Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-04-21

[pc] Как быть леди или с чего начинается женственность.

Как быть леди или с чего начинается женственность
Для того чтобы быть счастливой - нужно не только этого хотеть, но и
изучать те методы, которые сделают тебя счастливой, а также работать в
этом направлении, выполнять свое истинное предназначение и от этого
получать счастье. Если задуматься над вопросом <<Как быть леди>>, то в
настоящее время многие женщины не умеют быть ею в полной мере, и, к
сожалению, я постоянно нахожу тому подтверждение. Давайте вместе учиться
быть настоящими женщинами, о которых хочется заботиться, которым хочется
дарить подарки и внимание, а также теми, кем хочется восхищаться и
вдохновляться.
В чем заключается роль леди? Леди -- это та девушка, которая хочет быть
зависимой, которая нуждается в помощи, она благодарна и в то же время у
нее отсутствует критика всех и вся. Она умеет быть самодостаточной, ее
движения спокойны и легки, она романтична и нежна, у нее прямая осанка и
она имеет ухоженный вид, она очень часто бывает радостной и позитивной,
ее смех приятен и слегка заразителен. Она умеет в нужный момент времени
приостановиться и сказать <<сейчас не самое подходящее время>> -- тем самым
не изматывается, умеет отдыхать и наполняться лунной энергией, и в то же
время у нее никогда не бывает завалов, она постепенно выполняет дела, не
напрягаясь, живя принципом <<здесь и сейчас>>.
Самодостаточность
На кого похожа леди? Ответ: на самодостаточную женщину.
В чем заключается самодостаточность? Этот принцип нужно понимать не
только поверхностно, ориентируясь на название, нужно понимать все тонкие
моменты, которые заключены в этом слове. Если понимать буквально: то,
это когда самой себя достаточно. То есть если брать самодостаточную
женщину - то это женщина, которая не зависит сильно от окружения, она не
столь привязывается к обстоятельствам и ей хорошо наедине с собой, она
полна энергии и позитива, чтобы сохранить чувство удовлетворенности.
Этот принцип охватывает всего лишь небольшой аспект отношений.
Если же рассмотреть более серьезно этот вопрос, то картина становится
более четкой:
*Она зависима (позволяет другим ей помогать, благодарна и всегда вежлива
в просьбе)
*Она удовлетворена собой (ей хорошо наедине с собой)
*Она все время развивается (развивается как личность, работает над своим
характером и социальной ролью -- учится быть достойной женой и заботливой
мамой, женственна и выполняет женские сценарии)
*Она объективна и не позволяет другим себя унижать (она умеет прощать, в
то же время умеет держать дистанцию от тех, кто с ней поступает не так,
как ей бы этого хотелось, она не привязана к роли жертвы)
*Она не обижается на людей и обстоятельства (если они ей доставили боль
и разочарование - она умеет выйти из состояния обиженной жертвы
обстоятельств и достойно переживает момент разочарования)
*Она оставляет роль принятия решений за мужчиной (доверяет ему, в то же
время она всегда говорит о своих чувствах и о своих желаниях - умеет
найти для этого подходящий момент)
Каждая леди умеет быть самодостаточной. Она учится этому ежедневно. Да,
бывают моменты, когда не все так гладко, как описано выше, но она умеет
выйти из этого состояния, не отчаивается и продолжает дальше
развиваться, работая над своим характером, движениями, голосом,
внешностью и т.п.
Как быть леди
Как быть леди -- настоящая леди не позволяет другим управлять собой, она
умеет анализировать обстоятельства, делает выводы. Она управляет своим
настроением и не позволяет другим засорять ее внутренний мир, фильтрует
поступающую извне информацию и берет оттуда только то, что ей
