вып. #3219 *Еврейский мир во время Иисуса (1)* / 26/II/15 (чт)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
26-Feb-2015 10:53
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Еврейский мир во время Иисуса
> <Когда родился Иисус>, в Палестине правил
Ирод I Великий, союзник римского императора. После его
смерти в 4 г. до н.э. с согласия Рима
царство было разделено среди его сыновей.
> Иудея, Южная провинция со столицей в Иерусалиме,
и центральная провинция Самария достались Архелаю. Галилея
на Севере и Заиорданье к востоку управлялись
Иродом II Антипой, правившем до 39 года. Третий
сын Филипп унаследовал территорию к востоку от Иордана
и к северу от Галилейского озера. <(Титул
"четверовластник/тетрарх" означает "правитель
1/4 части какого-либо царства.)>
> Из-за жестоких методов властвования Архелай был снят
римлянами с правления и сослан; на его место
в 6 г. нашей эры был назначен губернатор (прокуратор).
Самым известным прокуратором был Понтий Пилат, занимавший
пост между 26 и 36 годами и осудивший Иисуса
на смерть.
> Римское государство предоставило евреям большую свободу
передвижения. Ирод на Севере обладал относительной независимостью,
и римские чиновники на Юге Палестины обычно не вмешивались
во внутренние еврейские дела, хотя случались исключения.
> Власть и еврейские партии
> Еврейское правительство находилось в руках Великого
Совета <(Синедриона)>, составленного из семидесяти
двух членов под председательством высшего первосвященника.
В Совет входили представители трех групп: первосвященники,
сенаторы, или старейшины, и книжники, или ученые
законники, бывшие экспертами по религиозным вопросам
и еврейскому праву.
> Первосвященники назначались из наследственной священнической
аристократии, принадлежали к влиятельным семьям и занимали
наивысшие иерархические посты в администрации Храма.
Первосвященник был священной фигурой. Первоначально его служение
было пожизненным, но во время Иисуса римляне назначали
и свергали первосвященников в зависимости от политических
взглядов последних.
> Первосвященники были официальными представителями еврейской
религии и священного культа, обладавшими властью над Храмом
религиозным и политическим центром Израиля. Все евреи
с двенадцатилетнего возраста, включая живших за границей
(а их было немало), должны были заплатить ежегодный
налог на Храм, эквивалентный стоимости работы в течение
двух дней (Мф.17,24). На содержание духовенства
следовало внести десять процентов (десятину) от урожая (Мф.23,23).
Помимо этого Храм получал дары (Мк.7,11) и богатую
милостыню, прежде всего от состоятельных людей (Мк.12,
41), не говоря уже о контроле над рынком домашнего
скота для жертв и точками обмена валюты (Мк.11,15).
Всё это превратило Храм в обширную торговую площадку
под управлением первосвященников. Они представляли
политическую и религиозную власть, и были в то же
самое время влиятельной финансовой группой.
> Город Иерусалим фактически содержался за счет огромных
доходов Храма, особенно в периоды паломничеств (трижды
в год), когда помимо палестинских евреев прибывали жители
диаспоры, а также иноплеменники (Ин.12,30).
> Вторая группа в Совете была представлена сенаторами
(старейшинами), влиятельными мирянами из знатных семей.
По большей части они были крупными землевладельцами
и составляли костяк партии саддукеев, к которой
также принадлежали и первосвященники.
> Эта партия была очень консервативна в религиозных
вопросах (они принимали в качестве Священного Писания
только первые пять книг, приписываемые Моисею) и в политике.
Саддукеи удачно вписались в систему римского правления
и достигли своего рода компромисса неписаного
конкордата: они поддерживали существующий строй, потому
что занимали ключевые позиции в местной власти и желали
договориться с римлянами по-хорошему. Они отказались
от любого политического идеала, кроме поддержания статус-кво,
в котором пользовались определенной свободой действий
и держали под контролем всю религиозную и внутриполитическую
ситуацию в провинции. Они были прагматичными реалистами:
соглашались с правлением чужеземцев, пока оно не угрожало
их собственному положению.
> Третья группа в Совете была представлена учеными
книжниками, или законниками, являвшимися экспертами в области
богословия и религиозного права. Большинство из них
принадлежали к фарисейской партии. Фарисеи, что значит
«отделившиеся», были благочестивыми мирянами, ревнующими о соблюдении
религиозных обрядов во всей их воображаемой полноте
и мельчайших деталях. Они занимались исследованием
Ветхого Завета, чтобы извлечь из него детальные наставления
к благочестивой жизни. Постепенно они разработали
огромный комментарий к Моисеевым законам, который объяснял
значение древних предписаний и способов их соблюдения
в конкретных житейских обстоятельствах. Праведник должен
был жить в постоянной бдительности, чтобы ежеминутно
контролировать себя в соблюдении заповедей. Ученые фарисеи
считали себя подлинным знатоками закона и усвоили божественное
значение собственному преданию, поскольку согласно вероучению,
их толкование ничего не добавило к древним
священным текстам, а лишь объяснило их.
