Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 04-Apr-2021 11:06
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
Поздравляю
с Воскресением Христовым христиан, следующих западной
пасхалии! Христос воскрес!!!
* 22 марта 2021 г. ст.ст.,
воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное.
литургические чтения: Евр.4:14-5:6;
Мк.8:34-9:1.
к апостольскому
чтению: + "Так приблизимся смело и
бесстрашно к Престолу милости" messia.ru/rasylka/010/2533.htm
(+ссылки)
>
Перед судом распятой Любви
> В субботу на третьей
неделе Великого поста с незапамятных времен выносится на середину храма
для поклонения Крест, и вся следующая, четвертая неделя называется
Крестопоклонной. Мы знаем, что весь Великий пост – время особого
углубления нашей духовной жизни – есть, в сущности, приготовление
к Страстной седмице, когда Церковь вспоминает крестные страдания и смерть
Господа Иисуса Христа. И вот в связи с этим уместно вспомнить о месте
Креста в христианской вере.
> Крест в христианстве имеет двоякое
значение. Орудие решающего события, которым завершается земная жизнь и служение
Христа, он свидетельствует о лютой ненависти, с какой встретило
зло мiра Наставника любви и самоотречения. Даже римский губернатор Пилат,
к которому привели избитого и оплеванного Иисуса, пытается урезонить
Его врагов: Я никакой вины не нахожу в Нём (Ин.18:38).
Но это вызывает лишь новый взрыв ненависти. Распни, распни Его! –
вопит толпа.
> Так вот – Крест Христов – это
вечный вопрос: «Почему добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть?
Почему оно всегда распинается в мiре?» Обычно мы избегаем прямого ответа,
сваливая вину на кого-то другого: «Если бы я был там в ту страшную
ночь, то не поступил бы, как все прочие». Но увы, в глубине
совести знаем, что это не так. Мы знаем, что мучили и распинали
Христа вовсе не какие-то злом одержимые изверги – в сущности,
то были «люди как все». Пилат даже предложил толпе по случаю праздника
отпустить Иисуса на свободу, а когда это не удалось, умыл всенародно
руки, показывая, что не согласен с предстоящим убийством. Евангелие
несколькими штрихами показывает его смятение, внутреннюю борьбу и победу
страха, не дающего поступить по совести. Но разве не совершается
то же самое в нашей жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом
из нас? Не поддаемся ли и мы соблазну умыть руки всякий раз, когда
приходит час сказать решительное и бесповоротное «нет» злу и неправде?
За Пилатом – римские солдаты. Но ведь и они могут сказать
в свое оправдание: «Мы только исполняли приказание начальства. Нам было
сказано обезвредить какого-то бродягу, производящего беспорядки, –
о чём тут разговаривать?» За Пилатом, за воинами –
толпа, та, что всего шестью днями раньше встречала вступавшего в Иерусалим
Христа восторженным криком: «Осанна!» Но разве не объяснили ей народные
вожди и учителя, что Человек этот – преступник, нарушавший
древние установления и обычаи, а потому по закону (о да, всегда
по закону, всегда по соответствующей «статье»!) Он должен умереть?
>
Итак, каждый из участников того страшного дела по-своему прав, как имевший
оправдание, а в результате был убит Тот, Кто ни единаго
зла сотвори (Лк.23:41). И отсюда первый смысл Креста Христова:
он есть суд над злом или, вернее, над тем псевдодобром, в которое
вечно рядится зло мiра сего, обеспечивая себе страшную победу на земле. Отсюда
и второй смысл Креста, в котором он предстает и как наш, как
мой крест, по слову Самого Господа: Кто не несет креста своего
и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.14:27),
а в одной древней рукописи Евангелия читается даже так: «Кто не берет
креста своего каждый день...»6 Это значит,
что выбор, перед которым в ту ночь стояли все – Пилат
и воины, вожди, толпа и каждый человек в толпе, – выбор
этот всегда, всякий день встает перед каждым из нас. И хотя он может
проявляться в вещах, кажущихся второстепенными, для совести нет ни первостепенного,
ни второстепенного, но только правда и неправда, добро и зло. Брать
каждый день свой крест – значит не просто терпеть тяготы жизни,
но жить в согласии с совестью, в свете ее суда.
>
Вот и сейчас перед лицом всего мiра берут неповинного человека и мучают,
бьют, сажают в тюрьму или ссылают в глушь. И всё это –
«по закону», всё – «во имя порядка», «для блага всех».
И сколько пилатов умывает руки, сколько воинов спешит исполнить «служебный
долг» и сколько таких, кто послушно улюлюкают или, в лучшем случае,
молча смотрят на торжество зла. Вынося Крест, поклоняясь и целуя его,
вспомним, что говорит он нам, к чему призывает, вспомним о кресте
как о выборе, без которого всё в мiре – торжество тьмы
и зла. На суд пришел я в мiр сей (Ин.9:39), –
сказал Христос. Этому суду, где судят не земные судьи, но распятая Любовь,
Правда и Добро, предстоит каждый из нас.
> 6
Некоторые греческие рукописи IV–V вв. <(наиболее надежные по мнению текстологов)>
дают подобный вариант для Лк.9:23: «Если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой на всякий день (καθ' ἡμέραν),
и следуй за Мною» (см.: Nestle – Aland. Novum Testamentum
Graece. Stuttgart, 1983. S. 187).
[
протопресвитер Александр Шмеман.Радиобеседа,
опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II
]
+
+ + приложение к этому
выпуску – 2 фрагмента,
где упомянут Крест Христов, из кн.
о. Вячеслава Рубского
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Раз
у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус,
Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать
нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями,
кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости,
чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся
в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и
для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары
и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен
и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за
этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои
собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной
воле – первосвященник призывается Богом, как был призван
Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником,
но Тот, кто сказал Ему: 'Ты – Мой Сын, / сегодня Я
стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты –
Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он
вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его
от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был
Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался
для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И
Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10/*/)