[TIFLO] Школа в Валуйках
"Школьный вестник" N4, 2006.
Елена Жилкина
зам. директора по учебно-воспитательной работе Валуйской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната n3
ЕСТЬ ТАКАЯ ШКОЛА...
Пусть не пугает тебя, добрый мой читатель, то, что слово <школа> ассоциируется
с глаголами <школить>, <воспитывать в строгости>, <учить>, <дисциплинировать>.
Я расскажу тебе о школе другой, особенной и неординарной. Входя в неё, ты обязательно
заметишь перед собой красочные слова: <Это мой дом>. А познакомившись ближе,
тебе захочется, как и мне, добавить к ним ещё одно: семейный. Ты ощутишь эту
теплоту, заботу и внимание. Здесь нет хмурых лиц взрослых, скучающих детей, какого
бы возраста они ни были. И не потому, что основной заповедью этого заведения
служат слова: <...В школах слепых должно быть жизнерадостное настроение. Учителя
и воспитатели не должны быть угрюмы в своих отношениях к детям. Нервным и суровым
людям не место в школе слепых>. Нет. Просто работают здесь люди особого склада,
умеющие любить детей, по-настоящему понимать их с полуслова, вовремя поддержать
их хорошие начинания, понять, чего они хотят и чем каждому из них можно и нужно
помочь.
Давно и по-семейному устоявшийся педагогический коллектив воспитывает и обучает
78 детей из разных городов и сёл нашей области, с разными судьбами и <букетами>
болезней, сопутствующих недостатку зрения каждого. Высокий профессионализм и
многолетний труд этих людей помогают умело и быстро находить индивидуальный подход
к ребёнку любого возраста. Это и неудивительно. Ведь из 40 педагогов 20 имеют
высшую и первую квалификационные категории. 5 награждены значком <Отличник народного
просвещения>, 3 - грамотами Министерства просвещения, 4 - учителя-методисты.
Стаж работы в этой школе большинства из них свыше 25 лет.
Контингент учащихся сложный уже потому, что 12 из них - сироты, 16 - из многодетных,
34 из неполных и малообеспеченных семей. Здесь же они - одна дружная и заботливая
семья. Надо только видеть, как старшеклассники бережно опекают малышей-шестилеток
подготовительной группы и первоклассников.
Основополагающим фактором обучения является коррекционная направленность образовательного
процесса. Цель его - создание условий, обеспечивающих коррекционно - развивающее
и компенсаторное сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных
на всестороннее развитие способностей обучающихся, социализацию личности школьника,
его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение.
Работа с детьми требует от педагогов применения различных педагогических технологий,
особых средств наглядности, использования нестандартного дидактического материала,
тифлооборудования, что позволяет расширить рамки доступности обучения детей,
осуществлять постоянную коррекционную работу.
Обучение воспитанников осуществляется в соответствии с содержанием образования,
учебным планом, программами с учётом психофизических особенностей учащихся. Большая
творческая работа педагогов и воспитанников, разработанный оригинальный материал,
учёт возрастных и специфических особенностей позволяют учащимся оценивать и проверять
свои возможности.
Для осуществления образовательного процесса в школе имеются 10 кабинетов, оборудованных
и оснащённых специальной рельефной и объёмной наглядностью, учебниками, художественной
литературой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом, кабинет тифлооборудования,
8 компьютеров, включая 2 компьютера с брайлевской строкой, тифломагнитофоны,
тифлоплееры, специальные приборы <Ориентир> и <Графика>.
Особое внимание уделяется коррекционным курсам, что обеспечивает индивидуальный
подход к обучающимся с учётом их зрительных возможностей, познавательной активности,
интересов, личностных особенностей. Эти задачи по коррекции успешно решаются
на уроках ориентировки в пространстве, ритмики, СБО, развития мимики и пантомимики,
развития осязания и мелкой моторики рук, развития зрительного восприятия. По
всем данным курсам тифлопедагогами школы-интерната созданы авторские программы,
утверждённые областным НМЦСО. Все программы прошли апробацию и получили положительные
отзывы по результатам диагностики.
Повышение сенсорной готовности к обучению учащихся, её успешная коррекция благотворно
влияет на усвоение общеобразовательного курса и тесно связана практически со
всеми предметами. Результатом работы по коррекции и сохранению зрения является
офтальмологическое обследование, которое показывает, что ни у одного учащегося
не наблюдается снижение зрения или его ухудшение.
Одним из звеньев охраны здоровья учащихся является раннее выявление отклонений
в состоянии их здоровья с целью наиболее эффективного проведения лечебно-оздоровительных
и лечебно-профилактических мероприятий. Медицинскую помощь и проведение контроля
за вышеуказанными мероприятиями осуществляют медицинские работники школы-интерната:
врач-офтальмолог, врач-педиатр, зубной врач, медицинская сестра. Школа тесно
контактирует со Старооскольским офтальмологическим центром. В течение последних
двух лет было прооперировано 17 детей.