> Двумя главными предметами их озабоченности были:
во-первых, заплатить десятину от плодов земли и ничего
не потребить, не будучи уверенными, что заплачено
именно 10% от стоимости урожая; во-вторых, содержать
себя «чистым», избегая касания мертвых тел или людей
с определенными заболеваниями (например, проказой), и не иметь
никаких отношений с людьми сомнительной репутации, что
могло означать практически каждого, кто не соблюдал религиозный
закон тем способом, которым они его толковали. Они думали,
что прикосновение к нечистым объектам или общение
с неправедными людьми расстроит их отношения с Богом.
Для них термин «грешить» означал нарушение определенных
правил или норм, ими же и установленных1.
> Фарисеев обладали огромным духовным авторитетом среди
народа, хотя их считали большими гордецами (Лк.16,15).
Люди находились под впечатлением от добродетельного
образа жизни фарисеев, который те умудрялись поддерживать
во всей строгости и полноте, чтобы поддержать престиж
и влияние (Мф.6,1–2,5,16). Фарисеям удалось заставить
людей думать, что для угождения Богу нужно подражать
фарисейским обычаям. Комплекс вины, взращенный в людях,
сделал их послушным орудием в руках фарисеев. Несмотря
на соблюдение правил религиозного благочестия, фарисеи
любили деньги и эксплуатировали простой народ под разными
благовидными предлогами (Мф.23,25–28; Мк.12,40; Лк.11,39;
16,14)2.
> Преданность скрупулезному соблюдению закона <привела
фарисеев к тому, что они стали> презирать других
людей (Лк.18,9), которых они назвали «грешниками»,
«неверующими», «людьми без религии» (Мф.9,10-11, Лк.15,1-2)
или «проклятыми» (Ин.7,49). Они требовали буквального
соблюдения обрядового закона от других, но сами
пользовались множеством лазеек в религиозном праве, что
усиливало несправедливость. Кроме того, скрупулезность
в мелочах приводила к упущению действительно важных
заповедей (Мф.23,23; Лк.11,42). Среди фарисеев бывали честные
мужи, обеспокоенные опасностью лицемерия в их партии,
но у них не было достаточного влияния.
> Авторитет фарисеев был настолько велик, что партия саддукеев
(первосвященники и старейшины), номинально контролировавшая
политическую и религиозную власть, никогда не принимала
решений, не удостоверившись в поддержке «благочестивых».
> Короче говоря, Совет обладал властью и был правящим
классом во всех аспектах: политическом, идеологическом,
экономическом и религиозном.
> 1 Они не доверяли
обычным торговцам, которые возможно не заплатили в точности
десятины <на Храм от дохода>, и поэтому
организовывали свои собственные потребительские общества.
Это затрагивало интересы мелких торговцев, которые чувствовали
себя обделенными; отсюда антагонизм, который они питали
к фарисеям. С другой стороны всё, что фарисеи
приобретали, а так же их <чаши> и блюда,
должны было быть тщательно омыты у них на глазах,
в случае если они случайно «осквернились». Помимо всего
этого, они занимались сложным ритуальным омовением перед
приемами пищи, на случай если их руки ранее случайно
коснулись «нечистого» (Мк.7,1; Лк.11,38). > 2 Наиболее уважаемым разрядом фарисеев
были религиозные ученые, или книжники, образованные
учителя закона. В данном служении они утверждались
в возрасте старше сорока лет. Они носили особую
одежду с кисточками на плащах и с табличками
на лбу и руке с цитатами из Ветхого Завета;
у них были ученики, внимавшие их словам и называвшие
их «отцами» или «наставниками». Книжники занимали первые
места на религиозных собраниях и праздниках, а на улицах
люди приветствовали их с большим уважением. Обычно их называли
«равви» (владыко, господин, <букв. "мой великий">).
Фарисейская навязчивая идея в скрупулезном соблюдении
религиозных законов привела к тому, что многие из них
представляли Бога в качестве небесного главбуха, отмечающего
хорошие и плохие деяния людей в особой книге. Если
человек совершал грех, то это считалось долгом, который можно
было погасить жертвоприношением в Храме или делами
милосердия.
Душа моя, душа
моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!