Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4056 *Богочеловек* / 19/IV/21 (пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Apr-2021 16:12

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься....
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 6 марта 2021 г. ст.ст., понедельник 6-й седмицы Великого поста.

 

 

 

 

 

/предыдущие части: Вера. Религия. Догмат    Бог-творец
   Мессия и Завет. Ветхий Завет    Что такое Новый Завет?
    Жизнь по Евангелию/

 

> Богочеловек

> 46. Возвещая Свое учение, Христос говорит не как пророк — от имени Бога, — а как Бог. Собственной властью Он изменяет и отменяет законы, данные в Св. Писании, указывая тем на Свой высший авторитет. Этим Он подводит учеников к тайне Сына Божия. Это совершается постепенно. Сначала Он выступает как Учитель и Чудотворец, но при этом многозначительно называет Себя Сыном Человеческим. Этот титул одновременно означает и просто человека (Иез 2:1), и обетованного Спасителя, Мессию (Дан 7:12-14).

> Это связано с тем, что многие, даже пророки, считали, что Мессия будет земным царем или воином. И только тогда, когда ученики поняли, что Иисус не желает земной власти (Ин 6:5), когда Он стал гонимым Странником (Мф 8:20). Он больше не скрывал от них Своего Мессианства (Еф 6:13-21). Но при этом Иисус объявил апостолам, что его ждет не мирская власть, а страдания и смерть. Прямо назвал Он Себя Мессией лишь за несколько часов до Голгофы, перед лицом Синедриона (Мк 14:61-62). Но если Иисус именовал Себя Спасителем-Мессией не в том значении, какое вкладывала в это понятие толпа, то что́ Он Сам говорил о Себе? Он именовал Себя Сыном Небесного Отца.

> 47. Что значит Сын Божий? Почему «Символ» называет Христа Господом?

> а) «Сынами Божиими» в Ветхом Завете назывались ангелы, пророки, цари (2Цар 7:14; Иов 1:6; Пс 28:1). Титул этот прилагался к Мессии, потомку Давида (Пс 109).
> б) На языке Библии понятие «сын» означает причастность чему-либо («Сын пророческий», «Сын правды», «Сын человеческий», «Сын благословения», «Сын погибели» и т.д.). Поэтому, называя Себя Сыном Небесного Отца, Иисус имел в виду Свою причастность Божественной природе. Он выше всех пророков (притча Мк 12:1-2). Его отношение к Отцу несравнимо ни с чем (Мф 11:25-30). Он составляет одно с Богом (Ин 14:6-10).
> в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения и опытом бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, есть источник веры Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру открылся Сам Бог (Евр 1:1-6).
> {1. Веруя свидетельству Христа, христианин может верить и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку:
  > а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ освобождаться от всех земных желаний;
  > б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека, законы Которого в земной жизни должны осуществляться через гуманность;
  > в) учителя́ индуизма говорят, что в основе материального мира лежит мир Духа;
  > г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе остается неповторимым и уникальным.
<...>}

> Иисус Христос одобрил учеников, называвших Его Господом (Ин 13:13). Слово это (греч. Ки́риос, арам. Мара́н) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог.

> 48. Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным» Отцу?

> Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная природа Христа «рождается» непосредственно от Бога. Поэтому Божье в Нём принадлежит высшей Сущности ().

> 49. Почему Сын Божий назван «Единородным», существующим «прежде всех веков»?

> Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог-Акт, Бог-Деяние, или, как называет Его евангелист Иоанн, Бог-Слово (греч. Логос). «Словом» в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога (Пс 32:6). Это Его «второе Лицо» есть единое божественное Слово, через Которое «всё на́чало быть» (Ин 1:1-3). Оно «рождается» от Отца предвечно, т.е. вне времени, вне тварного бытия, в сокровенной внутрибожественной жизни.

> 50. Что означают слова «Света от Света. Бога истинна от Бога истинна»?

> Это наглядное сравнение поясняет тайну единства Отца и Сына и одновременно их различие. Как огонь, зажженный одним факелом от другого, есть тот же самый огонь, как свет, исходящий от солнца, есть часть самого светила, так и Слово Божие, исходя от Отца, всецело сохраняет полноту божественной природы (Ин 1:9-11).

> 51. Что значит спасение?

  1. > Спасение — цель мироздания. Оно означает приобщение твари к высшей божественной жизни. Совершается оно, не упраздняя человеческой свободы. Человек должен сам осознать благо единения с Творцом и принять Его волю. Поэтому спасение есть длительный (по земным меркам) процесс.
  2. > Необходимость в спасении вытекает из библейского взгляда, согласно которому природа и человек вопреки воле Творца пребывают во власти «суеты» (т.е. смерти и греха). Тварь «стенает и мучается» по вине «покорившего ее» (Рим 8:20-22). Под этим «покорившим» обычно понимают тварные духовные силы, по своей воле отпавшие от Творца (сатану). В Библии он нередко изображается в виде чудовища Хаоса, нарушающего гармонию мира (Ис 27:1).
    > Человек как существо, созданное «по образцу и подобию Божию» (Быт 1:27), призван был вернуть природу на путь, предназначенный ей Творцом (Рим 8:19-21). Но человек сам нарушил волю Божию, вняв Змию (один из образов «врага Божия», сатаны (Быт 3:1 сл.). По причине этого (Первородный Грех) среди людей и доныне царствует грех, а с ним — смерть (Рим 3:23; 5:12). На протяжении истории Промысл и Откровение Божие ограждали человека от полной гибели, а с Приходом Христа миру открылся путь ко спасению.