Методические службы школы, куда входят: методический совет, медико-психологический
и библиотечно-информационный блоки, пять методических объединений учителей-предметников
и воспитателей, постоянно наблюдают за мониторингом знаний и умений учащихся,
диагностируя их результаты. Это даёт возможность сосредоточить внимание преподавателей
не только на формах и особенностях обучения слепых и слабовидящих, но и на личности
каждого обучающегося.
Молодой, трудоспособный, творческий воспитательский коллектив ориентирует детей
на вечные ценности: Человек, Отечество, Труд, Культура, Мир, Земля. Это и является
основой воспитательной работы в школе. Изо дня в день формирует педагогический
коллектив нравственные качества, профессиональные интересы, гражданскую позицию
этих ребят, основываясь на выборе индивидуальной траектории развития ребёнка
с учётом его психологических особенностей.
Достижению оптимального уровня воспитанности учащихся способствуют различные
направления воспитательной работы: личностное развитие, патриотическое воспитание,
охрана здоровья и физическое развитие, трудовое воспитание, творческое развитие,
духовно-нравственное воспитание, основы социализации и общения, традиции школы,
в которых заложены большие потенциальные возможности. И они оправдывают себя.
Детям скучать просто некогда. После напряжённых учебных часов они полностью отдаются
своим увлечениям: лепят, вяжут, строгают, рисуют, шьют мягкие игрушки, поют и
декламируют, занимаются классическим массажем, играют в ролевые игры, пишут стихи,
занимаются в спортивных секциях. Участники кружков <Мастерская гнома>, <Макраме>,
<Хозяюшка> систематически удивляют своими прекрасными, неординарными, эстетически
оформленными работами не только в школе, но и на районных и областных выставках,
занимая призовые места.
Художественная самодеятельность школы-интерната радует своими успехами не только
на районных и областных смотрах, являясь призёрами и лауреатами. Они всегда желанные
гости городских мероприятий, на предприятиях города.
Недостатки физического развития слепых и слабовидящих детей помогают устранять
физкультурно-оздоровительные мероприятия. В учебный и воспитательный процесс
активно внедряются здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика, лечебная
физкультура, динамические перемены. Ежемесячно проводятся Дни здоровья, которые
очень любят воспитанники школы-интерната.
Спортивно-оздоровительная работа, турниры и соревнования позволили ребятам стать
участниками Всероссийских соревнований в г. Москве и добиться высоких результатов,
получив <золото> за опорный прыжок.
Одним из важнейших для детей с нарушением зрения являются занятия физическим
трудом. Они направлены на развитие общих способностей, лежащих в основе любых
социальных умений и навыков. Сами старшеклассники умеют отремонтировать мебель,
изготовить предметы обихода, сделать генеральную уборку и приготовить любимое
блюдо.
В системе ведётся работа по профориентации учащихся, результатом которой являются
осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути.
И хоть путь этот бывает нелёгким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью
в достижении цели.
За семидесятилетнюю свою деятельность школа дала путёвку в жизнь более тысячи
воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Большинство из них стали прекрасными
рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями
предприятий и организаций, преподавателями и учёными, музыкантами и композиторами,
массажистами высокого класса. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица
нашего труда.
Школой заключён договор с Валуйским УПП ВОС и разработана авторская программа
по профессиональной подготовке. Учащиеся 10, 11 и 12 классов получают 3 специальности:
сборщик металлоконструкций, стегальщик одеял, картонажник. По окончании выпускникам
выдаётся удостоверение о получении специальности, что даёт возможность при трудоустройстве
на предприятиях системы ВОС миновать ученический срок. За последние 5 лет из
31 выпускника 10 человек поступили в ССУЗы, 2 учатся в ПТУ, 1 работает массажистом,
19 - трудоустроены на УПП ВОС области рабочими.
Учащиеся 2 и 3 ступени (9 - 12 классы) получают музыкальное образование (по классу
баяна и фортепиано), овладевают навыками классического и лечебного массажа. Такие
занятия дают возможность поступления в музыкальное училище и медицинский колледж.
Работая в тесном контакте с Кисловодским медицинским колледжем, Курским музыкальным
училищем и предприятиями ВОС области, Старооскольским Офтальмологическим центром,
имея достаточную материальную базу, Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат 3, 4 видов остаётся единственной в области, где дети с нарушением
зрения занимаются коррекционной работой, обучаются и проводят комплекс лечебно-профилактической,
восстановительной и оздоровительной работы, профессиональную подготовку, социальную
адаптацию и - как конечную цель - интеграцию нормально развивающейся личности
в общество.
Теперь ты знаешь, терпеливый мой читатель, что за всем этим труд, труд упорный
и систематический, труд детей и взрослых в единой школьной семье. Расскажи при
возможности отчаявшимся родителям детей с нарушением зрения о нашей большой школьной
семье.
Пусть они будут спокойны: дети в надёжных, по-матерински заботливых руках.
Наш адрес: 309990 Белгородская область, город Валуйки, улица 1 Мая, дом 27, Валуйская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат n3.
Выпуск листа на новом месте: 1935