Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-04-01

что нитак с позитивным мышлением?

здравствуйте, друзья!
предлагаю прочитать (а быть может и обсудить) следующую статью о
позитивном мышлении, по которому немало книг появилось в последнее время.
может быть, это несовсем профессиональная (а скорее
любительскожитейская) психология, но всё же думаю, что это может быть
интересно людям, подписанным на данную рассылку.
на мой взгляд доля правды в этой статье однозначно есть, если не вся
правда. :) я над этим думаю. предлагаю подумать и вам.

статья.
Когда люди на моих курсах узнают, что я против позитивного мышления, то
это вызывает массу недоумённых вопросов.

Действительно, ведь книги по позитивному мышлению издаются миллионными
тиражами. Это основа популярной психологической литературы. Они просты,
понятны и очень позитивны.

Что же с ними не так? Разберёмся подробно.

Розовые очки

В службу 911 поступил тревожный звонок. Спасатели занервничали, но
трубку не сняли.

Идея позитивного мышления в том, что вы начинаете менять неприятные
мысли на противоположные. Например, если вы думаете:

<<Я беден>>,
<<Я болен>>,
<<Я несчастен>>.
то заменяете эти мысли на:
<<Я богат>>,
<<Я здоров>>,
<<Я счастлив>>.

Для усиления рекомендуется дополнительно зачитывать про себя разные
хорошие фразы, которые называются аффирмации:
<<Я - сильная личность>>.
<<Я люблю и одобряю себя>>.
<<Моя уверенность в себе со мной во все времена>>.
Предполагается, что если каждый день раз за разом это повторять, то
деньги польются рекой, все болезни исцелятся, вы получите всё, что
хотите и будете круглосуточно радостны и веселы.

Звучит это всё очень привлекательно, поэтому идеи позитивного мышления
так популярны.

Но есть одна загвоздка. С точки зрения работы интеллекта все эти
странные советы полностью противоречат принципам работы мозга.

Мозг - это орган, который предназначен для отражения реальности.
Объективной реальности. И ваше подсознание постоянно занято тем, чтобы
снабжать вас информацией об окружающем мире, чтобы можно было построить
точную и подробную картину.

Но если вы смотрите на свой пустой кошелёк и повторяете фразу: <<Я богат,
я богат, я богат>>, то ваше подсознание вам не верит:
Ваши глаза видят: <<Кошелек пуст>>.
Ваши уши слышат фразу: <<Или платите, или съезжайте>>.
Ваш желудок сигнализирует: <<Я хочу есть>>.
Палец ноги сообщает: <<В ботинке дырка, мне мокро>>.
И все органы взывают к рассудку: <<Подумай, как решить проблему!>> А
рассудок бормочет аффирмации в надежде, что вот-вот произойдёт что-то
хорошее. То есть вы загоняете себя в искусственную шизофрению -
раздвоение личности. Одна часть вашей психики осознаёт, что денег вам не
хватает, а другая часть вашей психики убеждает себя, что хватает.

В голове как будто дерутся два боксёра. У одного на майке написано:
<<Денег нет!>>, а у другого: <<Я - богат!>>

Кончается это обычно глубоким разочарованием как в позитивном мышлении,
так и в окружающей жизни. Если не хуже. Ведь игнорирование реальности ни
к чему хорошему не приводит.

Представьте себе лётчиков, которые увидели мигающую красную лампочку на
пульте. И один говорит:
- Кажется, у нас авария?
А второй ему отвечает:
- Да не волнуйся, повторяй за мной: <<Наш самолёт исправен, мы - отличные
лётчики и полностью уверены в себе!>>
- А как же красная лампочка?
- Да залепи её скотчем!

Во многих письмах ко мне повторяется одна мысль: <<Я прочитал много
позитивной литературы и всех люблю, но у меня нет денег, здоровья,
девушки и перспектив>>.

Парадокс в том, если вы честно признаетесь себе, что у вас чего-то нет,
то дальше ваше мышление проще направить на то, чтобы это получить.

Как же правильно настраивать свое мышление?

Жизнь в реальности.

Марина села на диету. Легла на пол, качает пресс. Скрипя зубами,
приседает, на море ехать через час. Как же мозг достигает цели? Что
нужно сделать, чтобы получить желаемое?

В нашей психике постоянно формируется две картины мира.

Одна картина - это текущее состояние. Эта картина характеризуется фразами:
Я голоден,
Я мерзну,
Я устал.
Эту картину желательно не искажать. Что есть, то - есть.

Другая картина - это желаемое состояние. Оно описывается фразами:
Хочу пиццу,
Хочу завернуться в тёплое одеяло,
Хочу присесть на скамейку.

