> Часто говорят, чтохристианство
неудалось, неосуществилось
в исторической жизни. И это считают аргументом
противхристианства. Не только
христиане компрометируют христианство, егокомпрометирует
история христианства, история Церкви. Инужно
правдусказать, что чтение
книг поистории Церкви может быть очень соблазнительным для маловерных,
книги эти говорят оборьбе
человеческих страстей и интересов вхристианском
мире, обизвращении иискажении
христианской правды в сознании грешного человечества,
они нередко изображают историю церковной жизни оченьпохожей
наисторию государств, дипломатических отношений, войн ит.п. Внешняя история церковной жизни бросается нам в глаза
и легко поддается изложению, о ней можно рассказывать
вдоступной длявсех форме.
Внутренняя же духовная жизнь Церкви, обращение людей к Богу,
достижение святости, не так бросается в глаза,
и о ней труднее рассказать, онаостается как бы скрытой за внешней историей, задавленной
ею. Люди легче замечают дурное, чем хорошее, болеевосприимчивы квнешней стороне
жизни, чем к жизни внутренней. Мы легко узнаём олюдях
с внешней стороны, — как они занимаются
торговлей или политикой, как ведут себя в жизни
семейной или общественной. Но много ли мы думаем
о том, как люди молятся Богу, как протекает
их внутренняя духовная жизнь, их духовная борьба
сосвоей греховной природой,
как обращены они к миру божественному? Часто мы
об этом ничего не знаем идаже
не подозреваем о существовании духовной жизни
улюдей, с которыми встречаемся,
или знаем только олюдях
близких нам, которых мы любим и к которым
особенно внимательны. Во внешней жизни, раскрытой для всех,
мы легко обнаруживаем действие греховных страстей. А какие
за этой внешней жизнью скрыты борения духа, взлеты к Богу,
мучительные усилия осуществить Христову правду, мы не знаем
илинехотим знать. Нам заповедано
не осуждать ближних, но мы постоянно осуждаем
их по их внешним делам, повыражению лиц, не вникая в их внутреннюю жизнь.
> И об истории христианского человечества нельзя
судить по внешним делам, по человеческим грехам
и страстям, искажающим образ христианства. Мы
всегда должны помнить, что пришлось преодолевать христианским
народам в их истории, с каким мучительным
трудом нужно было им побеждать свою ветхую греховную
природу, свое исконное язычество, свое древнее
варварство, свои полузвериные инстинкты. Христианству
приходилось перерабатывать материю, которая оказывала страшное
сопротивление христианскому духу. Нужно было воспитывать
в религии любви тех, которые полны были инстинктов
насилия и жестокости. Христос пришел спасать больных,
а не здоровых, грешников, а не праведников.
Ирод человеческий, принявший
христианство, есть больной и грешный род. Церковь
Христова совсем не призвана к внешней организации
жизни и к внешней, насильственной победе над злом.
Она ждет всего отвнутреннего, духовного перерождения, от взаимодействия
человеческой свободы ибожественной
благодати. Христианство по природе своей не может
насильственно уничтожить радикальное зло человеческой природы,
оно признаёт свободу человека.
> Социалисты-материалисты особенно любят говорить отом,
что христианство не удалось, не осуществило
Царства Божьего на земле. Вот уже скоро две тысячи
лет, как в мир пришел Искупитель и Спаситель мира,
азло продолжает существовать
в мире и даже ещеувеличилось,
миркорчится в муках, страдания жизни нисколько не уменьшились
оттого, что спасение
совершилось. Социалисты-материалисты обещают безБога
и без Христа осуществить то, что не удалось
осуществить христианству, — братство людей, правду
всоциальной жизни, мир, Царство
Божие на земле (илюди
в Бога не верующие иногда любят употреблять выражение
"Царство Божье на земле"!). Единственный
опытреализации материалистического
социализма, который мы знаем, — опытрусский,
не подтверждает этой претензии. Но не этим
фактом решается этотвопрос принципиально. Обещание материалистического социализма
осуществить правду на земле, устранить зло и страдание,
основано на том, что осуществление это совершится
нечерезчеловеческую свободу, а через насилие надчеловеческой свободой, осуществится путем внешней, принудительной
социальной организации, которая должна сделать зло внешне
невозможным, путем социального принуждения людей к добродетели,
кдобру и правде. В этом огромная разница с христианством.
