить о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство
Христа о себе остается неповторимым и уникальным. <...>} >
Иисус Христос одобрил учеников, называвших Его Господом (Ин 13:13).
Слово это (греч. Ки́риос, арам. Мара́н) означает не просто
Владыка, Господин, но и Бог.
>
48. Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным»
Отцу?
> Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная
природа Христа «рождается» непосредственно от Бога. Поэтому Божье
в Нём принадлежит высшей Сущности
().
> 49. Почему Сын Божий
назван «Единородным», существующим «прежде всех веков»?
> Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда
Он действует в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог-Акт,
Бог-Деяние, или, как называет Его евангелист Иоанн, Бог-Слово (греч. Логос).
«Словом» в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая
Себя мощь Бога (Пс 32:6).
Это Его «второе Лицо» есть единое божественное Слово, через Которое
«всё на́чало быть» (Ин 1:1-3).
Оно «рождается» от Отца предвечно, т.е. вне времени,
вне тварного бытия, в сокровенной внутрибожественной жизни.
> 50. Что означают слова «Света от Света.
Бога истинна от Бога истинна»?
> Это наглядное сравнение
поясняет тайну единства Отца и Сына и одновременно их различие.
Как огонь, зажженный одним факелом от другого, есть тот же самый
огонь, как свет, исходящий от солнца, есть часть самого светила, так
и Слово Божие, исходя от Отца, всецело сохраняет полноту божественной
природы (Ин 1:9-11).
> 51. Что значит спасение?
> Спасение — цель мироздания. Оно означает приобщение твари
к высшей божественной жизни. Совершается оно, не упраздняя человеческой
свободы. Человек должен сам осознать благо единения с Творцом и принять
Его волю. Поэтому спасение есть длительный (по земным меркам) процесс.
> Необходимость в спасении вытекает из библейского взгляда,
согласно которому природа и человек вопреки воле Творца пребывают во власти
«суеты» (т.е. смерти и греха). Тварь «стенает и мучается»
по вине «покорившего ее» (Рим 8:20-22).
Под этим «покорившим» обычно понимают тварные духовные силы,
по своей воле отпавшие от Творца (сатану). В Библии он нередко
изображается в виде чудовища Хаоса, нарушающего гармонию мира (Ис 27:1).
> Человек как существо, созданное «по образцу и подобию
Божию» (Быт 1:27),
призван был вернуть природу на путь, предназначенный ей Творцом (Рим 8:19-21).
Но человек сам нарушил волю Божию, вняв Змию (один из образов «врага
Божия», сатаны (Быт 3:1 сл.).
По причине этого (Первородный Грех) среди людей и доныне царствует
грех, а с ним — смерть (Рим 3:23;
5:12).
На протяжении истории Промысл и Откровение
Божие ограждали человека от полной гибели, а с Приходом Христа
миру открылся путь ко спасению.
> {Могут ли быть спасены
нехристиане? Спасение — понятие динамическое. Приобщение к божественной
жизни имеет свои градации и ступени. Поэтому всюду, где есть вера
и любовь, оно осуществляется в той или иной степени. Однако
полнота спасения достигается через общение со Христом Спасителем (Ин 14:6).}
> 52. Что значит «сшедший с небес»?
> Это значит, что Слово Господне из сферы Своей сокровенной
тайны явилось в зримом земном мире, действуя и живя в личности
Христа. Земное уничижение Христа было необходимо для сохранения свободы
человека, который мог принять Его или отвергнуть (Ис 5:3).
> 53. Что значит «воплотившийся»
и «вочеловечившийся»?
> Явление Христа не было
призрачным, не было лишь виде́нием. Он воистину был не только
Бог, но и «совершенный человек», во плоти и крови, с человеческой
душой и волей (Ин 1:14).
По учению Вселенских соборов, божественная и человеческая природа в Иисусе
сочеталась антиномически {Антиномия — признание истинности
за двумя тезисами, которые представляются противоречивыми.} —
«неслитно» и «нераздельно» (Деяния
Вселенских соборов, т. 4, Деяние 5). Поэтому Он именуется Богочеловеком,
в Его лице Бог соединился со Своим творением.
> В Евангелии
мы находим не просто учение, а образ жизни Человека, целиком отдавшего
Себя воле Отца. Этим откровение приобрело живой конкретный характер. «Бог вочеловечился,
чтобы мы обожествились» (св. Афанасий).
> 54.
Почему Христос родился от Девы?
> Избрание Женщины, Которой
суждено было стать Матерью Мессии, не могло быть случайным. Она являлась
наиболее совершенной представительницей человеческого рода, безраздельно отдавшей
Себя Богу. Поэтому Она не могла принадлежать никому, в том числе и мужу,
и поэтому Ее Дитя рождается под воздействием творческой силы Духа Божия
(Лк 1:34-35;
см. 61).
> 55. Что значит смерть Христа
«за нас»? Почему Его смерть называют Жертвой?
> Христос отдал Себя ради «искупления» людей (Мф 20:28).
«Искупление» означает выкуп или приобретение себе в удел. Став человеком,
Бог соединяется с людьми. Он проходит путь человеческой жизни и разделяет
участь всех гонимых за правду (Ис 53),
вплоть до смерти. Целью древних жертв было соединиться с Божеством.
В лице Христа Сам Бог осуществляет это соединение. Но в падшем
мире Боговоплощение приводит к Голгофе в силу того, что зло мира
ополчается против Истины (Евр 12:2).
> 56. Почему в «Символе» упомянут
Пилат?
> Это упоминание служит в качестве хронологической
даты (ввиду несовершенства древних календарей точная дата Распятия не установлена:
предположительно ок. 30 г.; Пилат правил с 27 г. по 37 г.).
Этим указанием «Символ» подчеркивает, что евангельские события
совершались не «вне времени и пространства», а в определенный
исторический момент.
> 57. Чем завершилась
земная жизнь Христа?
> Она завершилась Его победой
над смертью. Сила Божия, заключенная в Нём (Деян 3:15),
и сила человека, свободного от греха (Деян
2:2) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии,
есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть,
Христос свидетельствует:
–
о конечном торжестве Бога; – о будущем уничтожении смерти;
– о непобедимости света и правды (Ин 12:31;
1Кор 15:3-28 <...>).
> 58.
Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»?
> Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть
будут сокрушены (Ис 11:1-9;
27:1).
Воскресение Христа положило начало этой победе.
> 59.
Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»?
> Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства
и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть
на небе и на земле» (Мф 28:18).
Отныне Он пребывает и действует во всём мире и в человечестве (Мф 28:20).
Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т.е. <обладает
вездесущностью> Бога.
> 60. Что такое Последний
Суд?
> Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды
с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин 12:31).
Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром
и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему
Суду постепенно (см. притчу Мк 4:25-29).
Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни,
все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф 24:42-51). >
{Понятие «му́ки вечной» (Мф 25:46)
нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего
и крайнего богопротивления в Откр
20:14 названо «смертью второй», т.е. окончательной. По мнению
многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое
дарует Бог, и уход в небытие, в ничто.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Слушай
советы, принимай наставления,
и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом
сердце, но
исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится
верность, / и бедняк
милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ –
кто исполнен им, спит спокойно,
и
беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо,
/ а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24/&/)
*********************************************
/&/
включает стихи из рядового чтения понедельника; новый перевод РБО.