Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.

Уважаемые коллеги!

Вышел новый выпуск психологической газеты.

Национальный
по итогам 2014 года
Номинация <<Проект года в психологической практике>>
Реферат проекта
<<Психологическое сопровождение участников образовательного процесса
ДОУ в адаптационный период>> (комплексная профилактическая программа)

Автор:
Белянова Нина Алексеевна (Барнаул)
Актуальность.

Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их
ребенок пойдет в детский сад. Все родители по разному готовятся к этому
важному событию. Их беспокоит, как ребенок адаптируется к детскому саду.

Адаптация в переводе с латинского -- приспособление. Возможности
приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь
ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие
родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или,
напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в
ситуации адаптации: к новым детям, родителя. Поэтому всем участникам
необходима помощь психолога.

В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников
образовательного процесса в период адаптации детей.

Основное содержание работы.

Материал к данному проекту нарабатывался и систематизировался с 2010
г. В 2014 году проект был дополнен видеофильмом <<Мой день без мамы>> и
завершен.

Цель проекта: сохранение психологического здоровья всех участников
образовательного процесса, через организацию здоровьесберегающего
пространства.

Задачи:

1.. Создать благоприятный психологический климат и комфортные
условия для всех участников.
2.. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей.
3.. Организовать щадящий режим адаптации для детей.
Содержание работы

На начальном этапе проводится работа с семьей. За месяц до открытия
группы проходит родительское собрание <<Адаптация -- это серьезно>>, на
котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребенка к поступлению
в детский сад и процессу адаптации.

Психологом разработаны буклеты для родителей <<Как подготовить ребенка
к детскому саду>>, <<Ребенок идет в детский сад>>, <<Как снять эмоциональное
напряжение у детей в адаптационный период>> и др.

Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью
изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных
особенностей ребенка и прогноза адаптации. Беседует с ними по поводу
возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает
на вопросы.

Главное для малышей -- безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В
группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребенок чувствовал себя
благополучно.

Воспитателями совместно с психологом организован уголок
психологического комфорта, где ребенок может уединиться и отдохнуть, что
положительно влияют на психическое здоровье ребенка.

В приемной оформлен информационный центр для родителей, где есть
уголок психолога: <<Адаптация -- это серьезно>> с рубриками: <<Готов ли
ребенок к детскому саду>>, <<Как подготовиться к важному событию>>,
<<Воспитание общительности>>, <<О режиме>>, <<Привыкать к новому легче
постепенно>>, <<Первые дни в детском саду>>, <<Техника расставания>>.

Адаптация для ребенка -- это стресс. Чтобы привыкание прошло
безболезненно, переход ребенка из семьи в детский сад должен быть плавным.
Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность
привыкать к детскому саду постепенно. Групповой график адаптации составлен
так, чтобы каждому ребенку, можно было уделить внимание.

Первые дни -- самые трудные, малыш находится в детском саду 1-2 часа,
число часов, постепенно увеличивается.

Маме предлагается альбом <<Здесь вас ждут, здесь вам рады>>, для
рассматривания дома вместе с ребенком. Альбом содержит фотографии из жизни
детского сада, для того чтобы родители и ребенок заранее познакомились с
детским садом.

В адаптационный период педагоги под руководством психолога проводят с
детьми игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с
каждым ребенком, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому
саду.

Ведется карте наблюдения за ребенком в период адаптации, где
фиксируются результаты.

По окончанию адаптационного периода проводится <<Праздник знакомств>>.

Задачи:

1.. Познакомить родителей: с детским садом; со специалистами,
которые на протяжении пяти лет будут работать с детьми.
2.. Показать родителям: помещения ДОУ, где и чем занимаются и будут
в дальнейшем заниматься дети.
3.. Привлечь родителей к взаимодействию.
До начала праздника родители с удовольствием рассматривают фотогазету
<<Наша жизнь в детском саду>>.

Праздник начинается с ритуала приветствия. Психолог проводит игры на
снятия напряжения и настрой на совместную деятельность. В программе
праздника: визитная карточка детского сада, презентация специалистов:
старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель рассказывают
о своей работе. В заключении родителям дарят <<Информационный буклет о

Визитная карточка семьи: родители рассказывают о своем ребенке, как
прошла адаптация, ожидания от посещения ДОУ.

Вниманию родителей предлагается просмотр видеофильма <<Мой день без

показывает, как правильно организовать игру с ребенком <<Собери пирамидку>>,
<<Вкладыши>>.

Экскурсию-презентацию ДОУ проводит заведующий. Она показывает
помещения детского сада, пищеблок, где родителям предлагается дегустация
блюд из детского меню и рецепты их приготовления.

После экскурсии музыкальный руководитель проводит фрагмент
музыкального занятия: родители вместе с детьми играют и танцуют.

Праздник заканчивается чаепитием, для которого повара испекли вкусный
пирог.

В заключение проводится анкетирование родителей <<Удовлетворенность
организацией адаптационного периода>> с целью изучения плюсов и минусов.

В результате:

a.. повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах
организации и прохождения адаптационного периода;
b.. снизилась заболеваемость детей, а главное в результате такого
подхода: 30% детей с легкой, 70% -- со средней степенью адаптации и ни
одного ребенка с тяжелой;
c.. по итогам анкетирования: 54% родителей оценили организацию
адаптационного периода на отлично, 37% -- хорошо, 9% -- удовлетворительно,
неудовлетворительных оценок нет.

Дополнительные материалы

Скачать
a.. Информационный буклет ДОУ pdf, 491.9 Кб
b.. Презентация программы pdf, 764.8 Кб
c.. Презентация <<Праздник знакомств>> pdf, 1.61 Мб

Ответить   Thu, 29 Jan 2015 12:58:30 +0300 (#3208780)