Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Цена и ценность информации


Добрый день!

Сегодня я намерен поговорить о том, как цена информации (то, что мы так или иначе за информацию «отдаём» - будь это время, деньги или какие-то ещё ресурсы) связана с её субъективной ценностью – то есть с тем, насколько важной эта информация представляется нам, насколько мы замотивированы ею овладевать.

Если информация досталась нам просто так, когда в ней не было особой потребности, то скорее всего она забудется. «Ложка хороша к обеду» - и поэтому самые лучшие советы порой пропадают втуне. Да, если человек сталкивался с проблемой, решить которую помогает совет, то в силу такого опыта он на совет обратит внимание и даже с какой-то вероятностью его запомнил и применил в аналогичной ситуации в будущем.

И всё же большинство советов и полезной информации пропадают втуне.

Вот представьте себе: скажем, вам хочется улучшить память. Однако вы и без этого, в принципе, удовлетворены жизнью: есть работа, приносящая какие-никакие деньги, есть сносное жильё и, наверное, даже какая-то семья… То есть вполне можно спокойно существовать, особо не рыпаясь, и никто вас не тронет. Да, конечно, случаются войны, катаклизмы, с крыш падают кирпичи и на улицах встречаются гопники – однако очень удобно и приятно жить, полагая, что всё это моет произойти с кем угодно, только не с вами. Чудесненько наивненькие розовенькие очочки.

Откуда вообще в такой ситуации возникает желание улучшить память и внимание? Как правило, это «всего лишь» понимание того, что в принципе такое улучшение возможно плюс пример людей, у которых хорошая память. Кроме того, есть понимание, что хорошая память помогла бы лучше справляться на работе и меньше попадать впросак в целом, однако…

Все эти «хорошо бы» не имеют под собой реальной проблемы. И не могут рассматриваться как мощный стимул отрицательного характера, то есть стимул в буквальном смысле – острая палка, которой тычут сзади в район седалища. А работать за ради положительного стимула – читай, мечты – реально могут очень и очень немногие. Как правило, это серьёзные люди, у которых и так всё или практически всё хорошо, но они желают, чтобы стало ещё лучше. Скажем, если это миллионер, заработок которого составляет десятки миллионов в день, он может весьма приличные деньги потратить на то, чтобы увеличить доход процентов на пять. Для него эти пять процентов – это вполне осязаемые миллионы. А изменит ли хоть что-нибудь прибавка в пять процентов в жизни обычного человека? Очень, очень сомневаюсь…

Теперь представим себе, что существует некая полезная информация. Скажем, по памяти и вниманию или по самодисциплине. И попадает она в руки обычному человеку за просто так. У этого человека есть желание по типу «хорошо бы», но нет чёткой, мотивированной потребности.

Что произойдёт? Да ничего. Скорее всего, он с этой информацией как-то ознакомится. Пролистает книгу, может – даже прочитает. Посмотрит фильм, целиком или урывками. И, возможно, даже скажет «да, здорово».

Никакие авторитеты, никакие супер-пупер обещания не сделают так, чтобы человек действительно взялся за дело – то есть стал формировать у себя новые навыки и, затем, привычки. Не поможет ничто, если у него нет зудящей, свербящей, ворчащей и рычащей потребности. Мотивации.

Однако если информация попала к нему после серьёзных усилий с его стороны – то ситуация уже существенно иная. В голове у него возникает вопрос «Ну не могу же я просто так положить на полку то, за что так дорого заплатил!» (заплатил – в прямом или переносном смысле). Вот тут-то и начинается настоящая работа.

Правда, есть и ещё один момент. Если цена маленькая, то есть информация дешёвая и легкодоступная, то и вероятность желания поработать с ней будет невелика. К тому же в наш век клипового сознания и распространённых мифов о «волшебных таблетках» большинство потребителей будут ожидать немедленного решения их проблемы. И дёшево купив информацию о том, как проблема решается, они могут фыркнуть «дешёвка!» - если предлагаемый подход к решению их не устраивает.

Отсюда следующий парадоксальный вывод – информация должна быть дорогой. Чем она дороже, тем внимательнее человек будет её изучать. И тем больше вероятность, что он ею воспользуется.

Вот посмотрите на любую книжку, которая уже несколько лет стоит у вас в шкафу без дела: могла бы она остаться в категории «ну, когда-нибудь прочитаю», если бы вы заплатили за неё, скажем, долларов пятьсот или тысячу? Лично я – сомневаюсь. Скорее всего, если бы вы отдали такие деньги за книжку, то наверняка бы изучили её от корки до корки и постарались бы вытащить из её содержания максимум пользы.

Хотя, конечно, люди бывают разные. Тем не менее в среднем эта закономерность прекрасно работает: чем выше цена информации – тем выше её кажущаяся ценность.

Отсюда можно вывести массу следствий. Например, если вы пишете учебники и проводите тренинги, и хотите, чтобы их у вас не просто покупали, а ещё и учились по ним, то надо делать цену выше. Цену – не только финансовую. Но и, скажем, требовать какую-то отчётность – то есть обязать участников выполнять пусть мелкие, но регулярные действия. Кстати, именно поэтому едва ли не лучше всего работают разные «пошаговые» программы с заданиями на каждый день.

Если же вы – в роли потребителя, то если действительно хотите чему-то научиться, то ищите хорошего тренера и нужную вам информацию, не скупясь. Чтобы в процессе обучения у вас стояло желание как можно быстрее «отбить» затраченные средства.

И главный принцип остаётся всё тем же, как его сформулировал В.И. Ульянов: «Учиться, учиться и ещё раз учиться»!

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное