Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3288 *Отношение к злу* / 6/VI/15 (сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 05-Jun-2015 11:42

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 24 мая     2015 г. ст.ст., суббота  1-й седмицы по Пятидесятнице.
  {Отдание праздника Пятидесятницы}
  литургические чтения: Рим.1:7-12; Мф.5:42-48 *.

 

 

 

 

> 5.38-42 ОТНОШЕНИЕ К ЗЛУ
>     (Лк 6.29-30)

> 38Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб».

> 39А Я говорю вам:
> не мсти тому, кто причинил тебе зло.
> Если ударят тебя по правой щеке,
> подставь и левую.
> 40Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить,
> пусть забирает и плащ.
> 41Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту,
> пройди с ним две.
> 42Тому, кто просит, дай
> и от того, кто хочет занять у тебя,
> не отворачивайся.


> 39 не мсти тому, кто причинил тебе зло – возможен перевод: «не противься злу».

> 38 Исх 21.24; Лев 24.20; Втор 19.21   40 1 Кор 6.7
> 42 Исх 22.25; Лев 25.36-37; Втор 15.7-11; Притч 28.27; Сир 4.1-10; 29.1-2


 

> Ст. 38-39а – Так называемый lex talionis, то есть закон возмездия, был некогда призван ограничить месть: если у человека повредили глаз или выбили зуб, было запрещено его убивать: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему до́лжно сделать». (Лев 24.20). Во времена Иисуса такой закон равного возмездия, вероятно, был заменен денежным возмещением за причиненный ущерб. Иисус не говорит о том, что всякий грех останется безнаказанным, но люди должны предоставить возмездие единственному Судье – Богу. Пусть человек откажется от суда, передав его в руки Божьи. О том же говорится в Писании: «Не говори: “Отплачу за зло!” Доверься Господу, и Он защитит тебя» и «Не говори: “Как он со мной поступил, так и я с ним, воздам ему по заслугам его”» (Притч 20.22; 24.29). Сам Бог призывает людей вместо мести любить своих ближних, как самих себя (Лев 19.18) и предоставить Ему возмездие (Втор 32.35). Подобная мысль высказывалась как некоторыми еврейскими богословами, слова которых сохранены в Талмуде, так и язычниками. Например, знаменитый греческий философ-мудрец Сократ (V век до н. э.) говорил, что лучше, чтобы тебе причинили зло, чем причинить его другому. Тому, кто причинил тебе зло – так как в дательном падеже окончания мужского и среднего рода совпадают, можно понять, что речь идет или об обидчике, или о зле вообще (ср. ст. 37).

> Чувство мести недостойно тех, кто жаждет исполнить волю Бога, кто радуется страданиям, чье главное стремление – творить мир. Невозможно представить кроткого человека, наносящего ответный удар. См. также 1Фес 5.15; Рим 12.19-21 и особенно Учение Двенадцати апостолов, в котором очень много параллелей с Матфеем; ср. также 1Петр 2.21-24; 3.9; Евр 10.30.

> Ст. 39б-42 – Как и в ст. 21-30 и 33-37, призыв не сопротивляться проиллюстрирован несколькими примерами: как надо вести себя с обидчиком, с заимодавцем и, вероятно, с оккупантом.

> Ст. 39б – Если удар по правой щеке наносит не левша, то он должен был ударить тыльной стороной ладони. У евреев такая пощечина считалась страшным оскорблением, так что речь идет не просто о причинении физической боли. Есть также мнение, что по правой щеке били за отступничество и ересь. Ведь очень скоро христиан будут считать отступниками от веры отцов. Правда, некоторые комментаторы полагают, что смысл несколько иной: удар левой рукой не может быть очень сильным, и ученику предлагается подставить левую щеку, чтобы получить удар еще сильнее. {Davies and Allison, Matthew, p. 543-544.} Ср. также Плач 3.30 и Ис 50.6-7.

> Ст. 40 – Здесь речь идет о беспощадном кредиторе, который готов отнять у должника даже его плащ, в то время как Закон прямо запрещал это (Исх 22.26-27; Втор 24.12-13), потому что для бедняка плащ был не только теплой верхней одеждой, но служил в качестве одеяла ночью. Вместо того чтобы сопротивляться, ученик должен быть готов отдать даже нательную рубашку, то есть длинную льняную или шерстяную одежду (тунику). Хотя кредитору запрещалось отнимать одежду, ученики сами должны быть готовы поступиться своими законными правами, доверившись Богу, который всегда позаботится о тех, кто в нужде.

