?> Постепенно ли <исчезает> и искореняется зло, и человек
преуспевает в благодати, или зло искореняется тотчас, как скоро
началось <преуспеяние>?
> Как зародыш в <материнской> утробе не вдруг
делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ,
и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком,
но сперва многие годы растет, и потом становится мужем;
а также и семена ячменя, или пшеницы, не тотчас,
как только брошены в землю, пускают корень, но когда
пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя
стебли; и кто <сажает> грушу, не тотчас собирает с нее
плод, так и в духовном, где столько мудрости и тонкости,
постепенно возрастает человек и приходит <в мужа совершенного,
в меру возраста полноты> (Еф.4,13),
а не как утверждают другие, будто бы сие тоже,
что <переодеться в другую одежду>.
> Кто хочет учиться словесным наукам, тот идет и заучивает
буквы, и когда будет там первым, поступает в латинскую
школу, где бывает из всех последним; когда же опять и там сделается
первым, поступает в грамматическую школу, и опять бывает
из всех последним и новоначальным; потом, когда сделается
схоластиком, из всех правоведов бывает новоначальным и последним;
а когда опять и там сделается первым, тогда становится правителем,
и когда сделается начальником, берет себе в помощники сотоварища.
Посему, если в видимом столько степеней преспеяния; то <тем более>
небесные тайны допускают преспеяние и возрастают многими степенями?
И только после <долгих> упражнений <тот, кто избежал
многих искушений>, делается совершенным. Ибо те христиане,
которые действительно вкусили благодати, и знамение креста имеют
в уме и сердце, всё <... почитают за гной>
и зловоние, <лишь они> могут разуметь, что весь земной
мир и царские сокровища, и богатство, и слава, и словеса
мудрости — всё это — какая-то мечта, что-то,
не имеющее твердого основания, но преходящее; и <всё,
что есть что под небом, совершенно недостойно их внимания>.
> Почему <это так>? — Потому что чудно и дивно
то, что превыше небес, чего нет ни в сокровищах царских,
ни в словесах мудрости, ни в славе мирской. И достоинство,
или богатство, какое приобрели себе они — во внутреннейшем
человеке имеющие Господа и Творца всяческих, есть стяжание не преходящее,
но вечно пребывающее. Ибо христиане знают, что душа драгоценнее всех созданий;
потому что один человек сотворен по образу и подобию Божию.
Смотри, как необъятны небо и земля, как драгоценны
на них твари, и как величественны принадлежности их! Но человек
драгоценнее всего этого; потому что <лишь к нему>
благоволил Господь, хотя киты морские, горы и звери, по видимости,
и больше человека. Посему, рассмотри свое достоинство, как драгоценен
ты; выше Ангелов поставил тебя Бог, когда Сам в лице Своем приходил
на землю быть за тебя Ходатаем и твоим Искупителем.
> Когда для спасения твоего приходили Ангелы? Царь, Сын Царев
сотворил совет с Отцом Своим, и послано Слово, и облекшись
в плоть и сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное,
положило <жизнь> Свою на кресте. Так велика любовь
Божия к человеку! Бессмертный благоволил быть за тебя распятым.
Посему, смотри, как <возлюбил Бог мир, что отдал Сына Единородного>
за него (Иоан.3,16). <Как вместе
с Ним не дарует нам и всего>(Рим.8,32)? И еще в другом
месте говорит Писание: <Истинно говорю вам: над всем имением
своим поставит его> (Мф.24,47).
И в другом еще месте показывает, что Ангелы суть служители
Святых. Когда Илия был на горе, и шли на него иноплеменники, —
отрок сказал: „Множество людей идет на нас, а мы одни".
Тогда отвечает Илия: „Не видишь разве, что полки́
и множество помогающих нам Ангелов окрест нас?" Видишь ли,
сам Владыка и множество Ангелов бывают при рабах Его?
Поэтому, что же значит душа, и как высоко ценится Богом?
И Бог, и Ангел взыскуют ее, чтобы <общаться с ней
и она была в Его> царстве, а сатана
и силы его ищут, чтобы привлечь ее на свою сторону.
> Как в видимом мире царь на служение <себе> избирает
не пастухов, <а> людей <благородных> и хорошо
образованных; так и в небесном чертоге небесному Царю служат
те, которые непорочны, неукоризненны, чисты сердцем. И как в царских
чертогах красивые девы, не имеющие никакого порока, самые благообразные
вступают в царское сообщество, так и в духовном только ду́ши,
украшенные всякими добрыми нравами, удостаиваются общения с небесным
Царем. В видимом мире, если идет куда на пребывание
князь, и в этом доме случится быть какой-нибудь нечистоте, —
дом <приводят в порядок, украшают>, разливают благовония.
<Тем более> дом души, в котором упокоевается
Господь, <нуждается в великом украшении>, чтобы мог войти
туда и упокоиться там Пречистый и Всесовершенный. Ибо в таком
сердце упокоевается Бог и вся небесная Церковь.
> В видимом мире, если у отца есть имение, есть <диадемы>
и драгоценные камни, то <он> скрывает их в кладовых <.>,
и бережет для <любимого> сына своего, и ему
отдает это. Так и Бог стяжание Свое и собственные свои драгоценности
вверил душе. В видимом мире, если <предстоит> война, и царь
с воинством приходит воевать, но <войско> его меньше,
или слабее, — тотчас отправляет посольство просить
мира. А если сходятся сильный народ с <другим сильным>,
и царь с царем, например персидский и римский, то,
по всей <видимости>, до́лжно обоим царям <вступить
в битву> со всем своим воинством. Посему, смотри, каково
твое достоинство; потому что Бог с собственным Своим воинством
(разумею Ангелов и духов) <пошел> на брань с сопротивником,
чтобы избавить тебя от смерти. Посему-то Бог пришел ради тебя.