С этой картиной нужно работать, потому что если желание не определённое:
Хочу то ли пиццу, то ли суши.
А может сосиски с горчицей.
А вот бывают ещё омары.
Мозг не включается в режим достижения цели. Он выжидает, как официант,
пока вы читаете меню.

Как только вы определились: <<Пицца!>>, и мозг получил точную цель, то
включается мышление, которое пытается достичь поставленной цели. В
результате получается некоторый план действий:
Узнать телефон пиццерии,
Позвонить и сделать заказ,
Приготовить деньги.

Тот же самый алгоритм можно продемонстрировать на примере автомобильного
навигатора.
Как только вы включили навигатор, то он определит ваше местонахождение.
Допустим, это Москва. Вы вводите цель. Допустим, это Париж Навигатор
построит маршрут <<Москва - Париж>> и произнесет механическим голосом:
<<Через сто метров поверните налево>>. Теперь представьте, что кто-то
включил навигатор и в строке адреса написал: <<Я уже приехал>>. Ну всё,
навигатор выключился.

Поэтому в неприятной ситуации правильный подход к вашему мозгу таков: не
надо себя обманывать, а полностью признайте, что ваша нынешняя ситуация
вам не нравится, и подумайте о том, что вы хотите.

Учтите, что как и в случае с навигатором, желание нужно формулировать
чётче. Если укажете навигатору только страну, то вряд ли он догадается,
куда точно вам нужно. Он требует и страну, и город, и улицу, и дом. А
дальше - дело техники.

Также и мозг. Если вы подумаете: <<Я хочу быть богатым>>, то мозг не
включится, желание слишком размыто. Думайте дальше:
Сколько денег я хочу получать?
Кто мне будет платить?
Чем я хочу заниматься?
Причем переживать по этому поводу совершенно не нужно. Это похоже на то,
как голодный человек подошёл к шведскому столу. Он не переживает по
поводу своего голода, он просто выбирает то, что ему хочется.

А теперь представьте на секунду, что голодный человек подойдёт к
шведскому столу и начнёт орать: <<Я сыт! Я уверен в себе! Вселенная любит
меня!>> И уйдёт.

Подведём итог: ошибка позитивного мышления в том, что человек пытается
себя обмануть и закрыться от реальности. Это невозможно и ставит мозг в
тупик.

Правильное мышление состоит в том, что вы думаете о том, что вам хочется
и том, как этого достичь. В этом случае ваш мозг начинает строить путь к
вашей цели. Причём, чем яснее ваша цель, тем быстрее мозг найдет решение.

Хотите что-то получить, думайте о своем желании как можно более конкретно.

Константин Шереметьев

   Сандра Байкальская 2015-04-01 18:35:42 (#3248848)

Как воспитать сострадание?

Ещё одно апрельское приветствие летит в адрес читающих нашу рассылку!

Моя мать - женщина глубокого и доброго ума (а такое сочетание встречается
нечасто) - считала, что человеку, для того чтобы воспитать свою душу,
достаточно прочитать всего лишь две книги - <<Отверженных>> Гюго и <<Без
семьи>> Гектора МалО. Мои попытки вести с нею литературные споры не имели
никакого успеха. Они просто разбивались о пристальный и насмешливый взгляд
ее зеленых глаз.

Профессия физика все же наложила отпечаток на ее поэтическую душу, и
суждения ее всегда отличались ясностью и четкостью мысли. Чего стоило хотя
бы одно ее железное убеждение о женской дружбе.

- Пойми же! - восклицала она и прихлопывала маленьким кулачком по столу. -
Женщины способны на дружбу только, когда выходят из репродуктивного
возраста. И никак раньше!


- Но... - робко возражала я, - ведь сколько есть примеров долгой женской
дружбы.

- Ничего подобного - отрезала она. - Просто у них не было прецедентов. Грубо
говоря, таким просто повезло, и им не пришлось никого делить. Пока женщина в
силе своего очарования, она будет бороться за мужчину. За внимание его, за
взгляд, даже просто за вежливость. Причем будет делать это подсознательно,
неосознанно, но будет делать это непременно. И соперниц не потерпит. И не
надо ее за это винить. Так женщина создана, ей приходится бороться и
выживать в тех рамках, которые ей определила природа и общество. А рамки эти
жесткие и ограниченные. А если не будет бороться, то тогда это не Женщина,
это уже бесполое Оно!

Переспорить ее было невозможно, мама обладала логикой Макиавелли и страстью
Савонаролы!