> {Могут ли быть спасены нехристиане? Спасение — понятие динамическое. Приобщение к божественной жизни имеет свои градации и ступени. Поэтому всюду, где есть вера и любовь, оно осуществляется в той или иной степени. Однако полнота спасения достигается через общение со Христом Спасителем (Ин 14:6).}

> 52. Что значит «сшедший с небес»?

> Это значит, что Слово Господне из сферы Своей сокровенной тайны явилось в зримом земном мире, действуя и живя в личности Христа. Земное уничижение Христа было необходимо для сохранения свободы человека, который мог принять Его или отвергнуть (Ис 5:3).

> 53. Что значит «воплотившийся» и «вочеловечившийся»?

> Явление Христа не было призрачным, не было лишь виде́нием. Он воистину был не только Бог, но и «совершенный человек», во плоти и крови, с человеческой душой и волей (Ин 1:14). По учению Вселенских соборов, божественная и человеческая природа в Иисусе сочеталась антиномически {Антиномия — признание истинности за двумя тезисами, которые представляются противоречивыми.} — «неслитно» и «нераздельно» (Деяния Вселенских соборов, т. 4, Деяние 5). Поэтому Он именуется Богочеловеком, в Его лице Бог соединился со Своим творением.

> В Евангелии мы находим не просто учение, а образ жизни Человека, целиком отдавшего Себя воле Отца. Этим откровение приобрело живой конкретный характер. «Бог вочеловечился, чтобы мы обожествились» (св. Афанасий).

> 54. Почему Христос родился от Девы?

> Избрание Женщины, Которой суждено было стать Матерью Мессии, не могло быть случайным. Она являлась наиболее совершенной представительницей человеческого рода, безраздельно отдавшей Себя Богу. Поэтому Она не могла принадлежать никому, в том числе и мужу, и поэтому Ее Дитя рождается под воздействием творческой силы Духа Божия (Лк 1:34-35; см. 61).

> 55. Что значит смерть Христа «за нас»? Почему Его смерть называют Жертвой?

> Христос отдал Себя ради «искупления» людей (Мф 20:28). «Искупление» означает выкуп или приобретение себе в удел. Став человеком, Бог соединяется с людьми. Он проходит путь человеческой жизни и разделяет участь всех гонимых за правду (Ис 53), вплоть до смерти. Целью древних жертв было соединиться с Божеством. В лице Христа Сам Бог осуществляет это соединение. Но в падшем мире Боговоплощение приводит к Голгофе в силу того, что зло мира ополчается против Истины (Евр 12:2).

> 56. Почему в «Символе» упомянут Пилат?

> Это упоминание служит в качестве хронологической даты (ввиду несовершенства древних календарей точная дата Распятия не установлена: предположительно ок. 30 г.; Пилат правил с 27 г. по 37 г.). Этим указанием «Символ» подчеркивает, что евангельские события совершались не «вне времени и пространства», а в определенный исторический момент.

> 57. Чем завершилась земная жизнь Христа?

> Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нём (Деян 3:15), и сила человека, свободного от греха (Деян 2:2) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует:

 – о конечном торжестве Бога;
 – о будущем уничтожении смерти;
 – о непобедимости света и правды (Ин 12:31; 1Кор 15:3-28 <...>).

> 58. Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»?

> Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены (Ис 11:1-9; 27:1). Воскресение Христа положило начало этой победе.

> 59. Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»?

> Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть на небе и на земле» (Мф 28:18). Отныне Он пребывает и действует во всём мире и в человечестве (Мф 28:20). Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т.е. <обладает вездесущностью> Бога.

> 60. Что такое Последний Суд?

> Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин 12:31). Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк 4:25-29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф 24:42-51).
> {Понятие «му́ки вечной» (Мф 25:46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр 20:14 названо «смертью второй», т.е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто.}

[ протоиерей Александр Мень. Из "Введения в христианскую жизнь"
(Вошло (в др. редакции) в качестве приложения в кн. "Верую… Беседы о Никео-Царьградском Символе Веры".) ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

       ---------------------------------------------

*Слушай советы, принимай наставления,
                               и станешь со временем мудрее.
 Много замыслов в человеческом сердце,
                          но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
 В людях ценится верность,      /      и бедняк милей лжеца.
 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ –
               кто исполнен им, спит спокойно,
                                    и беда его не постигнет.
 Запустит лодырь руку в блюдо,     /    а до рта не донесет.*
                                               (Пр.19:20-24/&/)

       *********************************************

/&/ включает стихи из рядового чтения понедельника; новый перевод РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4056.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное