Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Статья из психологической газеты о реабилитации и социализации.

Доброго времени суток желаю всем подписчикам!

Статья номинантов Национального психологического конкурса <<Золотая Психея>>

по итогам 2014 года:

Тема реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями

многие годы не теряет своей актуальности. Чаще мы сталкиваемся с той частью
реабилитации, которая связана с медицинским сопровождением - ЛФК, ФТО,
массаж, применением медикаментов, санаторно-курортным лечением. В последние
годы все чаще и чаще процесс реабилитации проходит в синтезе сотрудничества
медицинского персонала и психологов. Каждая сторона при этом выполняет
неоценимую и незаменимую работу, направленную на положительный,
долговременный, высокий результат, который порой пациент, в силу
ослабленности организма и в силу сопутствующих проблем личностного и
психо-эмоционального характера, не в состоянии ожидать и предвидеть.

Опираясь на работу медицинского персонала, психолог, подключаясь к
психологическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья,
вносит свой вклад посредством ежедневного наблюдения за настроением
клиентов, проведением индивидуальных бесед, консультаций, а так же
психологических тренингов, посредством обучения клиентов методам и техникам
самоподдержки и самовосстановления.

Знакомясь с клиентом, выстраивая доверительный контакт с ним, психолог
практически ювелирно, основываясь не только на задачах и конечных
результатах, но и на принципе <<не навреди>>, начинает свою работу. Процесс
этот непростой, достаточно длительный и требующий от психолога не только
профессионализма, но так же физических сил и душевных затрат, для того,
чтобы не упустить малейших перемен, чтоб вовремя подхватить нужный для
работы настрой клиента и провести общую с ним работу в русло его
выздоровления.

Изо дня в день, изыскивая различные методы, подбирая варианты работы,
психолог выполняет свою роль, опираясь на индивидуальный подход к каждому
пациенту. Знакомство и беседа плавно переходят в русло выстраивания гипотезы
о происхождении проблем, а затем - в коррекцию психо-эмоционального и
физического состояния, в последствии - в закрепление достигнутого
результата, путем подготовки клиента к самостоятельной работе над собой.
Далее - психолог обязательно осуществляет незримый контроль за состоянием
пациентов, чтоб вовремя поддержать в случае неудачи.

Опыт работы в Центре показывает, насколько такой подход к работе эффективен
и дает положительные результаты.

Программа психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями
здоровья является инновационной. Ее новизна, специфика заключаются в
использовании комплексного отбора разнообразных техник, заимствованных из
различных психологических направлений и их синтеза для достижения
максимально позитивного эффекта за краткий период времени одного
реабилитационного цикла. В коррекционном процессе работы психологов
используются не только классические методы. Эффективными часто оказываются
нестандартные, неординарные способы решения проблемы, что позволяет найти
подход к различным категориям клиентов, учитывая их мировоззренческие
взгляды и позиции, пестрый спектр индивидуальных, локальных картин мира,
индивидуальных приспособлений к взаимодействию с собственным дефектом, а
чаще с его фантомом, сохраняющимся даже после эффективного оперативного,
медикаментозного или физиотерапевтического лечения. Это позволяет в короткий
срок максимально решить поставленные перед психологом задачи.

Программа психологического сопровождения в условиях реабилитационного центра
опирается на основные постулаты холистического подхода, что обусловлено
тенденцией взаимного дополнения. Холистический подход (З. Фрейд, К. Юнг, А.
Адлер, К. Хорни, Я. Морено, К. Роджерс) позволяет объединить элементы
разнообразных методов работы: музыкотерапию, кинотерапию, психодраму,
ароматерапию, арт-терапию, сказкотерапию, телесно-ориентированную терапию и
мн. др. в единый процесс, что способствует всестороннему, целостному
развитию личности.

Опыт работы показывает, что только применение интегративного подхода,
синтеза разнообразных форм деятельности позволяет получить быстрый,
эффективный результат психологической коррекции. Инклюзивный характер
коррекционного процесса позволяет лицам с разными формами ограничений легко
взаимодействовать друг с другом. После прохождения курса реабилитации у
людей с ограниченными возможностями здоровья отмечается положительная
динамика: происходит расширение круга социальных контактов, улучшается
характер взаимодействия, повышается уровень уверенности в собственных силах,
формируются новые цели, гармонизируется эмоционально-волевая сфера,
появляется желание самореализации, открываются новые возможности и
перспективы развития.

Критерии оценки эффективности программы: за трехнедельный курс реабилитации
отмечается улучшение общего самочувствия участников группы, изменение в
личной жизни и профессиональной карьере, ослабление или полный уход
психосоматических симптомов, повышение уровня энергетической заряженности,
что проявляется в повышении работоспособности и концентрации внимания при
достижении поставленных целей, улучшается качество жизни, увеличивается
количество возможных поведенческих выборов, появляется субъективное чувство
стабильности, совершенствуются межличностные отношения. Для того, чтобы
отличать субъективно-значимые результаты клиента от объективно наблюдаемых
улучшений в начале и конце цикла проводится мониторинг.

Основными направлениями психологического сопровождения лиц с ограниченными
возможностями являются: психологическая диагностика и обследование личности,
социально-психологическое консультирование, социально-психологический
тренинг, психологическая помощь, психологическая коррекция, профориентация,
постреабилитационное сопровождение, психологическое сопровождение
сотрудников. Методы работы могут варьироваться в зависимости от требований
ситуации.

Программа отражает наиболее актуальные темы, включает широкий спектр
психологического инструментария, который легко синтезируется под конкретную
задачу для каждой группы заново, и оснащен методологией, позволяющей
реструктурировать их в индивидуальный набор для различных категорий граждан,
в условиях работы разнообразных социальных учреждений.

Данная программа может стать основой реабилитации для людей разных
возрастных групп, социального статуса, физических возможностей, интересов,
способностей. Апробация программы показала свою комфортность в применении,
возможность включения одновременно в рабочую группу людей с различной
нозологией, высокий уровень эффективности за непродолжительный промежуток
времени, что дает возможность ее многогранного встраивания в практическую
работу различных психологических служб - реабилитационных центров,
санаториев, профилакториев, образовательных учреждений.

Зорина Е.А., Ползунова И.А. - психологи ГАОУ СО <<Центр по обучению и
реабилитации инвалидов>>, номинанты Национального психологического конкурса
<<Золотая Психея>> по итогам 2014 года

Ответить   Sat, 17 Jan 2015 18:08:10 +0300 (#3201167)

 

Ответы:

Категорически приветствую, Iraida!

Все правильно, красиво и убедительно.
Но, лишь один пример, известный мне достоверно, вот у нас в Приморском РО
ВОС программа реабилитации сводиться к посещению инвалидами кружков бальных
танцев, поездкам в театр или в филармонию, поездкам на морские пляжи,
посещению местной библиотеке для слепых и коллективному чтению в слух книг и
т. п. мероприятиям.
В таких мероприятиях постоянно принимают участие одни и те же люди, актив
крайвоса, менее 1% от общей численности членов организации.
Основная же масса членов Приморского РО ВОС остаются со своими проблемами
сам на сам. И практически не интересны слепецкому руководству.
О том, что у людей с ограниченными возможностями здоровья существуют еще, по
мимо всего прочего, и проблемы психологического характера, руководства
нашего местного ВОС скромно умалчивает и делает вид, что сия тема не в их
компетенции, или не по силам ее решать.

p. s: ежели вы мне подскажите, как познакомиться с этой программой
реабилитации более подробно. Моя благодарность будет безграничной.

Ответить   Sun, 18 Jan 2015 16:04:46 +1000 (#3201419)

 

Здравствуйте, Дмитрий!

Прочитала у вас:
О том, что у людей с ограниченными возможностями здоровья существуют еще, по
мимо всего прочего, и проблемы психологического характера, руководства
нашего местного ВОС скромно умалчивает и делает вид, что сия тема не в их
компетенции, или не по силам ее решать.

Ответ.
Думаю, что проблема везде в этом плане одинакова.
По крайней мере, у нас она так же актуальна.
Но вот когда обратилась с предложением создать своеобразную психологическую
помощь на базе РО. Ответ услышала, что это никому не нужно.
А, может быть, и не нужно? Может быть это специалисты что-то видят в
искаженном виде? И зря мутят воду?
А у людей всё прекрасно. И жизнь хороша, и жить хорошо? А мы тут толчом воду
в ступе? Мыслим специфически или в отрыве от реальности?
Ну вы четко представляете, что это не правда. Проблемы есть и они загоняются
всё глубже и глубже.
Люди молчат не из-за того, что нет проблем. Причина другая.

А что касается интересующей программы, меня она тоже заинтересовала, задала
вопрос сообществу, так как программу в сети не наблюдаю.
Пока этой программы в сети нет.
Лично я свою программу строила на основании материалов, взятых с сайта
http://наше-подмосковье.рф/projects/5641/

С уважением, Латкина Ирина.

Ответить   Sun, 18 Jan 2015 21:07:14 +0300 (#3201767)

 

Категорически приветствую, Iraida!

Вы писали понедельник 19 января 2015 год!, 4:07:14:

психологическую

Вам повезло больше, чем мне! Вам посчастливилось таки услышать благосклонный
ответ руководства вашего РО. :-)
Мое же аналогичное предложение нашему местному РО ВОС, упало в никуда!
В неофициальной же беседе "под страхом смерти за разглашение" мне было
сказано то, что я уже писал...

