[TIFLO] Съезд

УДК
В.Э. Гаманович,
преподаватель кафедры
тифлопедагогики УО БГПУ им. М. Танка,
(Минск, Республика Беларусь)
К проблеме исследования и
психолого-педагогической коррекции ролевого поведения младших школьников с нарушениями
зрения
Автор рассматривает возможность развития ролевого поведения детей с нарушениями
зрения в процессе коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в курсе
<Социально-бытовая ориентировка>.
Ключевые слова: социальная роль, ролевое развитие, ролевое поведение, социально-бытовая
ориентировка, социально-бытовая компетенция.
Практика обучения, воспитания и реабилитации инвалидов по зрению показывает,
что к интеграции в общество способны только те, которые достигли определенного
уровня социальной мобильности, формирующейся в процессе усвоения знаний о содержании
конкретных социальных ролей, овладения умениями и навыками их выполнения, выработки
ролевого поведения.
В современных психолого-педагогических исследованиях (Н.Н. Зайцева, Л.Ф. Филькевич,
О.В. Хухлаева, М.М. Ярмолинская и др.) формирование способности к адекватному
выполнению социальных ролей рассматривается как одно из направлений решения проблемы
социализации ребенка как с нормальным, так и с нарушенным зрением. Усвоение социальных
ролей способствует формированию индивидуальности ребенка, а также обеспечивает
формирование его готовности к самореализации, непосредственно связанной с уровнем
овладения социальными ролями.
Определенная социальная ситуация требует от ребенка исполнения определенной социальной
роли, смена социальных ситуаций влечет за собой и смену социальных ролей. Вместе
с тем, экспериментальные исследования Н.Н. Зайцевой обнаружили наличие преобладания
жестко фиксированных социальных ролей у детей с нарушениями зрения уже в младшем
школьном возрасте. Как правило, это роль <больного ребенка>, в лучшем случае
- это только <ребенок> без попыток взять на себя роль <взрослого>, когда этого
требует социальная ситуация. Такая роль становится фиксированной в поведении
ребенка. При этом дети отличаются повышенной конфликтностью в общении со сверстниками
и взрослыми, требуют к себе излишне повышенного внимания, несамостоятельны в
решении элементарных задач жизнедеятельности, а потому зависимы от окружающих.
Социальная роль <больной ребенок> впоследствии может спровоцировать инвалидизацию
личности, обозначаемую как <социальная инвалидность> [5].
Понятие социальной роли связано с многообразием функций, которые человек выполняет
и способен выполнять в социуме. Эти функции представлены в нормативно одобренных
образцах поведения, ожидаемых от него в зависимости от того, каковы его позиции,
статус, отношения с другими людьми и т.д. Эти ожидания, определяющие общие контуры
социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: их
творцом является не индивид, а общество. Оптимальное выполнение социальной роли
предполагает гармонию прав и обязанностей. Нарушение которой, приводя к доминированию
только обязанностей или только прав, может свидетельствовать о том, что социальная
роль не совсем усвоена.
Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание (эспектация) - фиксация
прав и обязанностей и ролевое исполнение (игра). Определенная согласованность
ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального
взаимодействия индивида с окружающими [2].
С самого рождения ребенок является носителем различных ролей и учится их исполнять
во взаимодействии двух указанных выше сторон. Процесс приобретения ролей особенно
интенсивно и успешно происходит в игре. Две главные формы поведения ребенка -
подражание окружающим и отождествление себя с другими - выделяются в игре. Дети
играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей,
таким образом обучаясь выполнению разнообразных социальных функций. Ребенок учится
ставить себя на место других и может <посмотреть> на себя со стороны. Любое поведение
ребенка <на людях> - это всегда игра роли. Обучение выполнению большинства социальных
ролей начинается обычно в раннем детстве в сюжетно-ролевой игре. У детей с нарушениями
зрения возникает замедленность динамики обучения игровым действиям. Визуальная
депривация в состояние обусловить недостаточную сформированность у ребенка личностных
установок, самооценки, способности к контролю за собственными действиями. Чаще
всего, вырастая, они придерживаются мнения, что окружающие и общество в целом
должны о них заботиться, обеспечивать им выживание, а потому оказываются социально
неадаптированы. Как уже указывалось выше, такую социальную роль, занимаемую инвалидами
по зрению, можно охарактеризовать не только как роль <ребенка>, но в большей
степени - как роль <больного ребенка>. К гипертрофированному развитию социальной
роли <больного ребенка> может привести резкое сужение включенности слепого ребенка
в систему социальных взаимодействий, акцентирование (в основном со стороны семьи)
его <особенности>, <ущербности> [1, 5].
С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в играх ребенок получает возможность
идентифицировать себя не только с теми ролями, которые он непосредственно наблюдал,
но и с теми, о которых узнал из книг, кинофильмов, телепередач. Поэтому повзрослеть
- это значит достаточно определиться в системе социальных ролей. Голованова Н.Ф.
