Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-05-02

[TIFLO] Школа в Валуйках

"Школьный вестник" N4, 2006.

Елена Жилкина

зам. директора по учебно-воспитательной работе Валуйской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната n3

ЕСТЬ ТАКАЯ ШКОЛА...

Пусть не пугает тебя, добрый мой читатель, то, что слово <школа> ассоциируется
с глаголами <школить>, <воспитывать в строгости>, <учить>, <дисциплинировать>.
Я расскажу тебе о школе другой, особенной и неординарной. Входя в неё, ты обязательно
заметишь перед собой красочные слова: <Это мой дом>. А познакомившись ближе,
тебе захочется, как и мне, добавить к ним ещё одно: семейный. Ты ощутишь эту
теплоту, заботу и внимание. Здесь нет хмурых лиц взрослых, скучающих детей, какого
бы возраста они ни были. И не потому, что основной заповедью этого заведения
служат слова: <...В школах слепых должно быть жизнерадостное настроение. Учителя
и воспитатели не должны быть угрюмы в своих отношениях к детям. Нервным и суровым
людям не место в школе слепых>. Нет. Просто работают здесь люди особого склада,
умеющие любить детей, по-настоящему понимать их с полуслова, вовремя поддержать
их хорошие начинания, понять, чего они хотят и чем каждому из них можно и нужно
помочь.

Давно и по-семейному устоявшийся педагогический коллектив воспитывает и обучает
78 детей из разных городов и сёл нашей области, с разными судьбами и <букетами>
болезней, сопутствующих недостатку зрения каждого. Высокий профессионализм и
многолетний труд этих людей помогают умело и быстро находить индивидуальный подход
к ребёнку любого возраста. Это и неудивительно. Ведь из 40 педагогов 20 имеют
высшую и первую квалификационные категории. 5 награждены значком <Отличник народного
просвещения>, 3 - грамотами Министерства просвещения, 4 - учителя-методисты.
Стаж работы в этой школе большинства из них свыше 25 лет.

Контингент учащихся сложный уже потому, что 12 из них - сироты, 16 - из многодетных,
34 из неполных и малообеспеченных семей. Здесь же они - одна дружная и заботливая
семья. Надо только видеть, как старшеклассники бережно опекают малышей-шестилеток
подготовительной группы и первоклассников.

Основополагающим фактором обучения является коррекционная направленность образовательного
процесса. Цель его - создание условий, обеспечивающих коррекционно - развивающее
и компенсаторное сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных
на всестороннее развитие способностей обучающихся, социализацию личности школьника,
его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение.

Работа с детьми требует от педагогов применения различных педагогических технологий,
особых средств наглядности, использования нестандартного дидактического материала,
тифлооборудования, что позволяет расширить рамки доступности обучения детей,
осуществлять постоянную коррекционную работу.

Обучение воспитанников осуществляется в соответствии с содержанием образования,
учебным планом, программами с учётом психофизических особенностей учащихся. Большая
творческая работа педагогов и воспитанников, разработанный оригинальный материал,
учёт возрастных и специфических особенностей позволяют учащимся оценивать и проверять
свои возможности.

Для осуществления образовательного процесса в школе имеются 10 кабинетов, оборудованных
и оснащённых специальной рельефной и объёмной наглядностью, учебниками, художественной
литературой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом, кабинет тифлооборудования,
8 компьютеров, включая 2 компьютера с брайлевской строкой, тифломагнитофоны,
тифлоплееры, специальные приборы <Ориентир> и <Графика>.

Особое внимание уделяется коррекционным курсам, что обеспечивает индивидуальный
подход к обучающимся с учётом их зрительных возможностей, познавательной активности,
интересов, личностных особенностей. Эти задачи по коррекции успешно решаются
на уроках ориентировки в пространстве, ритмики, СБО, развития мимики и пантомимики,
развития осязания и мелкой моторики рук, развития зрительного восприятия. По
всем данным курсам тифлопедагогами школы-интерната созданы авторские программы,
утверждённые областным НМЦСО. Все программы прошли апробацию и получили положительные
отзывы по результатам диагностики.

Повышение сенсорной готовности к обучению учащихся, её успешная коррекция благотворно
влияет на усвоение общеобразовательного курса и тесно связана практически со
всеми предметами. Результатом работы по коррекции и сохранению зрения является
офтальмологическое обследование, которое показывает, что ни у одного учащегося
не наблюдается снижение зрения или его ухудшение.

Одним из звеньев охраны здоровья учащихся является раннее выявление отклонений
в состоянии их здоровья с целью наиболее эффективного проведения лечебно-оздоровительных
и лечебно-профилактических мероприятий. Медицинскую помощь и проведение контроля
за вышеуказанными мероприятиями осуществляют медицинские работники школы-интерната:
врач-офтальмолог, врач-педиатр, зубной врач, медицинская сестра. Школа тесно
контактирует со Старооскольским офтальмологическим центром. В течение последних
двух лет было прооперировано 17 детей.

