вып. #3213 *где мы судить обязаны?* / 20/II/15 (пт)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
19-Feb-2015 11:44
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
Никого не осуждайте —
и вас Бог не осудит, 2 потому что каким судом судите,
таким Он осудит и вас
и какой мерой мерите,
такой Он отмерит и вам. 3 Что же ты смотришь на соринку
в глазу своего брата,
а в собственном бревна не замечаешь?
4 Как ты можешь говорить своему брату:
"Дай я выну соринку из твоего глаза"?
Посмотри, у тебя в глазу
бревно! 5 Лицемер, вынь прежде бревно
из собственного глаза
и тогда увидишь,
как вынуть соринку из глаза брата.
> Даже те, кто знает о Библии лишь понаслышке,
знакомы с этим стихом и цитируют
его в самых неподходящих ситуациях. Даже когда речь идет
об осуждении страшного порока или злодеяния, они,
благочестиво опустив глаза, советуют: "Не судите,
да не судимы будете". Другими словами, они используют
этот стих, чтобы запретить какую бы то ни было
критику зла.
> На самом же деле всё выглядит совсем
иначе. Да, есть области, где мы не имеем права судить,
но есть и ситуации, где мы это делать обязаны.
> Вот несколько примеров того, где о суде не может
быть и речи. Мы не имеем права судить, каковы мотивы
других людей; будучи далеко не всеведущими, мы не можем
знать, почему они поступают так, а не иначе.
Не наше это дело – критиковать служение
другого верующего; отчитываться он обязан только перед
своим Господом. Нельзя осуждать тех, кого мучают угрызения
совести и сомнения относительно вопросов, не имеющих
отношения к морали; в таких случаях они должны
прислушиваться к голосу своей совести. Мы не должны
судить о людях по их внешнему виду и проявлять
лицеприятие; самое главное – что у них на сердце.
И, конечно же, в нашем отношении к другим не должно
быть места духу резкой и злобной критики; трудно поверить
вечному придире, говорящему о достоинствах христианской
веры.
> Но, однако же, есть и ситуации, где мы судить обязаны.
Мы должны судить все учения, чтобы увидеть, не противоречат
ли они Писанию. Чтобы не попасть под чужое ярмо <(ср. 2Кор
6:14)>, нам необходимо оценить, действительно
ли наш будущий партнер – верующий. Именно христиане,
а не мирские юристы должны быть судьями в раздорах
между верующими. <Церковная община> должна вынести
осуждение экстремальному появлению греха среди ее членов и отлучить
виновных. Рядовые члены церкви должны решать, кто у них
наделен даром быть дьяконами или пресвитерами церкви.
> Бог не требует, чтобы мы выбросили нашу способность
критически мыслить, все моральные или духовные нормы
в мусорный ящик. Единственно, на чём Он настаивает,
это чтобы мы воздерживались от суда там, где
это запрещено, и судили <справедливо> там,
где это наш долг.
> Слова Иисуса о суде
можно было бы считать продолжением традиции, восходящей
к одному из великих учителей Израиля, Гиллелю,
сказавшему: не суди ближнего до тех пор, пока
сам не побываешь на его месте. Да и другие
учителя считали, что праведнику не пристало торопиться
с осуждением ближнего, даже тогда, когда его, казалось
бы, есть, за что осудить. Иисус же, как видно,
несколько видоизменяет высказывание Гиллеля: Он говорит
о том, что прежде осуждения грехов ближнего нужно увидеть
собственный грех. Конечно, такой совет имеет и духовно-практический
смысл: пока не поймёшь, как бороться с собственными
грехами, не поймёшь и того, как помочь бороться
с ними ближнему. А то, что в грехи ближнего
имеет смысл всматриваться лишь для того, чтобы помочь
ближнему от них избавиться, было понятно само собой:
ведь общепринятым в иудаизме периода Второго Храма
было представление о Торе, как о путеводителе
по пути праведности и средстве борьбы с грехом,
а не как о своего рода религиозной дубине,
которой нужно бить грешника по голове за его грехи.
Собственно, и Иисус призывает быть очень осторожным
в том, что касается суда над человеком, не только
в смысле его осуждения (взять на себя прерогативу
Бога и без того никому бы не пришло
в голову), а в смысле его оценки, как грешника
или праведника. В самом деле, для того, чтобы
такую оценку дать, нужно знать человеческое сердце так,
как его может знать только Бог. Иное дело оценка конкретных
дел и поступков: их может более-менее адекватно
оценить каждый, знающий заповеди и хорошо представляющий
себе суть дела, которое оценивает. А вот вопрос о том,
кто достоин Царства и спасения, а кто нет,
решать не нам, хотя бы потому, что мы сами
это Царство получаем отнюдь не потому, что его достойны.
К тому же, история его ещё далеко не завершена,
а потому и время окончательных оценок ещё не пришло.
Когда же оно придёт, давать их в любом случае
будем не мы. Стало быть, наше дело не оценки,
а борьба с теми грехами, которые мешают нам и нашим
ближним идти путём праведности. С тем, чтобы завершить
этот путь в Царстве, где каждый из нас наконец
избавиться от всего того, что мешает ему жить
полной жизнью.
Вот что вы должны делать:
говорите друг другу правду,
к правде и миру стремитесь в суде.
Не замышляйте зла друг на друга
и ложных клятв избегайте:
всё это Я ненавижу»,
—
говорит Господь. ...
Так сказал Господь Воинств:
посты ... станут для дома Иуды праздниками,
днями радости и веселья;
только любите правду и мир.
Так сказал Господь Воинств:
снова придут народы,
из многих городов соберутся,
жители одного города
пойдут в другой со словами:
«Пойдем помолимся Господу,
воззовем к Господу Воинств!»
И услышат:
«Я с вами! Я тоже пойду!»
И много племен
и могучих народов придет в Иерусалим
взывать к Господу Воинств,
Господу помолиться.
Так сказал Господь Воинств:
в те дни десять человек
из народов разноязычных,
ловя за полу иудея,
скажут: «Мы пойдем с вами:
мы слышали: с вами — Бог».* (Зах.8:14,16-17,19-23/*/)
*********************************************
/*/ из
богослужебных чтений пятницы, перевод из "Современного
русского перевода" Библии.