[TIFLO] Съезд

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня я начинаю знакомить Вас с материалами первого Всеукраинского съезда тифлологов.
Материал будет публиковаться под темой "Съезд".
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
Денискина В.З.
канд. пел. наук, доцент,
зав. Лабораторией содержания
и методов обучения детей
с нарушением зрения
Государственного научного
учреждения
<Институт коррекционной
педагогики Российской
академии образования>,
Россия, г. Москва
Современная система образования и реабилитации в Российских специальных образовательных
учреждениях для детей с нарушением зрения
Аннотация
В статье излагается функционирующая в России система образования и реабилитации
детей с нарушением зрения
Ключевые слова:
Образование детей с нарушением зрения; реабилитация детей с нарушением зрения;
коррекционно-компенсаторная работа; дошкольные учреждения для детей с нарушением
зрения; школы для слепых и слабовидящих.
Существующая в настоящее время в России система образования и реабилитации детей
с нарушением зрения сложилась еще в советское время. Однако в перестроечный период
эта система продолжала и продолжает активно развиваться и совершенствуется.
На сегодняшний день образовательные и реабилитационные услуги детям с нарушением
зрения оказываются в следующих государственных учреждениях:
1. детский сад для детей с нарушением зрения;
2. начальная школа - детский сад для детей с нарушением зрения;
3. специальные школы для слепых и слабовидящих детей;
4. специальные колледжи для инвалидов по зрению (медицинский и музыкальный);
5. специализированный институт искусств для инвалидов с музыкальным отделением
для слепых и слабовидящих;
6. классы охраны зрения при массовых школах.
Кротко охарактеризую каждое из перечисленных учреждений.
Специальные детские сады компенсирующего вида для детей с нарушением зрения изначально
были созданы для детей, страдающих косоглазием и амблиопией. Дети с этой патологией
составляют 2-3% от общего количества детского населения России. Основной задачей
названных учреждений было и остается совмещение в одном учреждении процессов
воспитания, обучения и развития с лечебно-восстановительной помощью детям с косоглазием
и амблиопией. Совмещение в дошкольном возрасте медицинской и педагогической коррекции
позволяет полностью восстановить зрение почти у всех детей с функциональными
нарушениями зрения, какими, в частности, являются косоглазие и амблиопия. Психолого-педагогическое
изучение этой группы детей Л.И. Плаксиной, ее учениками и последователями в последние
20 лет позволило значительно усовершенствовать работу названных детских садов,
сеть которых по стране в целом достаточно хорошо развита, хотя первые специальные
дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения были открыты в 60-е годы
XX века. Назывались они поначалу детскими садами для детей с косоглазием и амблиопией.
Детей с другой патологией органа зрения в них не принимали. Таким образом, незрячие
и слабовидящие дети в дошкольном возрасте оказывались вне системы организованной
государственной педагогической помощи.
В настоящее время эти сады являются дошкольными образовательными учреждениями
для всех групп детей с нарушением зрения. С приемом в названные учреждения слабовидящих
детей не только с функциональными, но и органическими нарушениями органа зрения
проблем никаких нет. Нет проблем и с приемом слепых детей с форменным (предметным)
остаточным зрением. Однако тотально слепых детей учреждения принимают с трудом,
а чаще всего отказывают в приеме.
Причин этому несколько. Главная из них состоит в том, что до сих пор не существует
законодательных документов, обязывающих дошкольные учреждения для детей с нарушением
зрения принимать ребенка с любой глазной патологией вплоть до полной слепоты.
Не смотря на отсутствие соответствующего документа на федеральном уровне, во
многих регионах проблема с охватом специальным дошкольным образованием тотально
незрячих детей решается. В частности, департамент образования Москвы специальным
приказом обязал все специальные сады для детей с нарушением зрения принимать
незрячих дошкольников. В случаях жалоб родителей на отказ в приеме их ребенка
учреждение может потерять свой статус, то есть может быть наказано вплоть до
лишения лицензии. Используются, конечно, не только административные меры. В помощь
педагогам в Москве ежегодно проводятся курсы повышения квалификации педагогов,
работающих в учреждениях для детей с нарушением зрения. В некоторых регионах
имеются группы при детских садах для слепых и слабовидящих детей или специальные
сады (например, в Санкт-Петербурге).
Коррекционно-воспитательный и лечебно-восстановительный процессы имеют методическое
обеспечение в виде общеобразовательных и коррекционных программ с учетом глубины
дефекта зрения, а также методических рекомендаций в адрес работающих с детьми
специалистов (тифлопедагогов, логопедов, психологов, воспитателей).
