Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 24-Apr-2021 15:49
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душеполезную
завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть,
Человеколюбче, чтобы прославить в ее дни величие Твое и неизреченный Твой
замысел о нас, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе! (Триодь,
русский перевод)
*
11 апреля 2021 г. ст.ст., Лазарева
суббота, воскрешение Лазаря. литургические чтения: Евр.12:28-13:8;
Ин.11:1-45.
*
12 апреля 2021 г. ст.ст., Вербное (пальмовое)
воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. литургические
чтения: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18.
>
.4. Евангелие от Иоанна. Рассказ четвертого евангелиста о входе
Иисуса в Иерусалим очень похож на рассказы синоптиков об этом событии.
Толпа с пальмовыми ветвями приветствует Иисуса (Ин 12:13; ср. Мк 11:8;
Мф 21:8), выкрикивая праздничное приветствие из Пс 117:25-26. В изложении
этого возгласа у Иоанна сохраняется еврейское «Осанна!», но в остальном
евангелист следует LXX: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Ин 12:13;
ср. Мк 11:10). При этом Иисус называется «Царем Израилевым» (Ин 12:13-14;
ср. Лк 19:38). Он восседает на «молодом осле» (Ин 12:14; ср. Мк 11:7;
Мф 21:7; Лк 19:35), что, согласно редакторской ремарке, есть исполнение
Зах 9:9 (Ин 12:14-15; ср. Мф 21:4-5).
> В Иоанновом
рассказе есть несколько специфических особенностей, что наводит на мысль
об использовании евангелистом независимого предания об этом событии.
Иисуса не сопровождает процессия учеников и доброжелателей, спонтанно
решающих оказать Ему почести (Мк 11:8-10; Мф 21:8-9; Лк 19:36-38).
Вместо этого Его выходят приветствовать специально подготовившиеся к Его приходу
люди (Ин 12:12-13). Эти люди взяли с собой пальмовые ветви
и, видимо, держат их в руках (Ин 12:13), а не устилают
ими дорогу перед Иисусом (ср. Мк 11:8; Мф 21:8). <...>
Иисус не реквизирует осла, полагая этим ярким действием начало торжеству
(Мк 11:1-7; Мф 21:1-7; Лк 19:28-35), но находит его и садится
на него в ответ на приветствие толпы (Ин 12:14). Наконец,
текст Зах 9:9, как он цитируется у Иоанна (Ин 12:15),
не следует ни LXX, ни форме этого текста у Матфея (Мф 21:4-5)
и, возможно, соединен с каким-то другим ветхозаветным текстом (напр., Соф 3:16).
>
Внешняя сторона Иоаннова рассказа о входе Иисуса в Иерусалим –
торжество в честь мессианского «Царя Израилева» (Ин 12:13; ср. Ин 1:49).
Иисус только что совершил знак (Ин 12:18), представляющий собой кульминацию
явленных Им во время своего служения чудес (Ин 11:47), –
воскрешение Лазаря из Вифании (Ин 11:1-44). Воскрешение Лазаря
вызвало среди одних иудеев вспышку энтузиазма, а среди других –
усиление неприятия (Ин 11:45-54). При приближении праздника Пасхи,
когда в Иерусалим стекаются т`олпы (Ин 11:55-57), Иисус возвращается
в Вифанию, место Его великой победы, чтобы посетить дом Лазаря
(Ин 12:1-8). Весть о Его пребывании в Вифании быстро достигла Иерусалима (Ин
12:9-11). Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, к Нему навстречу
выходит делегация, несущая пальмовые ветви, что напоминает празднование маккавейского
триумфа над Антиохом IV Епифаном (Ин 12:12-13; ср. 1Макк 13:51;
2Макк 10:7; ср. Светоний Гай Калигула 32). Когда встречающие
приветствуют Его как «Царя Израилева» (Ин 12:13), Иисус находит «молодого
осла» и садится на него. Евангелист видит здесь исполнение пророчества
о грядущем царе Сиона (Ин 12:15-16; Зах 9:9). В то время
как толпа радуется чуду в Вифании, оппозиция сетует: «Мир идет за Ним!» (Ин 12:17-19).
>
При более внимательном чтении четвертого Евангелия обнаруживается, что вход
Иисуса в Иерусалим имеет в нём более глубокое значение, чем кажется
на первый взгляд. В тексте встречаются намеки на то, что царство
Иисуса не следует понимать в политическом смысле (Ин 1:49-51; 6:14-15).
Далее, если фраза «не бойся, дщерь Сионова!» в цитате, с помощью
которой евангелист интерпретирует вход Иисуса в Иерусалим (Ин 12:15),
есть аллюзия на Соф 3:14-16, то подразумевается, что «Царь Израилев» –
не земной владыка. Он – тот, о котором можно сказать: «Господь...
среди тебя» (ср. Ин 8:24,28,58). Это согласуется с редакторской
ремаркой (ср. Ин 2:22; 20:9), где подтвержденное пророчеством царство
Иисуса связывается с Его прославлением (Ин 12:16; <...>),
т.е. Его предстоящей смертью () и Воскресением
(ср. Ин 7:39; 12:23,28; 13:31-32; 17:1,4-5), когда Он будет вознесен,
чтобы всех привлечь к себе (ср. Ин 3:14; 8:28; 12:32,34).
>
Рассказ о входе Иисуса в Иерусалим завершается упоминанием о людях,
в чьем присутствии Он «вызвал из гроба Лазаря и воскресил
его из мертвых» (Ин 12:17-18; ср. Ин 11:1-53; 12:1-2,9-11).