необходимо, умеет прервать разговор или действия в нужный для нее момент
времени.
Творчество - это то, чем она занимается в свободное время. У каждой из
нас, если хорошо задуматься, есть свое хобби, которое доставляет
радость, то, где мы можем отдохнуть и мысленно расслабиться от
повседневной суеты. Поищите для себя ту деятельность, в которой вы
будете совершенствоваться и получать от этого удовлетворение,
вдохновляться и наполняться энергией.
Мантры и молитвы - это духовная составляющая каждой леди. В любой вере
есть свои молитвы, которые вселяют веру в высшие силы и закон
справедливости. А это дает умиротворение и заряжает нас изнутри чувством
благодарности и надежды на лучшее.
<<Настоящая леди узнаётся по четырём признакам: искренность, простота,
доброжелательность и спокойствие>>Эмили Пост
Все эти характеристики говорят об истинной женственности. В настоящее
время среди женщин обстоятельства складываются далеко не у всех подобным
образом. Девушки позабыли, как быть настоящей леди, они хотят
равноправия и стремятся к независимости, хотят внешне соответствовать
своему мужчине (даже если он идет в трико и кроссовках - она одевается в
соответствии с ним, забывая про юбку и прическу). Они позабыли о своей
ровной осанке и постоянно куда-то спешат, хотят работать и получать
хорошую заработную плату (состоя в социальной роли жены и матери, не
выполняют в полной мере своих функций, рвутся в социум, доказывая, что
они умеют быть независимыми).
Задумайтесь, а хотите ли вы подобной картины? Или же вам приятно быть
настоящей леди?
Женственность начинается с внешних данных и заканчивается внутренним
миром. Любая женщина красива. В любом возрасте и с любой фигурой. Знайте
это! Только некоторые позабыли о том, как ухаживать за своим телом, как
правильно краситься, как красиво одеться, подчеркнув свои плюсы и
сгладив минусы.
Девушка в платье
Всегда проще одеть джинсы, брюки или спортивный костюм, сделать хвост на
голове и бежать покорять горы. На собственном примере ощутила, если сама
оденусь в подобный костюм - от помощи, предложенной мужчинами, часто
отказываюсь (к примеру, помочь опустить или поднять коляску), включается
режим <<я сама>>. Если же я одеваю весной тонкие колготки и юбочку, то в
этом костюме уже намного сложнее спустить коляску, т.к. можно порвать
колготки, что доставит мне неприятное чувство. Да и в этом костюме уж
точно бежать не хочется, да и волосы заколоты должны быть опрятно,
красиво, и сутулая спина тут точно не к месту будет.
Юбки и платья украшают любую женщину независимо от возраста и фигуры. А
вот в брюках полные женщины не столь привлекательны, да и худые тоже не
смотрятся женственно. Любая женщина не столь привлекательна в этой
одежде по сравнению с юбками и платьями, подобранными в соответствии с
фигурой и возрастом. В общем для себя я уже сделала выводы на этот счет,
теперь дело за вами, вам решать, как ощущать себя и что получать в итоге.
Внутренний мир - это отражение наших действий, слов, желаний,
потребностей. Насколько мы удовлетворены своей жизнью - настолько у нас
хватает сил быть настоящей леди. Если наше сердце принимает и умеет быть
благодарным - то и Вселенная дает нам счастье получить желаемое.
Насколько каждая женщина готова быть счастливой - настолько она ею и
является. Она не пытается кем-то казаться, она искренна и всегда говорит
о своих чувствах. Ее внутренняя ценность -- внутри нее, она ее ощущает,
но никому не доказывает. Ей это не за чем. Помните следующие слова:
<<Леди -- это женщина, которая делает мужчину похожим на
джентльмена>>Рассел Лайнз
Источник:
http://burmatovi.ru/kak-byt-ledi-ili-s-chego-nachinaetsya-zhenstvennost

