> Христос сказал: "Когда придет Сын Человеческий
во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда
сядет на престол славы Своей, и соберутся пред Ним
все народы, и отделит одних от других, как пастырь
отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую
Свою сторону, а козлов по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
"Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал
Я и вы дали Мне есть; жаждал
и вы напоили Меня; был странником
и вы приняли Меня; был наг и вы одели
Меня, был болен и вы посетили Меня;
в темнице был и вы пришли ко Мне".
Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда
мы видели Тебя алчущим и накормили?
Или жаждущим и напоили? Когда мы видели
Тебя странником и приняли? Или нагим
и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице
и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ:
"Истинно говорю вам: так как вы сделали это
одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне".
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный
диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я и вы
не дали Мне есть; жаждал и вы не напоили
Меня; был странником и не приняли Меня".
Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи!
Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим,
или странником, или нагим, или больным, или в темнице
и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ:
"Истинно говорю вам: так как вы не сделали
одному из сих меньших, то не сделали это Мне".
И пойдут сии в муку вечную, а праведники
в жизнь вечную".
> Притча эта "О Страшном суде",
как издревле называют ее христиане,
читается за неделю до Великого поста, когда призывает
нас Церковь проверить себя, свою совесть, свою жизнь
всей полнотою христианского благовестия, то есть
учения Христа, и, по возможности, вернуться к главному,
к самой сердцевине этого учения.
> Многим часто кажется, что главное в религии
это обряды и обычаи, красота богослужения, возможность
прикоснуться к священному, небесному, Божественному.
Но притча Христова о последнем суде раскрывает нам,
что всё это будет бесплодным и ненужным, будет пустой
и мертвой религией, если не будет основано на любви
и не будет приводить к любви.
> В конце концов, и судить нас будет Любовь.
И не любовь вообще, не любовь к абстрактному,
отвлеченному человечеству, нет, а любовь
к живому и конкретному человеку. В наши дни
христианская любовь страшно искажена. Во имя любви к отвлеченному
человечеству нас призывают не любить и преследовать
других людей, которых нам приказывают считать врагами
и в отношении которых даже жалость и сострадание
оказываются преступлениями. Но Христос в притче
о Страшном суде как бы говорит: мечты о счастье
отвлеченного человечества не только останутся мечтами,
но и обернутся ненавистью и жестокостью, если сначала
не обратим мы нашу любовь и заботу на каждого
человека. И любовь не отвлеченную, заботу не теоретическую,
а самую что ни на есть конкретную. "Я был
в темнице, говорит Христос,
Я был голоден, Я жаждал, Я болел..." И что же
это значит, если не то, что Христос раз и навсегда
отождествил Себя с каждым человеком и что потому
христианская любовь и состоит в этой "невозможной
возможности" в каждом увидеть, осознать,
встретить Христа.
> Нам не заповедано спрашивать и анализировать,
достоин ли человек нашей помощи, заслужил ли он
нашу заботу. Нам не сказано узнавать, за что
посажен он в темницу и почему голоден и почему
наг. Нам сказано идти к нему с любовью,
и только в этой любви, никогда не спрашивающей
о заслугах, достоинствах, взглядах и убеждениях,
встречать человека, Богом посланного в нашу, в мою
жизнь...
> Снова и снова узнаём мы главную, радостную
тайну христианства тайну личности, составляющей
Божественную ценность каждого человека, то, что и нужно,
и можно любить в нём. Именно эту тайну отверг и продолжает
отвергать мир и господствующие в нём идеологии.
Для них человек определяется внешним: своей классовой,
или расовой, или национальной принадлежностью, своей полезностью
для отечества, своими заслугами или
напротив ошибками и преступлениями. Свои,
чужие... Союзники, враги... Мы, они...
> И вот все как будто только и делают,
что говорят об освобождении человека, о счастье
человека, о назначении человека, о борьбе за светлую,
счастливую и свободную жизнь. А на деле
все объединены против кого-то, всё движется
только страхом, подозрительностью, ненавистью. И так
оно и будет, пока не поймут люди, что любить
человечество, служить человечеству не только
неверно, но и невозможно, если не укоренена эта любовь
в любви к человеку, к каждому... И именно
в любви, то есть в признании его, вне зависимости
от каких-либо наших земных, "человеческих,
слишком человеческих" мер и категорий, к которым
мы сводим и которыми оцениваем людей. Всё это
осуждено раз и навсегда Тем, Кто сказал и говорит
от имени каждого: Я был в темнице... И этого
Я достаточно, чтобы знать, что каждый человек
брат, что к каждому пришел и каждого любит Бог,
и в каждом дана мне возможность исполнить
самого себя в Божественной, возрождающей и спасающей
любви.
> Спустя сорок дней после Рождества празднуется в наших
храмах праздник Сретенья, праздник Встречи. Праздник этот
как бы полузабытый, ибо часто падает он на рабочий
день. А между тем в день этот завершает Церковь
"время Рождества", являет нам во всей
полноте его и источает чистую и глубокую радость.