И так же твердо и непримиримо она отстаивала свои позиции в отношении романа
Гюго и повести Гектора Мало.

- Они учат доброте, - говорила она. - Милосердие священника, простившего
Жану Вальжану украденные подсвечники, и душевность простых людей, окружавших
мальчика Реми, сберегли им душу, не дали ей погибнуть и ожесточиться. Эти
две книги стоят многих томов, многих моралей и назиданий. Будь милосердной.
Чтобы с тобой ни случилось в жизни - будь милосердной. Милосердие более из
всех чувств заслужено человеком.

...Стараюсь, мама, стараюсь быть милосердной. И когда становится особенно
трудно это делать (ох, как трудно!), беру с полки потрепанный томик повести
Мало <<Без семьи>>. Старенький, с пожелтевшими страницами, в выцветшем
голубом переплете с дарственной надписью тебе: <<Ученице 4-го класса
Мамедалиевой Гюльсум за активную пионерскую работу. 7 ноября 1953 года>>.

Эх, мама... <<Тому, кто идет дорогою жизни, Бог дарует способность забвения.
Оно медленно следует за смертью и стирает оставляемые ею следы>>. Эту фразу
из известного фильма ты тоже часто любила повторять. И я иду дорогою жизни
(пока иду!), и забвение, увы, не чуждо мне. И все же твои слова о милосердии
как о высшей человеческой благодати запомнились мне навсегда. И если не
сейчас, в эти светлые весенние дни, вспомнить о маленьком нормандце Гекторе
Мало, подарившем нам безыскусное и великое произведение о добре и
сострадании, то когда же? Ведь <<память о мертвых - это совесть живых>>, как
сказал его соотечественник Андре Моруа. Будем совестливы...

Итак, Гектор Мало (собственно - Эктор Анри Мало) родился 20 мая 1830 года в
Верхней Нормандии. Сын нотариуса. Получил юридическое образование. Начал
литературную деятельность журнальными очерками и заметками. Печатался с 1859
года. Среди произведений Мало особенно известны написанные для подростков и
переведённые на многие языки романы: <<Ромен Кальбри>> и повести <<Без
семьи>> и <<В семье>>. Две последние премированы Французской академией.
Повесть <<Без семьи>> сделалась во Франции классической детской книгой, по
которой в школах изучают родной язык. Многие из романов Мало были
прижизненно переведены на русский язык. Умер в 1907 году в Париже.

Вот и все, что говорит о нем официальная хроника. Размеренная, спокойная,
даже скучная жизнь. Но как знать: порой даже в самом скучном и банальном
существовании таятся простые и вечные истины. Это верно: Бог замечает тех,
кто выпрыгивает ему навстречу, и яркие люди сияют как звезды. Но от вечного
яркого света можно ослепнуть, и праздником можно утомиться, а тихие люди -
как спасительный бальзам, как надежные будни, как обещание того, что все в
жизни идет своим чередом и фундамент ее незыблем.

О чем, собственно, эта повесть, ставшая жемчужиной детской литературы? <<Без
семьи>> - это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое
время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота.

Писатель мягко, без темпераментных всплесков рассказывает о жизни мальчика,
о его друзьях - доброй матушке Барберен, благородном Виталисе, преданном
друге Маттиа, и врагах - жестоком Гарафоли, бесчестном Дрисколе, коварном
Джеймсе Миллигане. Много внимания уделяет Г. Мало описанию животных -
обезьянки Душки, собак Капи, Дольче и Зербино, которые также являются
полноправными действующими лицами повести. Образы животных сразу же
запоминаются. В первую очередь это относится к пуделю Капи.

В конце концов, проплутав по дорогам жизни долгие и трудные годы, мальчик
находит свою настоящую семью. Но! - и в этом, пожалуй, самый главный смысл
повести Мало, - находит ее не озлобленным, не потрепанным, не остервеневшим,
а кротким.

Кротость - вот главный герой этой повести! Есть такое полузабытое нынче
слово и еще более редко встречающееся явление. Кротость и преданность. Ах,
как этих понятий не хватает нам сегодня! Мы знаем больше, неизмеримо больше,
чем люди 19-го и даже 20-го века. Но умеем ли, не разучились ли мы так же
чувствовать, как они, сопереживать близким, сострадать?

Со-страдание... О, это не жалость, никоим образом, не жалость! Жалость,
действительно, унижает человека, как говорил классик советской литературы. В
жалости есть элемент снисходительности, некий взгляд свысока, от человека
свободного духом и телом к человеку жалкому, т.е. несвободному. Жалкий
человек находится в плену своих горестей, болезней, нужды, страданий, тоски,
следовательно, он несвободен. А свобода - это наивысший дар небес человеку.
Недаром, когда хотят человека наказать, лишают его не пищи, не воды, не
условий проживания, его лишают свободы. Несвободного человека, действительно
можно только пожалеть.