   Сандра Байкальская 2015-04-21 23:23:41 (#3257310)

[pc] КАК ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ МУЖУ ПОСЛЕ ИЗМЕНЫ?

КАК ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ МУЖУ ПОСЛЕ ИЗМЕНЫ?
Измена мужчины очень болезненна для женщины. Подсознательно женщина
воспринимает это событие как предательство, как позицию мужчины <<ты - не
самая лучшая для меня>>, <<об тебя можно вытирать ноги>>, <<я тебя не уважаю
и не ценю>>, <<мне наплевать на твои чувства>> и тому подобные болезненные
мысли.
И есть очень большой соблазн замкнуться в своем непрощении и обвинении,
затаить обиду на мужчину и закрыть свое сердце для любви, доверия и счастья.
Так сделать очень легко, потому что быть обиженной, быть жертвой, быть
страдающим ангелом, которого все готовы пожалеть, гораздо приятнее, чем
женой-соучастницей <<преступления>>.
Если вы выбираете эту позицию, мне больше нечего вам сказать, жизнь сама
однажды поставит вас в рамки обвиняемой и судимой, чтобы вы научились
прощать и себя, и других.
Если же вы, несмотря на сильную боль в сердце, готовы открыть в нем
другие энергии - любовь, прощение, доверие, если вы все еще верите в ваш
союз, для вас информация ниже.
Вам предстоит пройти долгий путь.
Возможно, длиною несколько лет.
Возможно, он не увенчается успехом в этих отношениях, но на нем вы точно
станете сильнее и мудрее.
Вам предстоит пережить сердечную боль, иногда тяжелую, иногда
невыносимую, но такую исцеляющую.
Вам нужно будет очистить свое сердце от гордыни, и вновь восстать из
пепла, чтобы создавать семью на другой платформе. Платформе уважения
друг к другу.
Через какие этапы проходит женщина, которая решила сохранить семью,
несмотря на поступок мужчины?
Этап первый. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Пока вы находитесь на позиции судьи и прокурора, пока вы обвиняете мужа,
пока вы смотрите на него с высоты своего судейского кресла, представляя
его за решеткой в роли заключенного, вы в тупике.
С такой позиции простить нельзя - нужно наказать.
С такой позиции доверять нельзя - нужно изолировать.
С такой позиции ваш взгляд будет устремлен на мужа, как на главный
источник всех ваших проблем.
И тогда вы обязательно пропустите огромное бревнище в своем глазу, не
сможете его вытащить, и просто будете приводить в исполнение свой
приговор - обижаться, осуждать, обвинять, казнить, мстить мужу за СВОЮ БОЛЬ.
Ситуацию измены в семье создают двое.
Женщина в своем отношении к мужу.
Мужчина в своих действиях.
Женский вклад в измену не виден, и это позволяет нам находиться в
иллюзии, что мы к этому непричастны.
Но в глубине своего сердца мы ВСЕГДА знаем правду.
<<Муж мне изменил, потому что Я ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛА!>>
<<Он не мог поступить иначе РЯДОМ СО МНОЙ>>
Это очень болезненное осознание.
Потому что теперь есть большой соблазн засудить СЕБЯ за прошлые ошибки.
Многие женщины не хотят идти в этом направлении.
Потому что судить других гораздо приятнее, чем себя.
Потому что, когда увидел свои собственные бревна, с ними приходится
иметь дело, и исправлять что-то нужно в себе, а не тыкать пальцем в другого.
А это сложно.
Как увидеть свой вклад в ситуацию?
Для этого просто нужно посмотреть вглубь своего сердца и задать себе
вопрос - ЧЕМ Я способствовала измене?
И затем честно на него ответить.
В каких случаях мужчина изменяет женщине?
Что ей нужно делать, чтобы навести его на эту мысль?
- не уважать своего мужа. Мужчина нуждается в энергии уважения, для
него эта энергия, как воздух. Без нее он не способен развиваться как
мужчина, быть успешным в социуме, реализовывать свои задачи. Если
женщина не уважает мужа, если она считает, что <<кто-то лучше моего>>,
если она им постоянно недовольна и видит гораздо больше недостатков, чем
достоинств, она роет яму своему браку. Мужчина будет искать эту энергию.
И найдет ее у другой женщины.
- вести себя как <<мамочка>> - опекать, заботиться о муже, брать в свои
руки бразды правления в семье, принимать решения, быть добытчиком и так
далее. Когда женщина становится матерью для своего мужа, она освобождает
место жены. И тогда его просто занимает кто-то другой. Не логично ли это?
- поставить на первое место ребенка. Очень многие женщины совершают эту
ошибку. После рождения малыша они ставят во главу угла его, начинают
служить ему сами, и считают, что муж обязан делать так же. В этом случае
муж играет роль <<подай - принеси>>, бесплатного и должного приложения к
ребенку. Когда царя вынуждают играть роль посудомойки, когда мужчина в