> Праздник посвящен воспоминанию и духовному созерцанию
<события, о котором рассказывается> в Евангелии
от Луки. В нём повествуется, что через сорок дней
после рождения в Вифлееме Иисуса Христа, согласно религиозному
обычаю того времени, Иосиф и Мария "принесли
Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в Законе Господнем".
> "Тут был в Иерусалиме, продолжает
Евангелие, человек именем Симеон. Он был праведный и благочестивый...
и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано
Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит
Христа. И пришел он по вдохновению в Храм.
И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить
над Ним <предписанный Законом> обряд, он взял
Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь
раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал
пред лицом всех народов, свет ко откровению
язычников и славу народа Твоего Израиля".
> Иосиф же и Матерь Его удивились сказанному
о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии,
Матери Его: "Вот лежит <Он> на падение
и на восстание многих и в предмет пререканий.
Тебе же Самой орудие пройдет душу, да откроются
помышления многих сердец...".
> Как необычен, как прекрасен этот старец
с Ребенком на руках, как странны слова его:
"Вот, видели очи мои спасение Твое..." Мы вслушиваемся
в эти слова и постепенно начинаем постигать
глубокий смысл события, его отношения к нам, ко мне,
к нашей вере.
> Что на свете радостнее встречи, "сретенья"
с тем, кого любишь? Действительно, жизнь есть ожидание.
Но тогда не символ ли это высокого и прекрасного
ожидания, не символ ли это длинной человеческой жизни?
Этот старец, всю жизнь ожидавший такого света, который
озарил бы всё, такой радости, которая всё наполнила бы
собою? И как удивительно, как несказанно хорошо,
что свет и радость, что ответ дан был
старцу Симеону через Младенца.
> Когда представляешь себе эти дрожащие старческие
руки, принимающие любовно и осторожно Сорокадневного,
глаза, устремленные на это маленькое существо, и всё
заливающую хвалу: "Теперь Ты можешь отпустить меня
с миром.Явидел, я в своих
руках держал, я обнимал То, что заключает в Себе
сам смысл жизни". Он ждал. Он ждал всю свою
длинную жизнь. И не значит ли это, что он думал,
молился, углублял это ожидание, так что, наконец,
вся его жизнь стала одним накануне радостной встречи.
> И не пора ли спросить себя: чего же
жду я? О чём всё сильнее напоминает мне сердце?
Преображается ли постепенно эта моя жизнь в ожидании
встречи с главным? Вот вопрос Сретения. Здесь жизнь
человеческая явлена как прекрасное созревание души, всё более
и более свободной, всё более глубокой, всё более
очищенной от всего мелочного, суетного, случайного. Тут
само старение и увядание, земной удел каждого из нас,
показано так просто и убедительно как рост
и подъем до того последнего мига, когда от всей
души, в полноте благодарности я говорю: "Ныне отпущаеши".
Я видел свет, пронизывающий мир. Я видел Младенца,
Который несет в мир столько Божественной любви и отдает
Себя мне. Нет страха, нет неизвестности. Есть только
мир, благодарность и любовь.
> Вот что приносит с собою праздник Сретения
Господня. Праздник встречи души с Любовью, встречи с Тем,
Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание.
> *
Написано о. Александром за две недели до смерти
[ свящ. Александр
Шмеман. Из кн. "Воскресные беседы" /2.052b;
2.067b/ ]
Иисус
сказал:
"Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман.
Многие придут под Моим именем
и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
Не идите за ними!
Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
Это должно сперва случиться, но конец наступит
не сразу. ...
Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
а на земле народы будут трепетать в отчаянии
от рёва моря и бушующих волн.
Люди будут падать бездыханными
в страхе перед тем, что надвигается на мир.
Ибо силы небесные сотрясутся.
И тогда увидят:
Сын человеческий идет на облаке,
облеченный силой и великой славой. ...
Небо и земля пройдут бесследно, / но слова
Мои не пройдут.
Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих
разгулом, пьянством и житейскими заботами,
чтобы День тот не застал вас врасплох.
Как западня будет он для всех, кто живет на
земле.
Бодрствуйте всё время, мол`итесь,
чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36/*/)
*
* *
*"Всё
позволено!" - Но не всё на пользу.
"Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию.
Пусть каждый не своего добивается, а того, что
идет на пользу другого.
Всё, что покупаете у мясников,
ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
И если кто из неверующих пригласит вас и вы
захотите пойти,
ешьте всё, что перед вами поставят,
не допытываясь, со спокойной совестью.
Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
тогда не ешьте,
ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.*
(1Кор.10:23-28/#/)
*
* *
*Пища не приведет нас к Богу.
Если мы не едим, мы ничего
не теряем,
если мы едим, ничего не
приобретаем.
Но смотр`ите, чтобы эта
ваша свобода
не стала камнем преткновения
для слабых. ...
А поэтому, если пища может
стать причиной падения моего брата,
я лучше не буду есть мяса
вовек,
лишь бы не стать причиной
падения моего брата.* (1Кор.8:8-9,13/**/)
*********************************************
/*/ евангельское
чтение субботы.
/#/ субботнее
апостольское чтение.
/**/ из
апостольского чтения "воскресенья о Страшном
суде".