Может я и ошибаюсь, но одна из причин такого молчания - это твердая
убежденность в том, что ВОСу не интересны проблемы отдельно взятого
инвалида по зрению и в том, что руководство банально не желает заниматься
конкретным инвалидом.
Или еще проще - уверенность в том, что отдельно взятый инвалид по зрению
ВОСу не нужен, как живой человек, а интересен лишь в плане отчетности!

В отчетных документах гораздо "красивше" выглядят цифры, свидетельствующие о
том, скольких инвалидов массово сводили в театр. Да и такого рода
мероприятия менее затратны для ВОСа материально, во временном плане, а
эффект в отчетных документах дают соответствующий.
Работа же с проблемами отдельно взятого инвалида слишком затратна, а эффект
для организации минимален...

Прошу прощения за такой эмоциональный ответ. Наступили на больной мозоль!

p. s: за посылочку человеческое спасибо!

Ответить   Mon, 19 Jan 2015 12:31:47 +1000 (#3201894)

 

Приветствую всех участников листа!

А на мой взгляд, дело вовсе не в ВОС. Думаете инвалиды так и ищут
психологической помощи? Пусть даже независимо от ВОС?
Человеку просто крайне трудно признать, что у него есть психологические
проблемы. Мы не на западе живём, а в России. Наш человек привык со всем
справляться сам. А психолог - он не врач, конечно, но тем не менее... А
к врачам у русских людей, сами понимаете, не слишком позитивное
отношение по вполне объективным причинам.

Ответить   Mon, 19 Jan 2015 12:08:13 +0400 (#3202047)

 

Здравствуйте, все! Всё, о чём здесь говорится, в общем-то, верно. Но, дело
может быть ещё и в том, что психологи на местах не всегда компетентны в
вопросах реабилитации инвалидов. здесь ведь нужно знать такие частные
дисциплины как тифло, сурдо и т.д. психологии. А без знания этих дисциплин
трудно бывает оказать инвалидам сколько- нибудь квалифицированную помощь.

-----Исходное сообщениеFrom: Павлюченкова Анастасия
Sent: Monday, January 19, 2015 1:08 PM
To: "culture.psychology.psi2014" (14800620)

Приветствую всех участников листа!

А на мой взгляд, дело вовсе не в ВОС. Думаете инвалиды так и ищут
психологической помощи? Пусть даже независимо от ВОС?
Человеку просто крайне трудно признать, что у него есть психологические
проблемы. Мы не на западе живём, а в России. Наш человек привык со всем
справляться сам. А психолог - он не врач, конечно, но тем не менее... А
к врачам у русских людей, сами понимаете, не слишком позитивное
отношение по вполне объективным причинам.

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Это сообщение проверено на вирусы антивирусом Avast.
http://www.avast.com

Ответить   Mon, 19 Jan 2015 14:23:43 +0500 (#3202208)

 

Всем доброго здоровья!

Дмитрий написал:
Прошу прощения за такой эмоциональный ответ. Наступили на больной мозоль!

Да, этот мозоль больной, с трудом удержалась, чтобы не развить эту тему
другой рассылки, которая зовётся "Активист ВОС" и которая активно молчит.
А всё же тема психического здоровья должна всплывать в местных организациях.
Тема психо гигиены, о чём тут поведала нам Сандра - тоже весьма актуальна.
Не всегда и не все могут соблюсти гигиену физическую, а уж гигиена
психологическая - это вообще на сегодняшний день что-то из мира фантастики
для наших руководителей ВОС. Упор делается на буквы и цифры, а человек там
где-то между строчек, сидит в собственных четырёх стенах и выживает то как
может.
На этом остановлюсь... чтобы не скатиться в бездну пустословия.

Сандра, спасибо за статью.
В ней я выделила ключевую фразу, от которой должны отталкиваться в своей
работе как психологи, заполняя эту нишу услугами. Так и потребители услуги,
то есть у людей должна быть сформирована культура психологической гигиены.
Вот эта фраза:
"Да если даже и есть такой специалист -- у нас в России ещё
не сформировалась такая-- потребность общения с психологом".

Валерий пишет:
может быть ещё и в том, что психологи на местах не всегда компетентны в
вопросах реабилитации инвалидов. здесь ведь нужно знать такие частные
дисциплины как тифло, сурдо и т.д. психологии. А без знания этих дисциплин
трудно бывает оказать инвалидам сколько- нибудь квалифицированную помощь.