А вот сострадание, сопереживание - это уже высшая ступень. Это душевный дар
свободного человека свободному человеку, но измученному, надломленному
страданиями. Со-страдаю, т.е. перенимаю часть твоей боли на себя, чтобы не
ожесточилось сердце твое, не очерствела душа, чтобы не поселились в твоих
глазах навсегда страх и боль! О, на это надо очень много души и искренней
сердечности.

Я стараюсь никогда не навязывать своих литературных пристрастий кому-либо и
вообще стараюсь никогда и ничего навязывать. Но я прошу вас, прошу, если кто
не читал этого произведения, уделите несколько часов ему! Прочитайте детям
своим, внукам. Право, оно невелико и не отнимет у вас много времени. Но если
будете читать, пропустите сквозь сердце. Пожалуйста. И более ничего не надо
будет говорить. Зримые образы Кротости и Преданности - главных героинь этой
маленькой повести - предстанут перед вами воочию.

Кротка и преданна матушка Барберен своему угрюмому и искалеченному жизнью
мужу; кротки и преданны друг другу члены семьи садовника Акена; преданны и
участливы друг к другу шахтеры в Варсе; необыкновенно кротки и преданны
животные своему хозяину мудрому и доброму Виталису; кроткий и преданный сам
главный герой - Реми. И как награду за свою кротость и незлобивость он
обретает Семью, которая в его представлении олицетворяет не только любовь и
заботу родителей, она - единственно надежная опора, защита от превратностей
суровой, несправедливой судьбы. И Семья - это конец Пути.

Образ дороги необыкновенно важен в повести. Это дорога жизни, дорога
обретения семьи. На этой дороге проходят этапы жизни Реми: учение,
взросление, набирание опыта, выживание и, наконец, счастливый конец. Реми на
самом деле все время с семьей, правда, неофициальной; официальную он находит
только в конце повести. Но семья у него есть всегда - это преданные и верные
ему люди, которым он платит той же монетой.

Помню, в школе, когда мы изучали повесть Пушкина <<Капитанская дочка>>, нам
надо было назвать наиболее полюбившегося героя этого произведения. Все
наперебой кричали про Гринева, Машу, Пугачева, кто-то даже назвал царицу
Екатерин. И только один из нас, робкий и тихий мальчик, сказал: <<Савельич -
слуга Гринева>>. <<Обоснуй>>, - улыбнулась учительница. <<Он преданный, он
верный>>, - так же тихо ответил ученик. Ему поставили пятерку с плюсом. Он
единственный из нас даже не понял, а почувствовал, что <<Капитанская дочка>>
- это не столько повесть о пугачевском бунте, сколько гимн вечной
преданности, любви и верности.

Предан до самозабвения Савельич своему барину; предан сам барин Гринев
своему долгу, присяге и любви; преданна Маша своему любимому; преданны
родители Маши друг другу до последнего вздоха. А ведь это и есть самое
главное в жизни. Это когда ты не можешь бросить камень в человека, даже если
этот камень бросить можно и нужно. А просто идешь за ним до конца. И
прощаешь, если надо, прощаешь всем сердцем.

И повесть Пушкина и повесть Мало - это и есть самые обыкновенные Любовь,
Верность и Самоотверженность. Только когда есть эти святые чувства, эти три
великие сестры, только тогда все и сладится, и будет, и увенчается успехом.
А когда их нет - пиши пропало. Я не лукавлю и не ёрничаю сейчас. Потому что,
когда нет Любви, Верности и Самоотверженности, свято место пусто не бывает -
появляются сразу три другие, к сожалению, тоже вечные сестры: Злоба, Зависть
и Беспощадность. А уж что могут натворить эти сестрицы, знает любой, кто
более или менее знаком с мировой историей...

Гектор Мало прожил 77 лет. Прожил тихо, неярко. Не было у него в литературе
ни царственной поступи Бальзака, ни искрометного пульса Мопассана, ни буйной
фантазии Дюма. Но он учил людей добру мягко, кротко, ненавязчиво. Так, как
можно учить только в детстве, пока душа человеческая еще мягка и
восприимчива к чистому истоку. К любви, верности, преданности, кротости,
милосердию - ко всем этим великим чувствам, которые лелеют и пестуют
человеческую душу и которым, как уверял сказочный король из <<Золушки>>,
<<Никогда, никогда не придет конец!>>

Хотелось бы, чтобы не пришел. А то, увы, получится как в грустном афоризме:
<<Как известно, жизнь дается человеку один раз, а не удается сплошь и
рядом>>...