Государственные образовательные учреждения <начальная школа - детский сад для
детей с нарушением зрения> сочетают в себе как видно из названия детский сад
и начальную школу. Отделение для дошкольников работает по программам и пособиям
для детских садов, а школы по программам для слабовидящих младших школьников.
В начальную школу не переходят слепые дети (из детского сада они направляются
в школы для слепых детей) и дети, чье зрение позволяет обучаться в массовых школах.
Начальные школы при детских садах предназначаются для детей, которые по состоянию
их зрения нуждаются в продолжение лечения функциональных расстройств органа зрения.
Как правило, это слабовидящие дети и дети с хорошей остротой зрения (нормальным
или пограничным с ним зрением). Обучение и лечение в стенах одного учреждения
позволяет снизить физическую нагрузку на детей и их родителей, высвобождая, таким
образом, время для занятий по интересам. После окончания начальной школы в таком
учреждении большая часть выпускников идет в массовую школу, но отдельные дети
по состоянию зрения переходят в школы для слабовидящих.
Что касается школ для детей с нарушением зрения, то их количество в России постоянно
растет. Это вызвано увеличением числа детей со зрительной патологией, удаленностью
школ от места проживания родителей этих детей (обучение вдали от дома сопряжено
с моральными и материальными потерями). Кроме того, органы образования на местах
стремятся оставить финансы на обучение ребенка с отклонениями в развития в рамках
своего региона. Отсюда число школ с 78 в 1989 г. возросло до 106 в настоящее
время. Замечу, что, по-прежнему, большинство школ являются интернатами, но среди
вновь образованных учреждений немало школ дневного пребывания.
За 12 лет обучения воспитанники получают цензовое образование в объеме массовой
школы. Как и в советское время, большое внимание уделяется всестороннему развитию
личности воспитанников. Однако есть и существенные перемены. Российские школы
для слепых и слабовидящих детей постепенно становятся центрами реабилитации,
где воспитанникам помимо определенной суммы знаний и умений по общеобразовательным
предметам, даются специальные знания и умения, необходимые инвалидам по зрению
после окончания школы для успешной самостоятельной жизни в открытом обществе.
Для этого проводится планомерная, систематическая и комплексная коррекционно-реабилитационная
работа. Так, для преодоления и предупреждения вторичных отклонений в развитии
детей всему учебно-воспитательному процессу придается коррекционная направленность,
большое внимание уделяется социализации учащихся, формированию у них навыков
адаптивного поведения и социально-правовой компетентности.
Главное внимание педагогической реабилитации уделяется на специальных коррекционных
занятиях по следующим курсам: развитие сенсорной сферы (зрительного, тактильного
и слухового восприятия, обонятельной и вкусовой чувствительности), социально-бытовая
ориентировка, ориентировка в пространстве, ритмика, лечебная физкультура, развитие
речи, формирование неречевых средств общения (мимики и пантомимики). Для этих
курсов разработаны специальные программы и соответствующие методические рекомендации.
Знания и умения, полученные на специальных коррекционных занятиях, закрепляются
и совершенствуются на общеобразовательных уроках. На основе научных исследований
Б.К. Тупоногова, Н.С. Костючек, В.З. Денискиной и др. тифлологов в адрес педагогов
написаны пособия, иллюстрирующие технологии проведения коррекционно-реабилитационной
работы на общеобразовательных уроках: развитие сенсорной сферы воспитанников,
формирование у них приемов умственной деятельности, навыков общения и т.д. (см.
список литературы в конце статьи). Коррекционной работе на уроках физкультуры
посвящаются статьи практически в каждом номере специального ежегодного журнала
(см. список).
Педагогическую реабилитацию, проводимую учителями-дефектологами и предметниками,
органически продолжают педагоги-воспитатели, а также руководители кружков, которые
дети посещают в часы досуга. В настоящее время в ряде школ (Королевская, Новосибирская
и др.) отрабатываются технология ежегодной для каждого воспитанника диагностики
уровня социализации по основным направлениям коррекционно-реабилитационной работы.
Такой подход повышает эффективность подготовки учащихся к самостоятельной жизни
в открытом обществе и позволяет не формально осуществлять индивидуально-дифференцированный
подход.
В специальных колледжах и институте искусств (см. пункты 4 и 5) в настоящее время
помимо профессиональных знаний и умений у учащихся также формируются компенсаторные
навыки для повышения их уровня реабилитированности.
И последнее. Для учащихся, находящихся по состоянию зрения в группе риска или
являющихся слабовидящими, в массовых и специальных (коррекционных) школах создаются
классы охраны зрения. В соответствии со специальным инструктивным письмом Минобразования
России учащимся этих классов обеспечивается психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Выпуск листа на новом месте: 1974