глазах женщины исчезает, а появляется комбайн по уходу за ребенком,
семья просто разваливается. И у мужчины не остается иного выхода, чем
искать себе другое царство и другую царицу.
- стать тенью мужа. В этом случае женщина просто отказывается от себя,
своих желаний, своих интересов. Она начинает заглядывать в рот мужу,
ходить везде за ним - на футбол, рыбалку, в кабачок, к его друзьям. Ей
кажется, что таким образом она становится к нему ближе, но при этом она
не замечает, как в ее душе растет огромный ком претензий к мужу за СВОЮ
загубленную жизнь, которую она приносит в жертву другому человеку,
считая это высшим проявлением любви. Мужчине просто становится тошно с
такой женщиной - а кому может быть интересно со своим отражением в
зеркале, которое ничем не отличается от вас?
Причин может быть много и мы сейчас говорим о женщинах. Опять ж, это не
значит, что мужчина, который изменил, <<белый и пушистый>>, что во всем
виновата только Ева, а Адам не причем. У него тоже рыльце в пушку, за
это не переживайте, просто со своим пушком ему придется разбираться
самому, без вашего участия. На соломинки в его глазах мы указывать не будем.
Итак, путь к доверию начинается с первого шага - принятия на себя
ответственности за случившееся.
Этап второй. ПЕРЕЖИВАНИЕ БОЛИ.
Очень больно оказаться в роли женщины, которой изменили. Очень страшно
вдруг открыть глаза и увидеть, что семьи уже давно нет, а может и
никогда не было.
Очень трудно решиться на этот шаг, заглянуть в свое сердце и увидеть там:
- желание убить своего мужа, страшный гнев на него;
- огромную боль предательства, которая тянется еще в детство;
- страх одиночества, страх непоправимости, страх нелюбимости и просто
ужас перед будущим;
- чувство вины за то, что не смогла стать для мужа любимой и единственной.
Эти чувства неизбежно возникают во время травматичных ситуаций, и нам
нужно позволить себе роскошь пережить их ВСЕ ДО КАПЛИ.
Пока мы не очистим сердце полностью от боли, которая там скопилась, и
возможно, еще до того, как вы вышли замуж, мы будет не способны
вернуться в семью и создавать что-то новое.
Как проходит этот период женщина?
- можно работать с психологом;
- можно ходить к священнику;
- можно исцелять сердце в беседах с подругами;
- можно писать письма чувств;
- можно говорить о своей боли мужу, если ОН ГОТОВ ВАС ВЫСЛУШАТЬ и ЕСЛИ
ВЫ НЕ ОБВИНЯЕТЕ.
Принцип один - женщине нужно выговорить все, что у нее на сердце.
Много раз.
ДО тех пор, пока она не почувствует, что боли там больше нет, что все
больше в сердце появляется любви и благодарности мужу и Богу за то, что
эта ситуация помогла увидеть и не пропустить что-то важное.
Без этого этапа перейти к доверию НЕВОЗМОЖНО.
О том, как все это делается, я пишу очень много. Теме эмоций посвящена и
моя вторая книга серии <<Тайны женской природы>> - <<Женское настроение>>.
Этап третий. Откровенный разговор с мужем.
Этот разговор может состояться и на втором этапе, если вы к нему готовы.
В любом случае он должен состояться.
Для того чтобы вместе принять решение - А БЫТЬ ЛИ СЕМЬЕ?
Для того чтобы узнать, а хочет ли муж восстанавливать из пепла семью с вами?
Готов ли он терпеть все, что будет исходить от вас?
Готов ли он помогать вам пережить все, что будет с вами происходить?
Но прежде чем говорить с мужем, задайте сначала эти вопросы себе:
- насколько я готова начать все с начала?
- насколько я готова менять себя и свое поведения?
- готова ли я не обвинять мужа в том, что он изменил, если мы решим
начать все с начала?
- готова ли я признать свой вклад в ситуацию и сказать об этом мужу?
Готова ли разделить ответственность за создание этой ситуации?
Вам придется вместе преодолеть множество трудностей и соблазнов вновь
скатится в пропасть взаимных обвинений и претензий, вам не раз нужно
будет бросать веревку другому, чтобы вытащить его, вы не раз будете
разочаровываться в муже, себе, выбранном пути, и вам нужно заручиться
поддержкой мужа, чтобы пройти этот путь вместе.
Если кто-то из вас не готов к этому, семью уже не спасти.
Если же вы согласны пройти этот путь вместе, без упреков, если вы
найдете в себе силы простить и начать все с начала, вы можете создать
прекрасный союз.
Семья - это не только розы романтики, но и шипы кризисов, отчаяния,
горя, трудных ситуаций. Супруги становятся ближе именно тогда, когда
вместе решают преодолевать препятствия, которые часто сами себе и создают.
А дальше выбор за вами.
Александр и Татьяна Плотниковы
tan-kan@m*****.ru

