> Бога никто из человеков не видел и видеть
не может (1Тим.6:16). Это сказал не атеист,
не агностик, не усомнившийся искатель веры, не обыватель,
которому не до «возвышенного»... Это сказал апостол
Павел, чья огненная вера и через две тысячи лет опаляет всякого,
кто берет в руки его послания.
> Но что же означает тогда извечная вера? На что,
на Кого она направлена? Что вкладывает человек в самое
таинственное, самое неизъяснимое из всех слово «Бог»?
> До сих пор мы говорили о двух первых словах
утверждения «Я верю в Бога». О «я», с которого
оно начинается, и о вере, которую это «я» исповедует.
О вере мы говорили, что это, прежде всего, некая
отдача себя, или самоотдача, возможная лишь тогда, когда узнал
человек то, чему возможно себя отдать, подобно тому, как и любовь
загорается в душе у нас с появлением любимого. Но вот
любимого мы видим и, видя, узнаём, а узнавая –
любим, Бога же никто из человеков не видел.
> Значит ли это, что мы Его чувствуем? Здесь обнажается
бедность, беспомощность наших слов для выражения самого главного
и потому остающегося невыразимым. Ибо совершенно очевидно,
что слово «чувствовать» может означать столько разных состояний
и настроений, что им одним наше восприятие Бога не выразить.
Да, Бога мы, несомненно, чувствуем, но чувство это глубочайшим
образом отлично от всех других чувств, будучи по отношению
к ним вполне иноприродным. Ибо чувства во многом
подобны вкусам, а о вкусах спорить не принято. Одному
нравится одно, другому – другое, один чувствует так,
другой эдак. Если вера – одно из таких мимолетных
чувств, если она зависит от наших преходящих эмоций, то
о ней, действительно, не поспоришь.
> А именно к субъективному чувству, к мимолетной
эмоции и сводят веру те, кто борются с ней. «Одни, –
говорят они, – верят в несчастливое число 13, другие –
в наговоры и заклинания, третьи – в святую
воду, четвертые – еще во что-то!» И вот выходит,
что за верой нет ни твердого знания (ибо Бога никто
не видел), ни даже единого чувства (ибо чувства зависят
от человеческого темперамента). Поэтому повторим: сло́ва
«чувство» недостаточно, или же оно должно быть уточнено, очищено
от всего, что не имеет отношения к собственно вере.
> Итак, в чём же единственность, абсолютная особость
состояния, которое мы называем верой? – В том,
что она есть ответ. А ответ не только предполагает
наличие того, кому отвечают, но и удостоверяет это наличие.
Можно сказать несколько иначе: вера есть ответное движение.
Движение не души одной, а всего человека, всего его существа,
внезапно узнавшего нечто и отдающего себя узнанному. На языке
христианства это можно выразить так: вера от Бога, от Его
призыва. Она всегда есть ответ Ему, т.е. человеческая самоотдача
Тому, Кто Сам Себя отдал. Об этом изумительно сказал Паскаль:
«Бог говорит нам: ты не искал бы Меня, если бы
уже не нашел»8.
> И именно потому, что вера – ответ, ответное
движение, в ней всегда остается и искание, и жажда,
и стремление. Я ищу в себе, в своем опыте ответ
на вопрос: «Почему я верю?» – и вот, не нахожу
его. Что есть для меня Бог? Ключ к объяснению мiра
и жизни? Нет, ибо для меня очевидно, во-первых, что не
из-за этого объяснения я верю в Него, и, во-вторых,
что моя вера в Него как раз и не объясняет
всех тайн и загадок мiра. Мне приходилось не раз
стоять у постели умирающего в страшных мучениях ребенка.
И мог ли я «объяснить» что-нибудь окружающим, «религиозно
оправдать», как говорят иногда, эти мучения, эту смерть?
Нет! Я мог сказать только одно: «Бог здесь, Бог есть!»
Я мог лишь исповедать всю несоизмеримость Его присутствия
с нашими скорбными земными вопросами.
> Нет, конечно, не из нужды в объяснениях рождается
вера. Но тогда откуда же? Из боязни загробных мук?
Из заложенного во мне страстного и в конце концов
эгоистического желания не исчезнуть до конца? Нет, ибо
детским лепетом представляются мне самые умные философские рассуждения
о загробном мiре, вечности и т.д. Что знаю я обо всём
этом? И что могу сказать другим? И не потому верю
я в Бога, что хочу загробной жизни и вечности, а потому
верю в жизнь вечную, что верю в Бога.
> Но тогда на вопрос всех вопросов «Почему я верю?»
можно ответить только одно: потому что Бог дал мне эту веру
и всё время дает. Дал как дар, в реальности
которого удостоверяет меня та абсолютно ни от чего в мiре
не зависящая радость, тот абсолютно ни от чего внешнего
не зависящий мир, которые ощущаю в себе в те редкие
минуты, когда слово «Бог» перестает быть только словом, становясь
изливающимся на меня водопадом света, любви, красоты, истинной
жизни. Мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17) –
так сказал об этом апостол Павел, и нет уже других
слов. Ибо когда веришь и живешь верой, слов не нужно,
да они и невозможны.
> Но спросят: «Почему же не всем
дан этот дар веры? Почему одни верят, а другие –
нет? Что здесь – какое-то избранничество? В самом
деле, когда смотришь вокруг, поражаешься глубине неверия и безбожия,
заполонивших мiр. И закрадывается в душу сомнение: «Так ли
всесилен всеблагой Бог?» К этим вопросам, органически связанным
с природой и сущностью веры, мы и перейдем в следующей
беседе.
> 7 Опубл. с сокр. как: О вере,
4 // Шмеман А., прот.Проповеди и беседы. С. 16–18.
> 8 Ср.: «Утешься: ты не искал бы
Меня, когда бы уже не обрел» (Паскаль, Блез. Мысли /
Пер. Э. Фельдман-Линецкой. СПб.: Азбука, 1995. С. 289). Паскаль
Б. (1623–1662) – французский математик, физик, религиозный
мыслитель.
Аудиоверсия:
[ Протопр. Александр Шмеман.
Оп. в сб. "Беседы на Радио 'Свобода'", т. I ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Иисус сказал:
"Того, кто открыто признает Меня перед людьми,
признаю и Я перед Моим Небесным Отцом.
А кто откажется от Меня перед людьми,
от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
Не думайте, что Я пришел установить мир на земле.
Не мир Я принес,
но меч рассекающий.
Я пришел разделить!
"Разделить сына с отцом,
с матерью дочь,
со свекровью невестку.
И человеку врагами будут его домочадцы".
Кто любит отца или мать больше Меня,
тот не для Меня!
Кто любит сына или дочь больше Меня,
тот не для Меня!
И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
тот не для Меня!
Кто хочет жизнь свою обрести,
тот погубит ее.
А кто погубит свою жизнь ради Меня,
тот ее обретет". (Мф.10:32-39/*/)