Это актуальное замечание. Думаю, что не я одна столкнулась с
непрофессионализмом служб, которые должны помочь в решении реального
вопроса.
К примеру, столкнулась со следующей проблемой. В учреждении, которое
проводит обследование для МСЭК есть психологи, но нет спецциализированных
тестов для слабовидящих и незрячих.
Как-то ради интереса пришла к специалисту. Мне предлагается тест: определи,
какая картинка тут лишняя...
Определить бы, вообще, что на этих картинках изображено! Улыбка.
В итоге психолог развела руками, что у них нет специальных тестов для людей
без зрения.
Выходит, что незрячие оказались как-то без психологического тестирования...А
психологическая помощь сводилась к сидению перед экраном с рыбками, который
ты не видишь.
Хотя в специализированном центре реабилитации для инвалидов по зрению есть и
психолог, а у него имеется целый арсенал всевозможных тестов.

---С уважением, Латкина Ирина.

Ответить   Mon, 19 Jan 2015 20:47:55 +0300 (#3202560)

 

Категорически приветствую, Iraida!

Вы писали вторник 20 января 2015 год!, 3:47:55:

людей

Выскажу свое предположение по этому поводу.
Вы нарвались на психолога, который:
1. Либо находиться как раз в ситуации проф выгорания: устал, ему все по
барабану, лишь бы отсидеть положенные часы на рабочем месте и т. п;
2. Либо вы нарвались на индивида, которых причисляю к "лицо, получившее
диплом о высшем профессиональном образовании", т. к. убежден, что:
наличие диплома о высшем проф образовании не гарантирует наличие
профессионализма, и образованности, равно как, и образованность, и
профессионализм, не гарантирует наличие диплома о высшем проф образовании.

Теперь же, непосредственно по вопросу трудностей в оказании психологической
помощи инвалидам.

Может я и ошибаюсь, но вопрос о трудностях при оказании психологической
помощи инвалидам возникает в результате того, что прежде всего, самими
инвалидами создана и упорно поддерживается сказка о неких особенностях
инвалида.
Дескать, мы очень отличаемся от здоровых людей, мы особенные в плане
психики, физиологии и т. п, следовательно, и отношение/подход к нам должен
быть особенный. Эта же сказка охотно поддерживается и представителями
соответствующих служб и организаций. С какой целью это делается, думаю,
объяснять не надо.

Попробую расшифровать эту мысль.
1. Что касаемо особенного подхода/отношения к инвалидам.

Из курса базовых дисциплин нам известно, что человек имеет анатомию и
физиологию организма, общую для всех представителей homo sapiens, не
зависимо от соц положения, религиозных убеждений, уровня образования и т. п;

Анатомия и физиология мозга, высшей нервной деятельности, так же одинакова у
всех людей;

Законы зарождения, формирования, развития психической деятельности, так же,
общи для всех людей и работают одинаково для всех. Различается лишь среда, в
которой отдельная личность рождается, воспитывается, научается, развивается;

Все это известно из курса базовых дисциплин по психологии.

На сегодняшний день мне не встречались работы в области психологии и в
смежных дисциплинах, доказывающие, что какое- то заболевание, повлекшее за
собой стойкое изменение функций отдельных органов или систем организма,
влечет за собой изменение и законов психической деятельности человека.
В данном случае, я не говорю о патологиях в области психики. А веду речь о
людях, обладающих нормальным, сохранным интеллектом и способных адекватно
оценивать ситуацию.

Если анатомия и физиология одинакова у всех людей, законы, по которым
формируется, развивается психика, так же, работают на всех людей,
следовательно, и на инвалида все это распространяется в равной степени, так
же, как и на здоровых людей.
Отсюда можно сделать вывод:
психология инвалида существенно ни чем не отличается от психологии здорового
человека;
инвалид имеет такие же проблемы психологического, бытового, социального
порядка, что и здоровый человек. Различаются лишь способы решения этих
проблем;
для хорошего профессионала существенной разницы нет, работать с инвалидом,
или работать со здоровым человеком;
не может быть особого отношения и особых законов для профессионала в
отношении инвалидов, кроме тех, которые являются базовыми и обще признанными
для всех.

2. Что касаемо проблемы отсутствия необходимых, адаптированых под инвалидов
тестов и методик у выше упомянутого психолога.
Ежели это настоящий профессионал, а не "лицо...", то имея базовые знания,
хотя бы в области психодиагностики, совсем не сложно адаптировать уже
имеющиеся набор тестов и методик под соответствующую категорию лиц. Было бы
желание.

3. Ну, и что касается отсутствия службы психологической помощи по причине
неквалифицированности отдельных психологов.
Ежели в психологическую помощь инвалидам настоящий профи пришел из смежной
области, то переориентироваться/пере обучиться/пройти обучение по
соответствующему специалитету, для такого человека труда не составит. Было
бы желание.

Вот как- то так!

p. s: если я ошибаюсь в своих выводах и мыслях, то пусть меня поправят более
опытные коллеги!

Ответить   Tue, 20 Jan 2015 14:47:36 +1000 (#3202932)