   Сандра Байкальская 2015-04-21 07:41:15 (#3256911)

[pc] Кто такой интеллектуал и что такое интеллект?

Приветствую, дорогие друзья!

Кто такой интеллектуал и что такое интеллект? Давайте разберёмся.

Как это ни парадоксально, но понятие <<интеллектуал>> также удалено от
понятия <<интеллект>>, как Северный полюс от Южного - они никогда не
сойдутся! Любой официально признанный замер интеллекта (IQ) - представляет
собой необходимость отгадывать задачку, загаданную каким-то академиком от
психологии. Глупость! Конечно, при известной доли воображения, можно
представить себя Эдипом, разгадывающим тайны Сфинкса... Но, бог мой, как
зануду от психологии уподобить крылатой деве с туловищем льва?! Чур меня,
чур!

В том-то вся и штука, что <<пробы>> на интеллектуальность не существует,
равно, как и глупость замерить невозможно ни при каких обстоятельствах. И
те, и другие находят друг друга по какому-то <<внутреннему чутью>>, особенно
в этом преуспевают последние... Интеллектуал не разгадывает, загаданные
кем-то задачки, он видит задачки вокруг себя, находит, они бросаются ему в
глаза. Это его собственные задачки... Он любит дать своей голове возможность
размяться, он наслаждается этой возможностью. Он создаёт для себя эти
возможности, наслаждаясь тем, как поставленный, обнаруженный им вопрос,
поддаётся раскрытию, тает, словно кусочек льда в тёплой ладони, превращаясь
в прозрачную каплю воды.

Интеллектуал безразличен в отношении содержания, вся эта
бесконечная суета занимает его настолько постольку. Истинный предмет его
страсти - механизмы, структуры, системы, процессы - то, как организована вся
эта майя. Впрочем, и все перечисленное имеет для него лишь проходящую
ценность. Содержание для интеллектуала только средство, иногда. Он изучает
тот остов, на котором зиждется это содержание, он подлинно озабочен лишь
тем, что кроется за всем этим мракобесием. Он внимает тому, что скрыто за
всей этой суетой, кружением форм, игрой содержаний, тому, что обладает
подлинной ценностью. Он знает, что никогда не найдёт это нечто, а если даже
и смог бы найти, то не сможет ни вылущить, ни описать, ни представить, ни
передать, ни употребить свою находку. Он знает...

Интеллектуал кажется бесчувственным, но подобная оценка, данная
интеллектуалу, может принадлежать только тем, кто безнадёжно далёк от
позиции интеллектуала. Глубоко внутри интеллектуала теплится слабый огонёк
предчувствия (я бы сказал надежды, но это слово слишком вульгарно для
всякого интеллектуала), тусклый, но не дай бог ему угаснуть... Разве смерть
в смерти? Нет, смерть только в жизни - смерть.