выделяет три стадии обучения ребенка исполнению ролей, указывая на то, что овладение
ролью сложный процесс. Первая стадия - имитация роли. Ребенок имитирует внешнее
поведение взрослого (<читает> газету, не умея читать). Вторая стадия - игра в
роль. Ребенок принимает ролевое действие как сценарий игры (игра в больницу).
Третья стадия - ролевое наполнение поведения. Ребенок уже представляет социальное
ожидание окружающих на свои действия в избранной роли, например, <послушного
своим ролевым поведением.
Чтобы успешно исполнять свою поведенческую роль, ребенок должен располагать:
- во-первых, определенными внешними ролевыми символами: определенной одеждой,
прической (растрепанный и неряшливый ребенок не может быть <хорошим учеником>),
реквизитами ролевого действия (школьные принадлежности и т.д.);
- во-вторых, стандартным <репертуаром> этой роли (владеть им): определенный набор
обращений, выражений (<волшебных слов>, в которых для детей заключены правила
вежливости), определенный объем известной общекультурной информации, чтобы участвовать
в общении;
- в-третьих, определенными социальными ожиданиями: достаточными представлениями
о том, почему так значимо освоить эту социальную роль, какова будет реакция окружающих
людей на его правильное или слабое владение ролью [4].
Если эти три составляющие имеют место и демонстрируются ребенком в поведении,
можно говорить о его успешном ролевом развитии.
Возникающие по разным причинам особенности психического развития у детей с нарушениями
зрения, по-видимому, в состоянии оказать большое влияние на их ролевое развитие.
Совершенно очевидно, что коррекционно-педагогическая работа по формированию ролевого
поведения слепых и слабовидящих младших школьников должна быть системной и комплексной.
При этом большое значение в ее осуществлении принадлежит коррекционному курсу
<Социально-бытовая ориентировка>, решающему задачу формирования социально-бытовой
компетентности младших школьников с нарушениями зрения.
Формирование социально-бытовой компетенции детей с нарушениями зрения существенно
затруднено в силу особенностей их познавательной деятельности, обусловленных
зрительной депривацией. В отличие от нормально видящих сверстников, социальное
развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети
младшего школьного возраста с нарушениями зрения не в состоянии самостоятельно
выделять и осваивать образцы решения социальных и бытовых задач [3].
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками социально-бытовой ориентировки
создает условия к усвоению детьми с нарушениями зрения разнообразных социальных
ролей, на наш взгляд, в ряду которых ведущее значение принадлежит ролям <взрослый>
и <ребенок>. Целью данного курса является подготовить слепого или слабовидящего
ребенка к независимой, самостоятельной жизни, к реализации социальной роли <взрослый>.
Психолого-педагогическая разработка проблемы формирования социально-бытовой компетенции
в системе коррекционно-развивающих занятий по социально-бытовой ориентировке
требует изучения влияния зрительного дефекта на развитие ролевого поведения младших
школьников, которое следует проводить в таких направлениях, как влияние семьи
и школы на развитие ролевого поведения, зависимость ролевого развития от степени
тяжести зрительного дефекта и дополнительных дефектов и заболеваний у ребенка.
Список литературы
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.:
<Академия>, 2001. - 192 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Изд-ий центр <Академия>,
2000. - 264 с.
3. Белянкова О.В. Образовательная область <Социально-бытовая адаптированность>
и ее значение для развития личности старшеклассника с нарушениями зрения // Содружество
наук. - Барановичи, 2005: Материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей.
- Барановичи: УО <БарГУ>, 2005. - С. 17 - 19.
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004.
- 272 с.
5. Зайцева Н.Н. Формирование социального опыта у слепых младших школьников
в условиях специализированной школы-интерната / Проблемы развивающего обучения:
традиции и инновации. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998. - С. 12 - 15.
В.Э. Гаманович, К проблеме исследования и психолого-педагогической коррекции
ролевого поведения младших школьников с нарушениями зрения
Рассматриваются понятия социальная роль, значение овладения социальными ролями
для психического развития ребенка. Анализируются основные составляющие, обеспечивающие
процесс овладения ребенком социальными ролями. Обосновывается высокая степень
вероятности опосредованного влияния дефекта зрения на ролевое развитие детей
с нарушениями зрения и возможности его коррекции в системе занятий по социально-бытовой
ориентировки.
Summary: The concepts a social role, value of mastering by social roles for mental
development of the child аre considered. The main components providing the process
of mastering with the child with social roles are parsed. The high confidence
figure by means of influence of defect of vision on role development of children
with violations of vision and possibility of his correction in the system of
occupations till social alignments is justified.
Выпуск листа на новом месте: 1981