> Ст. 41 – Третий пример еще более разителен и мог вызвать сильное смущение. Если в первых двух случаях обидчиками скорее всего выступали единоплеменники, то здесь речь шла о враге, об оккупанте. Известно, что римские войска имели право заставить любого человека из местного населения нести их поклажу на расстояние одной мили (около полутора километров), а также служить проводниками. Так, Симона из Кирены заставили нести крест Иисуса до места казни; там употреблен тот же греческий глагол (27.32). Для учеников Иисуса на первом месте должны стоять не их политические и гражданские права и даже не любовь к родине, а исполнение воли Бога. Здесь нельзя не увидеть прямую полемику с воинственно настроенными зелотами, которые считали войну с римлянами священной и угодной Богу. Понятно, что крайние националисты должны были ненавидеть Иисуса и видеть в Нём коллаборациониста, предателя интересов народа Израиля.

> Ст. 42 – В последнем примере речь идет уже не о прямых обидчиках, но о человеке, который, будучи беден, возможно, не сможет вернуть того, что он просит в долг. Особенно близок смысл Его слов к Втор 15.7-11, где Бог велит «не сжимать руки́» перед нищим братом и давать ему взаймы, не скорбя сердцем при мысли, что тот не сможет отдать. Некоторые комментаторы обращают внимание на то, что Матфей опустил слово «всем», которое есть и в варианте Луки (6.30), и в Дидахе (1.5). Возможно, этим евангелист хочет подчеркнуть, что, помогая человеку бездумно, иногда можно причинить ему больше вреда, чем пользы. Но такой смысл противоречил бы абсолютным требованиям Нагорной проповеди. Кроме того, надо помнить, что этот пример помещен в контекст непротивления врагам, а вслед за ним следует требование любить врагов. Вероятно, и здесь ученики должны помогать и давать в долг даже тем, кто является врагом.

[ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий // М., 2002. ]

 

 

 

 

 

 

  >>> Прп. Силуан Афонский:
       "Господь научил меня любить врагов"; "принудь сердце свое любить врагов"
                                                                     (+ссылки!)
  >>> Мартин Лютер Кинг о любви к врагам
          messia.ru/rasylka/004/816.htm
  >>> он же: Зачем нам любить врагов?
       messia.ru/rasylka/006/1528.htm
  >>> Из патерика о заповеди любить врагов
            messia.ru/rasylka/005/1184.htm
  >>> Яков Кротов о словах "Вы слышали, что сказано:
      люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего"
           krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_43.htm
  >>> Он же, о словах: "А Я говорю вам ..."
       krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_44.htm
  >>> Он же: Любовь к врагам: экономический аспект
                     messia.ru/rasylka/002/113.htm
  >>> Он же, о словах "Будьте совершенны"
       krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_48.htm
  >>> Клайв Льюис о словах "Будьте совершенны!"
                  messia.ru/rasylka/002/092.htm
  >>> Он же о прощении, любви к врагам и любви к себе
                        messia.ru/rasylka/003/348.htm
             (продолж.) messia.ru/rasylka/003/467.htm
  >>>> Тексты разных авторов и ссылки на них смотри:
                  messia.ru/rasylka/rzerv/mt5_39.txt  

 

 

 

        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Лк.6:27-36;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Прощение врагов – первая, самая элементарная отличительная черта христианина; без этого мы еще вовсе не христиане,  но всё еще блуждаем в палящей пустыне Синайской.* (митр. Сурожский Антоний)

* * *

*Без благодати Божией не можем мы любить врагов,
 но Дух Святой научает любви,
 и тогда будет жалко даже и бесов,
 что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу.
 Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря:
 "Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние",
 и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать.
 Сначала принудь сердце свое любить врагов,
 и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всём,
 и Сам опыт покажет тебе.
 А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. /.../
 Если ты поносишь врагов своих,
 то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твои злые помыслы,
 ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые. /.../
 Наученный любви от Духа Святого — всю жизнь скорбит
 о людях, которые не спасаются,
 и много слёз проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.
 Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их;
 и это уже лучше будет;
 а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух и если не покается,
 то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи.
 Да избавит Господь всякую душу от такой беды.* (Прп. Силуан Афонский)

* * *

*Каждый раз, когда мы делаем добро врагу,
 мы сораспинаемся Христу и совоскресаем с Ним.
 Ну, допустим, самое страшное –
 в ответ на наше добро нас обманули, нам причинили боль, нас убили.
 Ну, убили – так воскреснем же!* (священник Яков Кротов)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3288.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное