вып. #3295 *Предельно личная религия* / 15-16/VI/15 (пн,вт)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Jun-2015 11:45
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> «Я ВЕРЮ В БОГА…»
> Предельно личная религия1
> Несколько лет тому назад одно французское издательство обратилось
к ряду известных людей – писателей, философов, людей
искусства – с просьбой высказаться на тему
«Во что я верю».
> Большинство этих людей – верующие и при этом
принадлежащие к одной церкви – Католической, меньше,
чем другие, допускающей пресловутую «свободу мнений» и требующей
от своих членов конформизма по преимуществу. И вот,
несмотря на это, ответы опрошенных оказались глубоко разными,
и каждый из них читается с захватывающим интересом.
Одна и та же вера, преломляясь в личном опыте, в личном
восприятии и переживании, становится новой и уникальной,
а вместе с тем не перестает быть единой и общей.
> Я заговорил об этом потому, что в наши дни
очень часто говорят о вере, о религии, о христианстве
в плане «объективном», догматическом. Не только враги
религии, но и сами верующие привыкли рассуждать о том,
чему учит христианство, что утверждают авторитетные богословы.
Между тем вера по самой природе и сути своей есть дело
глубоко личное, и по настоящему живет она только в личности
и в личном опыте. И только когда то или иное учение
Церкви, тот или иной, как мы говорим, «догмат», т.е. утверждение
некой истины, становится моей верой, моим опытом
и, следовательно, содержанием моей жизни –
только тогда вера эта живет.
> И если вглядеться, вдуматься в то, как совершается
передача веры от одного человека к другому, станет очевидно,
что по-настоящему убеждает, вдохновляет и обращает именно личный
опыт. В христианстве же это особенно важно потому, что христианская
вера, на глубине своей, есть личная встреча с Христом,
приятие не того или иного «догмата» о Христе, а в конечном
счете Самого Христа. Христианство, иными словами, предельно лично.
Это совсем не значит, что оно индивидуалистично, ибо встречают,
узнают, любят Одного и Того же Христа. Но это значит,
что и Христос обращен к каждому, чья вера, будучи
укоренена в вере общей, в то же время единственна.
> Напомнить об этом важно потому, что в наши дни враги
веры всё пытаются свести всякий разговор о ней к «научному»
спору, разбить верующих «научными» аргументами, как если бы
речь шла об объективно познаваемом явлении природы, хотя в этом
«научном», лучше же сказать – псевдонаучном плане,
всё, что утверждают о своей вере христиане, совершенно
недоказуемо. Для христиан, однако, это и не требует
доказательств, будучи содержанием их опыта. Реальность же
этого опыта известна им из непосредственного его переживания,
подобно тому, как известна всякому человеку реальность любви
и восхищения, жалости и сострадания.
> Но если веру нельзя «доказать», то рассказать о ней
можно. И таким рассказом о вере, а не научной
сводкой о фактах, является, в сущности, само Евангелие.
Ибо оно есть непосредственная передача личного опыта тех, кто видели
и слышали Христа, и поверили, и полюбили Его так,
что Он стал их жизнью. Потому-то и остается Евангелие
навеки живым, потому-то и ударяет оно прямо в сердце,
тогда как богословские трактаты слишком часто оставляют и ум
и сердце холодными! И больше всего нужен нашему холодному
и жестокому веку живой рассказ о живой вере, передача
не просто знаний, не просто фактов о вере, а самого
ее опыта.
> Пусть каждый из нас знает твердо и несомненно, что
при всей недостаточности его веры – ибо к нам
обращены слова Христа: «О вы, маловерные!» (ср. Мф.8:26;
16:8) – есть у него этот опыт, единственный и несравненный.
Ибо не будь его у миллионов людей прежде, откуда пришла бы
к нам эта вера, по чему узнали бы мы, что событие
двухтысячелетней давности имеет решающее значение для нас сегодня?
А ведь именно в этом и состоит вера –
в непостижимой уверенности, что всё сделанное и сказанное
Христом сделано и сказано для меня, что не отделен
Он от меня ни веками, ни пространствами –
ничем, кроме моего маловерия, кроме моего забвения, кроме бесчисленных
моих измен Ему.
> Эти беседы я хотел бы посвятить вере, но не только
в ее «объективном» и, так сказать, собственно богословском
содержании, но прежде всего тому, как прорастает она в отдельной
душе. В самом деле, что бы я ответил, если бы
меня спросили: «Что значит для вас Бог? Что, собственно, разумеете
вы под этим таинственным и одновременно –
таким знакомым словом? Кто такой для вас Христос? Вот говорят
христиане, что Он умер за нас и воскрес из мертвых,
что в Нём побеждена смерть; вот слышится в ваших
церквах: “И мертвый ни един во гробе”2
– а вокруг нас продолжает царствовать смерть. И что же
значит всё это не на словах только, не по ученым
книгам, а в реальной жизни единичного человека? Вы говорите
всегда о Церкви – но в чём ее смысл? Вы говорите
о Троице, о Духе Святом, о благодати и таинствах,
о прощении грехов, но за всеми этими словами должен ведь
стоять живой личный опыт, иначе к чему они? А между тем
в нашем мiре, далеко ушедшем от веры, так трудно
прорваться к этому опыту, так трудно по душам поговорить
о нём!»
> Так вот – попробуем. За тридцать лет
священства я понял, что самое трудное дело – говорить
о самом простом и самом насущном. Как легко излагать
чужие мысли, ссылаться на чужой опыт, говорить чужими словами
и как трудно – от сердца к сердцу! Итак,
в следующий раз попробуем начать с Начала всех начал –
с Бога. «Бог есть», – говорит верующий; «Бога
нет», – говорит неверующий. Но чем наполнено, как живет,
как действует во мне это слово – Бог?
> 1 Опубл. как: О вере, 2 // Шмеман А.,
прот.Проповеди и беседы. М.: Паломник, 2000. С. 10–12.
> 2 Свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное
во святый и светоносный день... Христа Бога нашего Воскресения
// Триодь Цветная. Утреня во святую и великую Неделю
Пасхи.
Аудиоверсия:
[ Протопр. Александр Шмеман.
Оп. в сб. "Беседы на Радио 'Свобода'" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#