Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Новая статья про запоминание + важное про тренинг!


Добрый день, уважаемые подписчики!

Сегодня -  статья про эффективное конспектирование (а на деле - ещё один отличный приём запоминания и напоминания), а также - новая информация про мой тренинг памяти и внимания. Дело в том, что я его очень сильно изменю в ближайшее время, и ещё пару дней можно вскочить в отъезжающий поезд. Но подробнее об этом читайте ниже. Однако сначала - статья!

Эффективное конспектирование: система ЗФС

В этой статье речь пойдёт о системе ЗФС: «Записи: фиксация и созидание». Уверен, если Вы покопаетесь в архивах рассылки – то найдёте упоминание о ней или описание чего-то похожего. Так что не удивляйтесь, если материал покажется вам смутно знакомым.

Когда мы что-то конспектируем, мы находимся в каком-то окружении. Как правило – это лекционная аудитория, где есть другие студенты (или слушатели, если слово «студенты» кажется вам неуместным), лектор или даже несколько преподавателей, доска или флипчарт, возможно – используется мультимедийная презентация. И при этом мы, как правило, стремимся законспектировать исключительно ту информацию, которая, как нам кажется, относится к теме занятия.

Однако наша память не столь избирательна. И она охотно «замечает» всё, что творится вокруг. Механизмы непроизвольного внимания, из-за работы которых мы легко отвлекаемся на входящую в аудиторию красивую девушку или внезапный хлопок, сформированы миллионами лет эволюции – и когда-то они обеспечивали выживание вида, так что нет смысла их проклинать. Более того: их можно использовать для запоминания именно того, что вам нужно.

Сначала сделаем небольшое отвлечение-пояснение. Внимание бывает произвольным (то, которое мы направляем сознательно – усилием воли) и непроизвольным (реакция на внезапное появление каких-то объектов, на резкие звуки или другие неожиданные сигналы). Произвольным вниманием мы управляем, непроизвольное же работает как набор рефлексов. Довольно сложных, но – рефлексов. Именно непроизвольное внимание используют рекламщики, подбирая наиболее эффективные сочетания цветов. Скажем, реакцией на красный и оранжевый (или жёлтый) цвет является быстрое потребление пищи (это чтобы не засиживались в Макдональдсе). Хороший лектор будет использовать механизмы непроизвольного внимания, акцентируя слушателей на определённых моментах с помощью жестов, смены интонаций и громкости, даже мимикой.

А произвольное внимание надо целенаправленно развивать. Развивать самостоятельно. Например, несколько отличных практик для этого я даю в тренинге «Память и внимание: выходим на новый уровень».

Но возвращаемся к вопросам конспектирования. Как использовать механизмы непроизвольного внимания для улучшения запоминания?

А очень просто – ассоциировать то, что привлекло ваше внимание (а привлекло внимание – значит, уже неплохо запало в память) с тем фрагментом «целевой» информации, который излагается в настоящий момент. Скажем, если лектор рассказывает про очередной способ решения дифференциальных уравнений, а в это время в аудиторию залетела ворона (или вовсе вошла горилла, поигрывающая баскетбольным мячом), то – сделайте пометку об этом на полях своего конспекта! Или даже прямо в тексте! Если хотите – нарисуйте маленькую картиночку-пиктограмму.

Конечно, вороны, а уж тем более – гориллы, у нас – редкость. Однако ничто не мешает вам использовать и более простые вещи, происходящие во время занятия: записывать чихи сидящих поблизости студентов, какие-то особо пикантные высказывания преподавателей или даже просто свои мысли по этому поводу. Кстати, «пикантность» отлично улучшает запоминание. Правда, злоупотреблять ей не следует – а то эффект смажется.

В общем, обращайте внимание не только на само содержание, но и на происходящее во время занятия. И делайте пометки об этих «посторонних» вещах в своём конспекте. И – верите вы в это или нет – повторять материал по конспекту станет намного проще, и, главное – интересней!

 

А теперь - про тренинг.

В ближайшее время я запущу несколько автоматических рассылок. Вы, уважаемые подписчики, благодаря этому сможете ознакомиться (совершенно бесплатно!) с первой неделей первого и второго модуля "Памяти и внимания". Не рекомендую браться сразу за обе. И не рекомендую браться за это только ради "посмотреть", если у вас нет желания делать упражнения, работать над своими памяти и вниманием. Хотя что это я? Ведь я же ещё не опубликовал сами эти мини-рассылки :-)

Но помимо этого есть и ещё одна новость. Куда более важная.

В ближайшее время я прекращу вести группы. Каждый желающий будет записываться тогда, когда он запишется. Это и хорошо - можно будет вписаться в тренинг в любой момент, и плохо - так как обучение в группе заведомо эффективнее, чем индивидуальная работа.

И последняя группа по тренингу стартует в наступающий понедельник! Я думал прекратить набор на неё ещё в этот четверг, но подумал о том, что получается - и решил продолжить набор ещё немного. Предварительно - до понедельника. Я могу как продлить набор, так и сократить его, так как он определяется не конкретным сроками, а численностью группы (максимум, сколько я ещё готов взять - 27 человек).

И небольшой подарок тем, кто решится вписаться в тренинг уже сейчас: я СНИЖАЮ ЦЕНУ на него - только для читателей этой рассылки и только на ближайшие два-три дня он стоит 2490 1990 рублей (щёлкайте здесь, чтобы записаться прямо сейчас!). И для тех, кто захочет приобрести тренинг вместе с записями вебинаров, также сделать предзаказ записи прошедшего в эту среду живого мастер-класса - всего 3490+1000 2990 рублей (щёлкайте здесь, чтобы приобрести всё это прямо сейчас!)

Конечно, тренинг будет идти и дальше. Но решайте сами - хотите ли вы заниматься, постоянно чувствуя контакт с тренером (а чем дальше - тем меньше таких возможностей будет), или же заниматься самостоятельно по материалам, рассылаемым роботом автоматической почтовой службы, лишь изредка получая обратную связь (в ответ на отчёты).

Как бы то ни было,

Приятной вам практики!

Павел Григал.



В избранное