Мф 6.25 Вот почему
говорю вам: не тревожьтесь
о повседневной жизни вашей*,
что будете вы есть [или что пить] и будет ли
у вас одежда для тела. Ведь жизнь –
это больше, чем пища. И тело не больше
ли, чем одежда?26 Взгляните
на птиц поднебесных: не сеют они и не жнут,
в закрома не собирают, однако Отец ваш Небесный
питает их. Разве не до́роги вы для Него
много более, чем они?27 Да
и кто из вас, сколько бы он ни заботился,
может хотя бы на час продлить свою жизнь?
/.../ 31 Итак,
не тревожьтесь*
и не говорите: „Что нам есть?“, „Что нам пить?“,
„Во что нам одеться?“ – 32 это
ведь для язычников главная забота. Что же до ваших
нужд, знает обо всех о них Отец ваш Небесный.
33 Царство
[Божие] и Божия праведность – вот к чему
должны вы стремиться прежде всего, а остальное всё
будет дано вам в придачу.
*25,31
Синод. пер.: "не заботьтесь
для души вашей"; "не заботьтесь".
Рим 5.1 По вере
оправданные, мы теперь в мире с Богом через Господа
нашего Иисуса Христа.2 Через
Него [верою] своей приобщились мы к той благодати, пребывая
в которой, ликуем в чаянии Божией славы.3 Более
того, мы радуемся и в нынешних испытаниях
наших, зная, что в них
развивается стойкость*,4 а в стойкости –
зрелый характер, что и вселяет в нас надежду,5 надежду,
которая никогда никого не разочарует, потому что Свою любовь
Бог излил в сердца наши Духом Святым, данным нам.
*3
Синод. пер.: "хвалимся и скорбями,
зная, что от скорби происходит терпение".
> Иисус призывает жить беззаботно. Мы же не возражаем!
Беззаботность – верный признак счастья и любви.
Мы только боимся. О чужой беззаботности мы знаем,
что она слишком часто чревата эгоизмом, болью для тех,
кто оказался рядом с диваном, на котором расположился
беззаботник. О своей беззаботности мы знаем, что она
слишком часто – по принципу "выведи
корову", куплена ценой боли, облегчение после какой-то
беды, причём, в отличие от коровы, беду не выбирают,
не покупают, она сама нас приобретает. Апостол Павел,
описывая эволюцию любви, начинает со скорби – с беды,
с боли. Это похлеще эволюции. Между человеком и клеткой,
плавающей в первобытном океане, нет противоречия, а между
любовью и страданием неизбывная противоложность.
> От боли происходит, говорит апостол Павел, терпение.
Да, если болит у апостола. Нет, если болит у меня. От боли
может произойти не терпение, а агрессия. Если от боли
рождается терпение, то недостающее звено между ними –
благодать. Без благодати от боли может родиться лишь терпение
чёрное, подземное, озлобленное. От такого безблагодатного терпения
родится лишь цинизм. От терпения в Боге родится надежда.
Цинизм прав, утверждая, что всё безнадёжно, но цинизм
не знает Творца всего. Творец – источник надежды,
а не творение.
> Конечно, Бог не приезжает на вызов с такой же
обязательностью как врач земной. По-человечески, мы не можем
рассчитывать на Бога. Мы Его не нанимали, Он нам
ничем не обязан. Поэтому естественно для человека надеяться
не на Бога, а надеяться на себя – на самодисциплину,
на способность сохранять душевное здоровье, даже, когда физическое
на исходе. Мы можем и должны "держаться",
быть порядочными людьми, которые не только не доставляют
другим ненужных проблем, но и помогают другим. Как же
этого мало нашему сердцу! Мы же тоже не рабы, не роботы!
Человек рождён не для порядочности, а для святости,
и когда всё улажено и налажено – излечились,
обзавелись, обставились, когда мирские попечения благополучно разрешены,
тогда-то и оказывается человек перед настоящей Заботой. Как бы
нам и одетыми не оказаться нагими <(2Кор.5:3)>!
Как бы нам и сытыми не оказаться голодными и, что
ещё хуже, не понимающими, чего нам не хватает. Как бы
не превратиться в исправно тикающий часовой механизм тому,
кто создан образом и подобием Божиим.
Мф 6.34
Итак, не тревожьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний
день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню
своего беспокойства.
> Не заботиться о сегодняшнем дне означает заботиться
о Боге, заботиться о ближнем. Не заботиться о сегодняшнем
дне означает обрадоваться сегодняшнему дню, в сегодняшнем увидеть
вечное, в "ныне" увидеть "и во веки
веков", под суетой увидеть приблизившееся Царство Божие.