[TIFLO] Съезд

Дружинина Л.А.
Челябинского государственного педагогического университета, зав. кафедрой СПП
и ПМ, к.п.н., доцент
(г.Челябинск, Россия)
Разъяснения к реализации программ детского сада коррекционная работа в детском
саду Плаксиной Л.И.
Актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она
создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих
всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению
в школе.
Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением
зрения в детском саду, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных
специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным
условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации
коррекционно-воспитательной работы.
Важно то, что в программе обозначены общеобразовательные занятия:
развитие речи;
формирование элементарных математических представлений;
ознакомление с окружающим миром;
изобразительное искусство;
физическое воспитание;
трудовое обучение;
игра.
Каждый раздел начинается с пояснительной записки. Программы рассчитаны на 4 года
обучения, каждый год расписан по разделам, в которых обозначены задачи.
Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная
работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей
с патологией зрения.
Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения,
здоровья и познавательных возможностей ребенка.
Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой:
развитие зрительного восприятия;
развитие социально-бытовой ориентировки;
коррекция нарушений речи;
развитие осязания и мелкой моторики;
ориентировка в пространстве;
ритмика;
лечебная физкультура.
Перспективно то, что содержание программы помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического
и образовательного процессов:
- учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития
детей с нарушением зрения;
- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический)
подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения)
и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия
содержания обучения познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния
их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах
и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения
детей с учетом их интересов и потребностей.
В программе обозначена конечная цель пребывания в детском саду. Это - стабилизация
всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную
школу и общество сверстников.
Согласно программе, тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия,
ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (развитие осязания
и мелкой моторики как часть занятия входят в каждое из вышеперечисленных занятий).
Важно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в работе, а для
этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий,
сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями. Предлагаем примерное распределение
коррекционных и общеобразовательных занятий на неделю.
Коррекционные занятия:
занятия тифлопедагога три раза в неделю по подгруппам, индивидуальные
- ежедневно;
организация сюжетно-ролевой игры два раза в неделю, проводит
тифлопедагог (если в группе есть дети, нуждающиеся в помощи);
занятия логопеда один раз в неделю по подгруппам, индивидуальные
- ежедневно;
ритмика два раза в неделю, проводит учитель ритмики по подгруппам;
лечебная физкультура два раза в неделю, проводит инструктор
по подгруппам.
Общеобразовательные занятия индивидуальные и подгрупповые:
ознакомление с окружающим и развитие речи один раз в неделю
проводит педагог, хорошо владеющий методикой развития речи;
игровые математические занятия один раз в неделю проводит
педагог, хорошо знающий методику математики;
музыка два раза в неделю, проводит музыкальный руководитель
по подгруппам и индивидуально;
занятия по изобразительной деятельности проводит специальный
педагог по подгруппам и индивидуально;
занятия по физкультуре педагог проводит один раз в неделю
по подгруппам, соответственно физическому развитию детей;
занятия по лечебной физкультуре, как групповые, так и подгрупповые,
два раза в неделю проводит методист ЛФК, учитывая состояние и характер зрительных
нарушений ребенка.
Дети могут заниматься в кружках:
театральной деятельности - два раза в неделю;
вокальном - один раз в неделю;
экологическом - один раз в неделю;
ручного труда - один раз в неделю.
Указанные занятия проводятся для тех детей, которые имеют возможность
их посещать. Дети посещают кружки по интересам, но с учетом рекомендаций врачей,
соблюдения офтальмо-гигиенических условий и др.
Система занятий в дошкольном образовательном учреждении должна быть гибкой. Большинство
детей могут начать с лечебных процедур (как правило, их оказывается много) и
коррекционных занятий: логопеда, который корригирует недостатки речи, тифлопедагога,
осуществляющего комплексную коррекционно-компенсаторную работу и других специалистов,
ведущих работу как по восстановлению здоровья, лечения зрения, так и коррекции
познавательных возможностей.
Предлагаем примерное расписание занятий в старшей группе ДОУ.
