Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным.
Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен,
а кто принижает себя, возвысится'.
(Лк.18:9-14, перевод В.Н.Кузнецовой)
> Святой свят лишь настолько, насколько сравнивает
себя со святостью Божией. Как только святой сравнивает
себя с людьми, он ханжа, фарисей в самом
худшем смысле слова. "Я не таков"
абсолютная истина. "Я" всегда не таков как Бог
и не таков как другие люди. Вопрос в том, какое
из "я не таков" возобладает. У мытаря
"я не таков как Бог". У большинства
читателей притчи невольно молитва мытаря читается как "Боже,
милостив буди мне, грешному, в отличие от этого
праведного фарисея!" Нет, это была бы всё та же
фарисеева молитва, только в виде гусеницы. "Боже,
милостив буди мне, грешному в сравнении с Тобою".
Вопли про то, что современные люди оттеснили человека
на обочину из центра, и это очень плохо
это фарисейские вопли.
> Не должно быть человека в центре. В центре
пустота, за которой Бог, доступный лишь вере. Эта вера
вполне доступна лишь полноценному человеку, который не считает
себя ниже или выше других. Нормальный человек. Совершеннолетний,
как выразился Кант с немного кривой улыбкой. Только
взрослый человек может стать Авраамом, инфантильный обречён
быть Исааком, которого вечно связывают, куда-то ведут, иногда
развязывают, иногда режут, иногда поручают ему кого-нибудь
зарезать. Мытарь успешный, уверенный в себе
человек, никому не завидующий, но восхищающийся
Богом. Сегодня говорят "восхищённый", а в старину
говорили с ударением на второй слог, "восхищенный",
и это означало "поднятый ввысь". Не там
высота веры, где человек видит Бога сколько
ни воспаряй, Бог остаётся невидимым
а там высота веры, где человек видит самого себя
маленьким.
> А других? А другие это образ
того же невидимого Бога. Не Бог именно
что образ Божий. Бог остаётся единственным центром. Если
другой человек становится в центр, точкой отсчёта
конец. Либо возобладает центростремительная сила, и мы разобьёмся
об этого человека, либо центробежная
и мы с ним разлетимся в разные стороны ада.
Любовь там, где двое вращатся вокруг Единственного. Наши низкие
слова о себе не самоуничижение, не самоуничтожение,
а саморождение. Как Рождество появление
Невидимого в видимом, так покаяние появление
видимых в Невидимом. Не надо бояться, что покаяние
нас уничтожит, надо бояться, чтобы мы не лопнули
от самодовольства. Ниже Бога не опустимся
Он в хлеву, Он в преисподней. Нужно опуститься на высоту
любви, чтобы оказаться рядом с Богом, с любимым
и со всеми рядом в любви.
* * *
> Притча о мытаре и фарисее следует сразу за притчей
о настырной женщине, которая одной настырностью, без денег
уломала судью вынести справедливое решение. Собственно, судья
не собирался, видимо, выносить несправедливое решение
однако в жизни большинство ситуаций таковы, что отсрочка
справедливости смерти подобна. А воскресение подобно
внезапной, неожиданной справедливости.
> Эта настырность есть сама жизнь. Чтобы воскреснуть,
надо при жизни быть живым. Не быть поленом. Это
общая черта у мытаря и фарисея один
преуспевает в бизнесе, другой в аскетике, но оба
пытаются преуспеть, оба успешны. Разница в том,
что мытарь просит, а фарисей нет. Мытарь
просит милости, фарисей благодарит за милость. Но это же
богохульство считать, что мы уже всё получили.
Конечно, "я" могу всё получить
достаточно сократить притязания. Однако, "мы" никогда
не скажет "Мгновение, ты прекрасно!" Для "я"
просить прощения, для "мы" здоровья,
денег, процветания. Просить навязчиво и неотступно, не потому
что нужно учить Бога, что делать, а потому что нужно
учить себя любить других. Даже молитва фарисея сама по себе
не криминал ну, лучше ты других, верно,
так не благодари, а скорее проси, чтобы другие сравнялись
с тобой и тебя опередили.
*Всех, кто хочет жить свято,
в единении с Христом Иисусом,
ждут гонения.
А негодяи и мошенники будут идти всё дальше
- из огня да в полымя! -
и сбивать с пути и других, и себя.
А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
Ты знаешь, кто твои учителя,
еще в младенчестве узнал Святое Писание,
а оно способно своей мудростью научить тебя
спасению
через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/*/)
* * *
Иисус сказал:
'Будьте готовы:
в синагогах вас будут судить советы старейшин
и будут вас там избивать;
предстанете перед царями и правителями из-за
Меня,
чтобы свидетельствовать обо Мне.
Но прежде чем придет конец,
все народы должны услышать Радостную Весть.
Когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, что вам говорить:
что будет дано вам в тот час, то и говорите
-
говорить будете не вы, а Дух Святой.
Предаст смерти брат брата / и отец - свое дитя,
дети пойдут на родителей / и будут их убивать.
Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
Но кто выдержит до конца, будет спасен'. (Мк.13:9-13/**/)
*********************************************
/*/
часть ряд. воскр. чт-я
/**/
еванг. чт-я понедельника.