> Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого
на <всём теле> проказа, и не постыдится, но приложит
врачевства к язвам его и излечит его струпы, а <напоследок,
приведет его на> царскую трапезу, и возложит на него
порфиру, и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим
родом, омыл у людей язвы, исцелил их, ввел в небесный
брачный чертог. Поэтому, велико достоинство христиан; оно ни с чем
не сравнимо. А если кто доведен до рассеяния и окраден
злобою, то уподобляется он городу, у которого нет стен,
и беспрепятственно входят в него разбойники, откуда хотят,
и опустошают и сожигают его. Так, если и ты нерадив
и невнимателен к себе самому, то приходят <злые>
духи, в ничто обращают и опустошают ум, рассевая помыслы
в веке сем.
> Многие, строго наблюдая за внешним, упражняясь в науках
и заботясь о жизни правильной, думают, что такой человек
совершен, не вникая в сердце, не примечая там пороков,
какие обладают душою. Между тем в <его теле> есть
корень порока, соразмерный внутренней порочной мысли, и в доме
кроется разбойник, то есть сила сопротивная <...>.
И если кто не борется со грехом, то внутренний порок,
разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека
в явные грехи, доводит до совершения их самым делом; потому
что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя
струю. Посему, старайся удерживать потоки порока, чтобы, впадая
в тысячи зол, не оцепенеть от <потрясения>,
подобно человеку благородному и богатому, живущему беззаботно,
которого вдруг берут служители и чиновники князя и ведут
к нему, говоря: „Обвинен ты в преступлении, и подлежишь
смертному приговору", и, устрашенный такою вестью, теряет уже он
<всякий разум> и цепенеет от <потрясения>.
> <Так же обстоит дело со злыми духами.> Ибо
видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении,
в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает
тому причины, то есть, этого явного зла, <прившедшего>
вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший
грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое
зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум,
и борется с ним помыслами; люди же не знают,
что делают сие, побуждаемые <какой-то чуждой силой>, напротив
<.>, думают, что это естественно, и что делают
сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме
имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда
<возникает> всё это.
> Мир <страдает> недугом порока, и не знает
того. Есть нечистый огнь, который воспламеняет сердце, пробегает
по <всему телу> и побуждает людей к непотребству
и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются
и соуслаждаются, внутренне, в сердце совершают блуд; а когда
зло таким образом найдет себе пищу, — впадают и в явный
блуд. <Так же обстоит дело и с сребролюбием, со тщеславием,
с надмением, с ревностью, с раздражительностью.>
Как если позван <кто-нибудь> на обед, и предложено
ему множество снедей, так и грех внушает отведать всего, и тогда
услаждающаяся душа обременяется. Страсти суть неудобоносимые горы;
среди них реки змей, ядовитых животных и пресмыкающихся. Представь,
что <кто поглощает в чрево свое человека — так и грех
поглощает души. Страсти суть <жгущее пламя и раскаленые>
стрелы Лукавого; ибо Апостол говорит: да <сможете угасить
все раскалённые стрелы Лукавого> (Еф.6,16),
потому что зло воспиталось и положило основание в душе.
> Но мудрые, когда восстают страсти, не слушаются
их, а изъявляют гнев на злые <желания, и становятся>
врагами самих себя; потому что Сатана весьма желает себе покоя и простора
в душе, и скорбит и <чувствует тесноту>, когда
душа не слушается. Иные <настолько подчинились Божественной
силе>, что, если видят юношу с женщиною, хотя и подумают
нечто, однако же, ум их не сквернится и не совершает
внутренне греха. Впрочем и таковому не до́лжно еще
смело на себя надеяться. А есть и такие, в которых
похоть совершенно прекратилась, угасла и увяла; но этой меры
достигают <лишь> великие. Как купцы, обнажившись, пускаются
в морскую глубину <с угрозой погибнуть> под водою,
чтобы сыскать там жемчужины, годные для царского венца
и для порфиры, так и монахи, совлекшись всего, выходят
из мира и пускаются во глубину моря злобы и в бездну
тьмы, и из глубин берут и выносят драгоценные камни,
поступающие в венец Христов, в небесную Церковь, в новый
век, в светоносный град, в Ангельский собор.
> Как в невод попадаются многих пород рыбы, и которые
негодны, тех тотчас опять бросают в море, так и <сеть>
благодати распростирается на всех, и для всех ищет упокоения;
но люди не повинуются, а поэтому, опять ввергаются
в ту же глубину тьмы. Как золото вымывается из большего
количества песку, и то в виде самых мелких зерен, подобных
просу, так из многих немногие бывают благоискусны. Ибо явны
те, которые трудятся для Царства, видимы те, которые украшают
<Весть> его; также видимы и те, которые растворены небесною
солью и глаголют заимствованное из сокровищ Духа. Видимы
сосуды, о которых благоволит Бог, и которым дает благодать
Свою. А другие со многим терпением приемлют в себя
освящающую силу по многообразному изволению Господню. <...>
> Представь себе <опустевший> город, и кто-нибудь
захочет <отстроить> его вновь — немедленно <он совсем
разрушает то>, что грозит <обрушением или разрушено>,
потом начинает копать, и <в котловане закладывает фундамент,
и возводит> здания, но в городе <пока нет домов,
пригодных для жилья>. И кто хочет развести сад в местах
пустых и зловонных, тот сперва начинает очищать место, обносить
оградой и готовить водопроводы, а потом уже <сажает>,
и насажденное растет, чтобы таким образом, по прошествии
<значительного> времени, сад принес плоды. Так и <желания>
человеческие, по преступлении, одичали, запустели, поросли
тернием; ибо Бог сказал человеку: терния и волчцы возрастит
тебе земля (Быт.3,18). Посему много
<нужно> труда и подвига, чтобы отыскать <того, кто заложит
фундамент>, пока в сердце человеческое сойдет огонь и начнет
очищать терние; и тогда люди начинают освящаться, славя Отца
и Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.