Расписание работы педагогов
День недели
Время
Вид деятельности
Место проведения
Ответственный
Понедельник
9.00-9.25
Занятие тифлопедагога подгрупповое
старшая группа
тифлопедагог
воспитатель
9.30-9.55
Отдых, игры
старшая группа
тифлопедагог
воспитатель
10.00-10.25
Ритмика
музыкальный зал
преподаватель ритмики
воспитатель
16.00-16.30
Ознакомление с окружающим миром
старшая группа
воспитатель
Вторник
9.00-9.25
ФЭМП
старшая группа
воспитатель
9.30-9.55
Отдых, игры, индивидуальная работа с тифлопедагогом
старшая группа
воспитатель
11.00-12.30
Физкультура на воздухе
участок
методист ЛФК
16.30-17.00
ИЗО
старшая группа
преподаватель ИЗО
Среда
9.00-9.25
Занятие тифлопедагога подгрупповое
старшая группа
тифлопедагог
воспитатель
9.30-9.55
Отдых, игры
старшая группа
тифлопедагог
воспитатель
10.00-10.25
Музыкальное занятие
музыкальный зал
музыкальный руководитель
воспитатель
15.30-16.30
ЛФК
музыкальный зал
методист ЛФК
Четверг
9.00-9.40
Индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом
старшая группа
логопедический кабинет
логопед
9.40-10.10
ИЗО
старшая группа
преподаватель ИЗО
15.30-16.30
Ритмика
музыкальный зал
преподаватель ритмики
Пятница
9.00-9.25
Занятие тифлопедагога подгрупповое
старшая группа
тифлопедагог
воспитатель
9.30-10.30
Занятия вокальной группы
музыкальный зал
музыкальный руководитель
воспитатель
15.00-16.30
ЛФК
музыкальный зал
методист ЛФК
Условия осуществления коррекционной работы
Формы организации коррекционной работы:
1. Специальные коррекционные занятия (при наличии учителя-дефектолога (тифлопедагога))
по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой
ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также
занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.
2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.
Требования к проведению коррекционной работы:
- обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения
получать офтальмологическое лечение;
- предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации
врача-офтальмолога);
- сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями
медицинских специалистов при постоянном патронировании их медицинскими работниками
во время педагогических мероприятий;
- педагогическим специалистам владеть информацией о результатах
исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения
окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии
слепого с остаточным зрением или слабовидящего;
- знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по
ношению очков) и следить за их выполнением;
- проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного
утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;
- оптимально использовать наглядные пособия;
- применять специальные методы обучения.
Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть состояние
зрения, этапы лечения зрения, уровни развития представлений о предметном мире,
ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной
деятельности.
Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо
учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных
навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.
Остановимся на описании характеристики детей, объединенных в подгруппы
для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития.
Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес
к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога. Во второй
подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи
педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а, допуская
ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют. В третьей подгруппе
объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого
интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять
задания, мало инициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.
Опыт показывает, что при проведении фронтальных занятий педагоги чаще уделяют
внимание активным детям, которые быстро и хорошо справляются с заданием, а дети,
у которых имеются в чем-то затруднения, часто остаются без достаточной помощи
педагога, тогда как им также необходима индивидуальная помощь, позволяющая детям
продвинуться в своем развитии.
Поэтому объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом
конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических
требований к каждому предъявляется индивидуально.
Детям всех уровней развития необходим индивидуальный подход.
Детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться
более высокие требования из различных программ массового детского сада.
Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы
в зависимости от успешности ребенка, так как некоторые из них приближены к первому
уровню, а другие приближены к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности,
где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку
оказывается специфическая помощь.
Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала,
так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии
с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.
Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их
индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход
детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи
и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении,
воспитании и лечении детей с нарушением зрения.
При этом ребенок имеет возможность получать дополнительные занятия и посещать
кружки, организованные в дошкольном учреждении.
Выпуск листа на новом месте: 1975