Это усиливает тему будущей победы Иисуса над смертью. Т.о., с учетом
всего контекста, вход Иисуса в Иерусалим, следующий за происшедшим
в доме Лазаря умащением () Его тела для погребения
(Ин 12:1-8; <...>), можно рассматривать
как предвосхищение пасхальной победы. Это готовит нас к пониманию парадокса:
отвергнутый «Царь Израилев» (Ин 18:33-39; 19:3-22) устанавливает царство
«не от мира сего» (Ин 18:36).
>
Историческая достоверность рассказа о входе в Иерусалим
>
Как видно из предыдущего обзора, в ходе интерпретации ранними христианами
входа Иисуса в Иерусалим рассказ о нём оброс различного рода подробностями ().
Поэтому некоторые скептически настроенные ученые сомневаются, что мессианские
особенности данного рассказа исторически достоверны. Отметив, что рассказ делится
на две части (приобретение животного (Мк 11:1-7; ср. Ин 12:14)
+ праздничный вход в город (Мк 11:8-10; ср. Ин 12:12-13),
эти критики предположили: история об обычном входе Иисуса в Иерусалим
на праздник (возможно, пешком) выросла в мессианскую легенду, включающую
царское животное (под влиянием Зах 9:9), добытое сверхъестественным
путем (ср. Мк 14:12-16; 1Цар 10:2-10; 3Цар 17:8-16). Кроме того,
у нас вроде бы нет свидетельств, что вход Иисуса в Иерусалим привлек
внимание властей и что ученики Иисуса уже тогда считали Его достигшим
триумфа Мессией. Соответственно, по мнению ряда исследователей, мессианская
интерпретация события отражает послепасхальное исповедание ранней Церкви.
>
Однако такой скептицизм неоправдан. Как показал Дж.Д.М.Деррет, рассказ о получении
животного отражает распространенную процедуру добычи правителем или рабби
средства передвижения с использованием царского права на реквизицию
(angaria; ср. 1Цар 8:16) и следует иудейскому закону о займах (Исх 22:14-15).
Следовательно, некорректно определять данный рассказ в категорию легенд.
Далее, решение Иисуса въехать в город на животном – «поразительное
и нарочитое нарушение обычного ограничения, согласно которому Он должен был
войти в город пешком» (Харви 129; ср. М. Хагига 1:1; М.Берахот
9.5). Заметим, что мессианская интерпретация Зах 9:9 в иудаизме до IV в.
не засвидетельствована. Поэтому вероятно, что память об этом ярком
событии коренится в реальном историческом факте. Действия присутствующих,
которые выкрикивают приветствие из Пс 117:25-26, машут пальмовыми ветвями
или стелют их на дорогу, также выглядят естественными. Они отражают
пасхальные обычаи (М. Песахим 5:7; 10:5-7), а также обычаи праздника
Кущей (М. Сукка 3-4) и Хануки (1Макк 13:51; 2Макк 10:6-7;
<...>). Кроме того, еврейское восклицание «Осанна!» (не транслитерирующееся
в Пс 117:25 LXX), хоть и сохраненное в евхаристической
литургии ранней Церкви (Дидахе 10:6), может быть воспоминанием об историческом
событии.
> Есть основания предполагать, что, когда Иисус вошел
в Иерусалим, это событие уже понималось как приход торжествующего
царя. Что касается реакции властей, то, хотя Евангелия о ней не сообщают,
выдвинутое против Иисуса на суде обвинение («Царь Иудейский»; Мк 15:2,26)
может означать, что вход в Иерусалим всё-таки возбудил их подозрения ().
Это не было необычным. Как показали Р.А.Хорсли и Дж.С.Хэнсон, харизматические
лидеры среди иудейских крестьян I в. н.э., даже не претендующие
прямо на принадлежность к царскому или давидическому роду, иногда
принимали титул «царя» в надежде на то, что именно они избавят народ
от иноземных угнетателей (ср. Иос. Флав. Древности 17.10.5-8
§ 271-285). Иисус возвещал Царство Божье, учил как власть имеющий (),
творил чудеса и призвал учеников. Это, несомненно, рождало надежду, что Он-то
и освободит Израиль (ср. Мк 11:2-6/Лк 7:18-23). Однако вход Иисуса
в Иерусалим (верхом на осле) – ответ на эти чаяния,
сообразный со всем духом Его служения. Иисус не политический завоеватель.
Он Царь, но Царь, пришедший в смирении и пришедший служить
(Зах 9:9; ср. Мф 20:28/Мк 10:45/Лк 22:27).
[
L. A. Losie. Из ст. "Вход
в Иерусалим" в словаре "Иисус и Евангелия" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
"...
мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны
Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно,
с благоговением и страхом. Ведь Бог наш – огонь пожирающий.
... Иисус Христос – тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
(Евр.12:28-29;
13:8/&/)
*
* *
*Радуйтесь всегда, ведь вы
живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь! Пусть
все видят вашу кротость. Господь уже близко! Ни о чём не заботьтесь.
Но если есть у вас в чём-либо нужда, с благодарностью поверяйте
в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда мир Божий,
который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит
ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом. И еще, братья, пожалуйста,
всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что
справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно
и достойно похвалы. Делайте то, что выучили, что переняли,
что услышали, что узнали от меня, и Бог, источник мира, будет с вами.*
(Флп.4:4-9/+/)
*********************************************
/&/
из апост. чтения Лазаревой субботы. /+/
воскресное апост. чтение.