вып. #3208 *Цель брака - брак* / 12-13/II/15 (чт,пт)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
12-Feb-2015 11:57
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> <...> выдающийся русский
богослов и архипастырь XX века митрополит Сурожский
Антоний (2003) обращается к книге Бытия и говорит
примерно о том же, что и С.В. Троицкий в своей
работе. {Троицкий С.В. Христианская философия
брака. – М., 1996.} В первой главе Библии сотворение
человека поставлено в один ряд с сотворением всех
живых существ. Именно внутри этого ряда живых существ человек
получает данное всему живому благословение расти и множиться.
В совершенно ином контексте говорится о браке во второй
главе. Мы видим, что человек обнаруживает, что он одинок,
что нет у него спутника, и Бог избавляет его
от этого одиночества сотворением Евы. «Этот акт не имеет
никакого отношения к деторождению, он стоит
в иной перспективе, в контексте иного повествования,
здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан
именно с этой ситуацией – ситуацией человека, достигшего
такой зрелости, когда он не может более существовать в одиночестве,
и тогда ему предлагается преодоление этой ситуации,
имеющее, однако, с самого начала двойственный характер.
Двойственность эта связана с тем, что и здесь
полностью соблюдается уважение к человеческой свободе,
так что и преодоление это может быть подлинным или ложным.
Когда Адам оказывается лицом к лицу с Евой, он узнаёт
ее и говорит, что она – плоть от плоти его и кость
от кости его. Но что означает это его признание?
Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать
себя в ней, а ей – узнать себя в нём, видеть
лишь себя самого, отраженного вовне, видеть в другом
лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду
существование другого. И напротив, можно в этом видеть
трансцендирование самого себя, освобождение от себя. Именно
об этом говорит Мефодий Патарский (святой
православной церкви, ум. ок. 312.– Прим. авт.)
в своей книге: он использует как бы игру слов
и, рассуждая о падении, говорит, что пока Адам и Ева
любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга:
это мой «альтер эго», другой я сам; в момент
падения они видят друг друга нагими, потому что каждый
смотрит на другого и говорит: я – это я, а он
– это он. Тут как бы трещина, разлом. Здесь-то и появляется
элемент влечения, вожделения, здесь смешиваются две перспективы:
перспектива природы и перспектива человечества, трансцендирования
личности в жизни сверхличной». {Митрополит
Антоний Сурожский. Вопросы семьи и брака. – Киев: Пролог,
2005.}
> Владыка Антоний рассматривает
тему супружеских сексуальных отношений через осмысление цели
супружеского союза. Он утверждает, что мнение, будто
целью брака является деторождение, не только спорно, но для православного
богословия неприемлемо. «Цель брака есть брак. Рождение
детей – его составная часть, но в брак не вступают
для того, чтобы иметь детей; в брак вступают для того,
чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление
индивидуальной изолированности, расширение личности». {<там же>}
> Владыка
отмечает, что в западном католическом мире присутствует
раздвоение сознания. С одной стороны, брак по самому
определению направлен на деторождение, а с другой
стороны, физические отношения отмечены печатью некой уродливости,
с ними связывается представление дефективности. «Совершенно
иное в православном богословии. У нас существует богословие
материи, богословие тела, основанное на том положении,
что Бог создал человека как существо не только
духовное или душевное, но также и материальное,
связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого
творения,– богословие, основанное прежде всего на Воплощении
(речь идет о Воплощении Сына Божьего, о Господе
Иисусе Христе.– Прим. авт.)». {Там же.}
> Митрополит
Антоний поясняет высказывание апостола Павла <о том,
что брак есть> «врачевство от блуда» {ср. 1Кор.7:9;
слова "брак есть врачевство, истребляющее блуд" принадлежат
свт. Иоанну Златоусту (1-я
беседа о браке); славянское слово "врачевство"
означает "лекарство" –
прим. редактора рассылки}. Очень распространенное
толкование этого места заключается в том, что если
человек состоит в браке, то у него нет больше
оснований искать нечистоты где-то на стороне, «ходить за чужой
плотью», как говорится в Священном Писании. В действительности же
в богословии неразделенной Церкви ясно видно, что
дело не только в этом. «Единственное основание для подлинного
целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,
когда человек не стремится ни к чему вне тех
отношений, какими является эта единственная любовь,– есть
любовь, единственность любви, тот факт, что истинно любить
можно только одного человека, а все другие люди входят
– каждый в отдельности и все вместе – в нейтральную
категорию: это люди, это больше не мужчины и женщины,
не существа, обладающие полом. Но любимый человек
тоже не есть то, что на современном языке называют
«сексуальное существо»; это лицо другого пола, но и здесь понятие
пола далеко выходит за рамки пола физического: оно определяется
в категориях мужественности и женственности, оно охватывает
и характеризует человека в каждой детали его существа,
а не просто с точки зрения продолжения рода.
Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этом
единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека
другим всегда имеет глубину духовного порядка – иначе нет данных
для брака. И в этих отношениях тело одного
полностью принадлежит другому не в том смысле, что
он может распоряжаться им насильственно, без благоговения,
без уважения, а в том смысле, что поскольку
два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как жизнь
четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому
отдельно». {<Там же.>}
> С другой стороны,
апостол Павел утверждает также, что оба супруга могут удаляться
друг от друга; не отказывать другому в близости,
а позволить другому отойти ради их духовной жизни. «Бывает
время молитвы, бывает время духовного углубления, время, когда
человеческое существо соединяется с Богом особым образом,
когда благодать и опытное познание овладевают не только
Духом его, не только его психологическим и умственным
«я», но даже и телом. Есть моменты, когда всякие физические
отношения, даже, как это видно из житий святых, самое
простое прикосновение становится невозможным, ибо благодать,
как пламя, овладела этим существом, и нет больше
места ни для чего до тех пор, пока эта дарованная
и принятая благодать не станет едино с человеком
так глубинно, что сделается общим достоянием. Но мне
кажется ясным, что воздержание тут является не актом
отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,
отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой
их взаимоотношения рассматриваются в другом плане». {<Там же.>}
[ Ю. Белановский, А.
Боженов.
Из кн. "Двое во едину плоть: любовь, секс и религия"
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь
ответить на вопросы... #
*Бог это любовь.
Кто живет в любви, тот живет в Боге и Бог живет
в нём. ...
В любви нет страха совершенная любовь
изгоняет страх,
потому что страх связан с наказанием
и тот, кто боится, не достиг совершенства в
любви.
Мы любим, потому что Он первым полюбил нас.
Если кто говорит: "Я люблю Бога",
и при этом ненавидит своего брата,
тот лжец.
Ведь если он не любит брата, которого видел,
то не может любить Бога, которого не видел.
У нас есть заповедь, которую мы получили от
Него:
тот, кто любит Бога, должен любить и своего
брата.
Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос-Помазанник,
рожден Богом,
и всякий, кто любит Родителя, любит и Рожденного
Им. ...
вот что значит любовь к Богу: это когда мы соблюдаем
Его заповеди.
А заповеди Его не тяжелы.
Потому что всякий, кто рожден Богом, побеждает
мир.
А та победная сила, что победила мир, и есть
наша вера.
Кто побеждает мир? Только тот, кто верит, что
Иисус Сын Бога! ...
Мы знаем, что всякий, кто рожден Богом, не грешит,
потому что Рожденный Богом оберегает его
и Злодей не может наложить на него руку.
Мы знаем, что мы от Бога, но весь
мир во власти Злодея.
Мы знаем, что Сын Бога пришел и дал нам способность
понимания,
чтобы мы могли узнать Истинного.
И мы живем в Истинном в Сыне Его
Иисусе Христе.
Он есть истинный Бог и вечная жизнь.
Детки, берегите себя от языческих богов!*
(1Ин.4:16,18-5:1,3-5,18-21/*/)
* * *
*В полдень по всей земле настала
тьма до трех часов дня.
А в три часа Иисус вскрикнул
громким голосом:
"Элахи, Элахи, льма
швактани?"
В переводе это значит:
"Боже Мой, Боже Мой!
Зачем Ты Меня оставил?" ...
Иисус, вскрикнув громким
голосом, испустил дух.
Завеса в Храме разодралась
надвое, сверху донизу.*