Да, он обязательно должен предчувствовать, предугадывать (тайно, скрыто,
незримо), без этого предчувствия (тайного, скрытого, незримого) он умирает,
словно отживший своё, некогда зелёный лист. Впрочем, он должен будет умереть
и тогда, когда найдёт, впрочем, это, наверное, иная смерть. Нет,
интеллектуал - это тот лишь, кто ищет, не выдавая подлинной цели своей
неусыпной работы, скрываясь за отрицанием смысла всякого содержания и
лёгкой, изящной бравадой - его знанием механизмов, структур, систем и
процессов.

Подлинных интеллектуалов мало, они разобщены, но их единство
столь же реально, сколь и то, что они всё-таки есть...

   2015-04-21 00:16:32 (#3256799)

[pc] Психология художественного творчества

Всем привет!

Вашему вниманию сегодня хочу предложить работу Юрия Борева.
Психология художественного творчества

В свое время о загадочности процесса художественного творчества говорил
Кант: <<...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых
начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить
совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и
предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может
показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе
с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно,
не может научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший
изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени,
тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам,
он отличается специфически>>. Художники нового времени порой отдают себе
отчет в некоторых моментах психологии творчества, но и сегодня в этих
процессах еще многое остается непостигнутым. А.С.Пушкин писал: <<Всякий
талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит
сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его
оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя
рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? -- Так никто, кроме
самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную
связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею...>>

Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти
своим вниманием и эти, психологические его аспекты. Основатель
<<аналитической психологии>> швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что
психология в своем качестве науки о душевных процессах может быть поставлена
в связь с эстетикой. Последнее свидетельствует о наличии пограничной зоны
между этими науками, в исследование которой свой вклад призвана внести и
эстетика, обретающая качество психологии искусства.

Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма
умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал:

<<Какой бы жестокой и мучительной ни выглядела теория, отождествляющая
гениальность с неврозом, она не лишена серьезных оснований...>> Эту же мысль
высказывает и А. Шопенгауэр: <<Как известно, гениальность редко встречается
в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто
подвержены сильным аффектам и неразумным страстям>>. Однако, по
справедливому суждению Н. В. Гоголя, <<искусство есть водворенье в душу
стройности и порядка, а не смущенья и расстройства>>. Это суждение относится
и к воздействию произведения на воспринимающую искусство публику, и к
процессу творческого мышления художника. Как верно подчеркивает болгарский
исследователь М. Арнаудов, <<твердость духа и нормальная логика являются
непоколебимым началом творческих достижений. Все, что здесь может нам
показаться болезненным отклонением или удивительным исключением, надо, в
конце концов, объяснять, не посягая на идею о психическом равновесии у
избранных натур>>.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень
предрасположенности человека к художественному творчеству: способность --
одаренность -- талантливость -- гениальность.

По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия
мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд
отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника:
беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения
переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или
оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение
выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их
из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых
творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной
период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только
художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей,
представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает
произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на
значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности,
имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.
Гениальный же художник создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие
значимость на все времена.

Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира
и предполагает <<редкие впечатления>>, умение их удержать в памяти и
осмыслить. <<...Само мое созерцание является мышлением, мое мышление --
созерцанием...>>

Важным психологическим фактором художественного творчества является память.
У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Известно, какое значение имела память в творчестве М. Пруста. Считая, что
действительность художественно формируется именно в памяти, он воскрешал
прошлое и запечатлевал затем воспоминания в произведении.

Творческую работу памяти поэта описывает А. С. Пушкин:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

В психологическом механизме творчества существенную роль играет момент
внутреннего освобождения, которым разрешается потребность творческой
индивидуальности в исповеди, желание поделиться с близким человеком глубоким
переживанием или ярким впечатлением.

Потребность во внутреннем освобождении, которая возникает в процессе
творчества, выразительно описывает Данте: <<Глаза мои изо дня в день
проливали слезы и так утомились, что не могли более облегчить мое горе.
Тогда я подумал о том, что следовало бы ослабить силу моих страданий и
сложить слова, исполненные печали. И я решился написать канцону, в которой,
жалуясь, скажу о той, оплакивая которую я истерзал душу. И я начал
канцону:<<Сердечной скорби...>>.