> Так называемая "неудача христианства в истории"
естьнеудача, связанная с человеческой
свободой, ссопротивлением
человеческой свободы Христовой правде, сопротивлением злой
воли, которую внешнеобуздать и принудить к добру христианская религия
несчитает возможным, не хочет
в силу того, что сама христианская правда предполагает
свободу и ждет внутренней, духовной победы над злом.
Государство может внешне и насильственно полагать предел
проявлению злой воли и оно призвано к этому, но этим
путем не побеждается внутреннее зло и грех. Подобного
вопроса не существует для материалистического
социализма, для него не существует самого вопроса
озле и грехе, о внутренней
духовной жизни, для него существует лишь вопрос
о страдании и социальной несправедливости, о внешней
социальной организации жизни.
> Бог не хочет насиловать, не хочет внешнего
торжества правды, хочет свободы человека. Поэтому можно
было бы сказать, что Бог терпит зло, не уничтожает
его насильственно, а лишь пользуется злом для целей
добра. Именно Христова правда не может быть насильственно
осуществлена. Коммунизм хочет осуществить своюправду
путем насилия, отрицает свободу духа, потому что отрицает
дух, и потому ему легче осуществить этуправду. Вот почему несостоятелен аргумент противхристианства, основанный на неудаче христианства
вистории. К Царству Божьему нельзя принудить, нельзя
осуществить его без духовного перерождения, которое
всегда предполагает свободу духа. Христианство есть религия
Креста, оно признаёт смысл страдания. Христос призывает
нас взять свой крест и нести его, нести тяготу и бремя,
грешного мира. Осуществление Царства Божьего на земле,
земного счастья и земной справедливости без креста
и страдания есть великая ложь для христианского
сознания, есть один из соблазнов, отвергнутых Христом
в пустыне, когда Ему показано было Царство мира сего
ипредложено поклониться ему.
Христианство совсем и необещает
необходимого своего осуществления иторжества
на земле. Христос даже сомневается, найдет ли веру
на земле, когда придет в конце времен, предсказывает
оскудение любви. Л. Толстой думал, чтолегко
осуществить заповеди Христа, что достаточно дляэтого
лишь осознать их истинность. Но это была ошибка
его слишком рассудочного сознания, для которого былазакрыта
и тайна свободы, и тайна благодати, этобыл оптимизм,
противоречащий глубокой серьезности итрагичности
жизни. Апостол Павел говорит: "Доброго, которого хочу,
не делаю, а злое, которое не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю
то, но живущий во мне грех" (Рим 7:19-20).
Вотсвидетельство величайшего из христиан, который открывает
нам глубину человеческого сердца. Отсюда понимаем мы, что "неудача
христианства" естьчеловеческая
неудача, а не Божья неудача.
"... вы знаете, что предкам вашим
было сказано:
'Не давай ложных клятв,
но исполняй то, в чём поклялся перед Господом!'
А Я говорю вам: / не клянись вовсе!
Ни небом, ведь оно престол Бога;
ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его;
ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя;
ни головой своей не клянись -
ведь не можешь ты даже волос один
сделать белым или черным.
Пусть слово твое будет 'да', если да, / и 'нет', если
нет.
А всё, что сверх этого, - от Сатаны.
Вы знаете, что было сказано: / 'Око за око и зуб за зуб'.
А Я говорю вам: / не мсти тому, кто причинил тебе зло.
Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую.
Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает
и плащ.
Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди
с ним две.
Тому, кто просит, дай
и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся".*
(Мф.5:33-41 - чтение пятницы)