   2015-04-01 00:17:24 (#3248382)

Функциональная асимметрия мозга

Всем апрельский весенний привет!
Описанное ниже, доступно людям с хорошим зрительным остатком.
Но, думаю, специалисты без этого остатка должны иметь представление.

Функциональная асимметрия мозга

То, что головной мозг человека не строго симметричен, было понято во второй
половине XIX века с обнаружением центра речи в ЛЕВОМ полушарии. Точнее, двух
центров - моторного центра Брока, при разрушении которого больной не
говорит, но всё понимает, и сенсорного центра Вернике, при разрушении
которого больной говорит, но постороннюю речь понять не в состоянии.

Позже картина была уточнена - центры речи обнаруживаются в левом полушарии
лишь у 95% правшей и 70% левшей. В остальных случаях центры речи
локализуются либо в правом полушарии, либо есть признаки двустороннего
контроля.

Сейчас установлено, что правое полушарие также участвует в формировании и
обработке речи, но вкладываются при этом полушария по-разному - левое
полушарие формирует грамматически правильную и лексически точную речь, в то
время как правое придаёт смысл и интонационную окраску речи.

Сходным образом роли полушарий разделены и при выполнении других функций
мозга. Левое полушарие раскладывает информацию на кусочки, анализирует
детали, оперирует с символами и абстрактной логикой, рационально мыслит. С
левым полушарием связан спектр положительных эмоций. В эволюционном плане
левое полушарие отвечает за молодые функции, отсутствующие у животных.
Правое полушарие на основе поступающей информации создаёт целостный образ,
свободно использует ассоциации и догадки, формирует интуитивные решения,
создаёт пространственную картину. С правым полушарием связаны отрицательные
эмоции и более древние в эволюционном отношении функции головного мозга.

О взаимной подчинённости полушарий в современных исследованиях речь не идёт.
Вообще, в зависимости от решаемой в каждый момент проблемы доминирует то или
другое полушарие, но получаемый результат всегда является итогом их
совместного творчества.

Тем не менее, людей по типу их собственной картины мира и способом общения с
окружающим часто делят на "логиков", предполагая у них систематическое
доминирование левого полушария, и "эйдетиков художественного типа",
приписывая им доминирование правого полушария.

Занятно, что доминирование одного или другого полушария в некоторый момент
времени можно обнаружить с помощью простого теста "В какую сторону вращается
девушка?"

https://youtu.be/atG8MqaC_Xk

На первый взгляд, это тест из разряда известных рисунков-шуток на восприятие
целостного образа - "Ваза и два профиля", "Молодая женщина и старуха"... В
таких картинках невозможно увидеть оба изображения одновременно, только по
очереди. Некоторым для переключения с одного изображения на другое требуется
заметное напряжение. Иные не могут увидеть второе изображение, пока его
специально не покажут, обведя контур.

В приводимом тесте Владимира Пугача (саму девушку изобразил японец Нобуюки
Каяхара) мозг интерпретирует плоскую анимацию как вращение 3-мерной фигурки
в одном или другом направлении. По идее автора теста, при доминировании
левого полушария девушка вращается вправо, то есть по часовой стрелке, а при
доминировании правого анимация воспринимается как вращение девушки влево, то
есть против часовой стрелки. Чем устойчивее вращение, тем сильнее
доминирование того или иного полушария. Если фигурка вращается попеременно
то в одну, то в другую сторону, то делается вывод, что работают оба
полушария, то есть наблюдается амбидекстрия. Подобное переключение вращения
силуэта может происходить при наклонах головы, при концентрации взгляда на
верхней или нижней части фигурки. Поэкспериментируйте и, возможно, вы
найдёте свой личный способ переключения направления вращения.

Есть и чуть более продвинутая версия того же теста - с двумя девушками.

https://youtu.be/9aT841S9qcI

Как правило, здесь девушки вращаются одинаково. При амбидекстрии же они
могут вращаться в разные стороны. Более того, регулярно тренируясь с такими
анимированными картинками можно научиться произвольно менять направление их
вращения. По мысли В. Пугача, такой навык означает способность произвольно
синхронизировать работу полушарий головного мозга. Считается, что подобная
гармония в работе полушарий характерна для одарённых личностей, оставивших
заметный след в истории. Правда это или нет, утверждать не берусь. Но
возможность потренировать свой мозг столь забавным способом радует!

   2015-04-01 00:04:28 (#3248379)