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет
комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений,
хранящихся в памяти. Благодаря воображению в сознании художника возникают
живые картины: <<...лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу
отрывки их разговоров -- и мне часто казалось, прости господи, что я это не
выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо
смотреть и вдумываться>>.

Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое -- у Э. Гофмана,
философско- лирическое -- у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное -- у М.
А. Врубеля, болезненно-гипер- трофированное--у С. Дали, полное
таинственности--у И. Бергмана, реально-строгое -- у Ф. Феллини и т. д.
Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение и этим отличается
от галлюцинации. <<Не отождествляйте внутреннее видение художника,--писал Г.
Флобер И. Тэну,--с галлюцинацией. Мне хорошо знакомы оба состояния, между
ними -- пропасть. При настоящей галлюцинации вы испытываете ужас и ощущаете,
что ваше <<я>> убегает, и что вы умираете. При поэтическом видении,
напротив, присутствует радость>>.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и
интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из
пятидесяти шести писателей -- своих соотечественников (из них 30 --
известных, оригинальных и творчески способных и 26 -- <<продуктивных>>) и
пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и
преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались <<интуитивными
личностями>> (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены
люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей,
обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%).
Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже
древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена
как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния. Для Гомера
рапсод -- певец, озаряемый свыше, а Пиндар называл поэта пророком муз.

Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного
в творческом процессе. Так, Ф. Шеллинг писал:

<<...художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию
вовлекается в процесс творчества... Подобно тому как обреченный человек
совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет
здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким
же представляется и положение художника... на него действует сила, которая
проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и
высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих
неисповедимой глубиной>>.

В XX в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание 3.
Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был
превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения к наблюдения критики.
Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе,
выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план
бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов,
личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества,
которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества
происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и
устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.

По Фрейду, неудовлетворенные желания -- побудительные стимулы фантазии. Но
бессознательное, хотя и важная, далеко не единственная причина
художественного эффекта. <<Только совершенно отвернувшись от социальной
психологии и закрыв глаза на действительность, можно решиться утверждать,
что писатель в творчестве преследует исключительно бессознательные
конфликты, что всякие сознательные социальные задания не выполняются автором
в его творчестве вовсе>>. Происшедшая после Фрейда реконструкция его
психоаналитических идей и критика в адрес фрейдовской эстетики даже со
стороны его учеников выявили кризис этого учения.

На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники. Процесс
рождения стихов, по словам И. В. Гёте, выглядит так: <<Заранее я не имел о
них никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладевали
мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на
месте, непроизвольно, как лунатик, их записывать>>. Однако при всем значении
бессознательных, интуитивных процессов в художественном творчестве
абсолютизация их научно несостоятельна. В творческом процессе
взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный
дар и приобретенный навык. Ф. Шиллер писал: <<Бессознательное в соединении с
рассудком и делает поэта-художника>>.

И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно,
количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные
стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель,
сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения,
высвечивает <<светлое пятно>> в мышлении художника, и весь его жизненный и
художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное
начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему
самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы,
способствующие дальнейшему творческому росту.

Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных
произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное
произведение нуждается в глубоком, серьезном обдумывании. Уместно вспомнить
в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу <<Войны и мира>>: <<Вы не
можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой
пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все,
что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень
большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из
них 1/1000 000 -- ужасно трудно>>. Значение сознательного начала при работе
над "Братьями Карамазовыми" подчеркивал и Ф. М. Достоевский: <<Теперь же
подводится итог тому что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось..
Верители, несмотря что уже три года записывалось -- иную главу напишу да
забракую, вновь напишу и вновь напишу>>.

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в
состоянии вдохновения. Это--специфическое творчески-психологическое
состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты
ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего
<<выброса>> накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и
непосредственного включения его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним
творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен
является крылатый конь -- Пегас. В состоянии вдохновения достигается
оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом
процессе.

   2015-04-21 00:15:59 (#3256798)