> Вера, по утверждению христианства, есть дар Божий.
Никто, – говорит Христос, – не может
придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин.6:44).
> Но почему же тогда дар этот дан не всем? Почему
выходит так, будто одних Бог избрал и привлек к Себе,
а для других остался закрыт? Вопрос этот –
и вправду мучительный, и на нём часто так или иначе
спотыкались защитники и истолкователи христианского вероучения.
Например, один из основоположников протестантизма Кальвин во главу
своего понимания христианства поставил учение о предопределении,
согласно которому одни от века избраны и предназначены
Богом к спасению, а другие – к гибели.
Но, конечно, не может наша христианская совесть принять
это страшное учение. Нам сказано апостолом любви, что Бог
есть любовь (1Ин.4:16); cказано также, что Бог послал
Сына Своего, чтобы ничто не погибло, но всё было
спасено (см. Ин.3:16-17).
> Вот почему так мучительно труден вопрос, с которого
началась наша беседа. И ответ на него, конечно, только
один. Да, вера есть дар Божий и дар этот дан каждому,
как и сказано в чу́дной церковной молитве о «свете
Христовом, просвещающем всякого человека, грядущего в мiр»9.
Всё Евангелие пронизано той особой арифметикой, согласно
которой добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, дабы спасти
одну заблудшую. Всё Евангелие излучает любовь к грешнику,
к падшему, к погибающему. И, следовательно, вопрос не в том,
кому дан или не дан дар этой веры (ибо дар этот дан всем),
а в том, почему не все его принимают, почему
верующие всегда составляют в мiре малое стадо (Лк.12:32),
почему сам Христос с горечью вопрошает: Сын Человеческий,
придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8).
> И вот, в поисках ответа лучше всего, быть может,
начать с изумительных по глубине слов Достоевского:
«Каждый перед всеми во всём виноват»10. И виноват,
продолжим мы, конечно, прежде всего, в том сокрытии или прямом
отрицании божественного дара, которое миллионы людей делает безнадежно
слепыми и глухими к вере.
> Не случайно в Евангелии так часто говорится
о детях. О них сказано: Кто не примет Царствия
Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк.18:17).
Что это значит? Это значит, что ребенку свойственно
саму жизнь воспринимать как некий рай, что в его восприятии
всё целостно, радостно, всё в глубочайшем смысле слова –
вера, но только еще не отделенная от жизни, не противостоящая
ей. Она проявляется как безраздельное доверие, отовсюду ожидающее
только любви. И все мы знаем, как с уходом детства разрушается
эта целостность, как входит в жизнь опыт зла,
разделения, страдания.
> И вот тут, где-то близ этого решающего момента человеческой
жизни, и начинается страшный бой за душу, исход которого –
сохранение или утрата такого первоначального опыта как дара
свыше. Именно тут в какой-то момент всё висит на волоске,
и одно слово, а равно и отсутствие его могут оказаться
решающими. Но вот, как ни страшно это, но снова и снова
убеждаешься в том, что опыт зла, вернее, само зло приходит
к человеку всегда от других людей. Мы определяем жизнь
окружающих нас – и в зле, и в добре –
нашими собственными словами и делами, всей нашей жизнью. Как вера
зарождается в человеке от веры другого, так и безверие –
от чужого лицемерия и лжи, от торжества зла и греха
вокруг.
> Мiр во зле лежит (1Ин.5:19). Но кто же
погрузил его в это зло? Если в самих верующих зачастую
не живет дар веры (или, лучше сказать, они сами не живут
им), если, говоря о любви и праведности, они продолжают
ненавидеть, а призывая к вышнему – всецело
погружаются в земное, то как бесконечно трудно обрести
веру тем, кто смотрит на них! Тогда возникает разъедающее
душу сомнение. Тогда приходит страшный опыт безлюбовности, безрадостности
жизни. Тогда загорается в сердце темный огонь отрицания, ненависти
к высшему, почти бессознательная жажда разрушить внутреннюю
свою святыню.
> Я приводил слова апостола Павла: Бога никто из человеков
не видел и видеть не может (1Тим.6:16).
Но вот Он является нам в человеке, который есть образ
Его. Мы видели, мы знаем Его во Христе, но можем
увидеть Его и в каждом человеке, подобно тому как в каждом
человеке может прийти к нам демоническое отвержение Бога и вся тьма
сатанинской ненависти к мiру Божию.
> «Я не верю в Бога, – говорит неверующий, –
потому что вижу вокруг слишком много зла, страдания и бессмыслицы.
Если бы Бог был, Он не допустил бы этого». «Я верю
в Бога, – говорит верующий, – потому
что среди зла, страданий, бессмыслицы пережил силу, радость и правду
веры». Тот же мiр, то же знание его – и абсолютно
разный опыт! Нет, не лишает никого Бог Своего дара, Своей любви
и избрания, но слишком часто скрыты они завесой зла, что висит
над мiром и помрачает человека.
> Но тогда неизбежно возникает вопрос:
а откуда же это зло? И почему так часто торжествует
именно оно, а не всесильный, всеблагой, вселюбящий Бог?
Почему добро, начиная борьбу со злом, куда чаще полагается
на его методы и само исподволь превращается в зло?
Об этом – в следующей беседе.
> 9 Ср.: «Христе, Свете истинный, просвещаяй
и освящаяй всякаго человека грядущаго в мiр...» (Молитва
1-го часа).
> 10 Ср.: «...Всякий из нас пред всеми
во всём виноват» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч.
2. Кн. 6. Гл. 2 // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. Л.: Наука,
1976. С. 262).
Аудиоверсия:
[ Протопр. Александр Шмеман.
Оп. в сб. "Беседы на Радио 'Свобода'", т. I ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми,
признаю и Я перед Моим Небесным Отцом.
А кто откажется от Меня перед людьми,
от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
Не мир Я принес,
но меч рассекающий.
Я пришел разделить!
"Разделить сына с отцом,
с матерью дочь,
со свекровью невестку.
И человеку врагами будут его домочадцы".
Кто любит отца или мать больше Меня,
тот не для Меня!
Кто любит сына или дочь больше Меня,
тот не для Меня!
И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
тот не для Меня!
Кто хочет жизнь свою обрести,
тот погубит ее.
А кто погубит свою жизнь ради Меня,
тот ее обретет". (Мф.10:32-39/*/)