Методические службы школы, куда входят: методический совет, медико-психологический
и библиотечно-информационный блоки, пять методических объединений учителей-предметников
и воспитателей, постоянно наблюдают за мониторингом знаний и умений учащихся,
диагностируя их результаты. Это даёт возможность сосредоточить внимание преподавателей
не только на формах и особенностях обучения слепых и слабовидящих, но и на личности
каждого обучающегося.

Молодой, трудоспособный, творческий воспитательский коллектив ориентирует детей
на вечные ценности: Человек, Отечество, Труд, Культура, Мир, Земля. Это и является
основой воспитательной работы в школе. Изо дня в день формирует педагогический
коллектив нравственные качества, профессиональные интересы, гражданскую позицию
этих ребят, основываясь на выборе индивидуальной траектории развития ребёнка
с учётом его психологических особенностей.

Достижению оптимального уровня воспитанности учащихся способствуют различные
направления воспитательной работы: личностное развитие, патриотическое воспитание,
охрана здоровья и физическое развитие, трудовое воспитание, творческое развитие,
духовно-нравственное воспитание, основы социализации и общения, традиции школы,
в которых заложены большие потенциальные возможности. И они оправдывают себя.
Детям скучать просто некогда. После напряжённых учебных часов они полностью отдаются
своим увлечениям: лепят, вяжут, строгают, рисуют, шьют мягкие игрушки, поют и
декламируют, занимаются классическим массажем, играют в ролевые игры, пишут стихи,
занимаются в спортивных секциях. Участники кружков <Мастерская гнома>, <Макраме>,
<Хозяюшка> систематически удивляют своими прекрасными, неординарными, эстетически
оформленными работами не только в школе, но и на районных и областных выставках,
занимая призовые места.

Художественная самодеятельность школы-интерната радует своими успехами не только
на районных и областных смотрах, являясь призёрами и лауреатами. Они всегда желанные
гости городских мероприятий, на предприятиях города.

Недостатки физического развития слепых и слабовидящих детей помогают устранять
физкультурно-оздоровительные мероприятия. В учебный и воспитательный процесс
активно внедряются здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика, лечебная
физкультура, динамические перемены. Ежемесячно проводятся Дни здоровья, которые
очень любят воспитанники школы-интерната.

Спортивно-оздоровительная работа, турниры и соревнования позволили ребятам стать
участниками Всероссийских соревнований в г. Москве и добиться высоких результатов,
получив <золото> за опорный прыжок.

Одним из важнейших для детей с нарушением зрения являются занятия физическим
трудом. Они направлены на развитие общих способностей, лежащих в основе любых
социальных умений и навыков. Сами старшеклассники умеют отремонтировать мебель,
изготовить предметы обихода, сделать генеральную уборку и приготовить любимое
блюдо.

В системе ведётся работа по профориентации учащихся, результатом которой являются
осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути.

И хоть путь этот бывает нелёгким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью
в достижении цели.

За семидесятилетнюю свою деятельность школа дала путёвку в жизнь более тысячи
воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Большинство из них стали прекрасными
рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями
предприятий и организаций, преподавателями и учёными, музыкантами и композиторами,
массажистами высокого класса. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица
нашего труда.

Школой заключён договор с Валуйским УПП ВОС и разработана авторская программа
по профессиональной подготовке. Учащиеся 10, 11 и 12 классов получают 3 специальности:
сборщик металлоконструкций, стегальщик одеял, картонажник. По окончании выпускникам
выдаётся удостоверение о получении специальности, что даёт возможность при трудоустройстве
на предприятиях системы ВОС миновать ученический срок. За последние 5 лет из
31 выпускника 10 человек поступили в ССУЗы, 2 учатся в ПТУ, 1 работает массажистом,
19 - трудоустроены на УПП ВОС области рабочими.

Учащиеся 2 и 3 ступени (9 - 12 классы) получают музыкальное образование (по классу
баяна и фортепиано), овладевают навыками классического и лечебного массажа. Такие
занятия дают возможность поступления в музыкальное училище и медицинский колледж.

Работая в тесном контакте с Кисловодским медицинским колледжем, Курским музыкальным
училищем и предприятиями ВОС области, Старооскольским Офтальмологическим центром,
имея достаточную материальную базу, Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат 3, 4 видов остаётся единственной в области, где дети с нарушением
зрения занимаются коррекционной работой, обучаются и проводят комплекс лечебно-профилактической,
восстановительной и оздоровительной работы, профессиональную подготовку, социальную
адаптацию и - как конечную цель - интеграцию нормально развивающейся личности
в общество.

Теперь ты знаешь, терпеливый мой читатель, что за всем этим труд, труд упорный
и систематический, труд детей и взрослых в единой школьной семье. Расскажи при
возможности отчаявшимся родителям детей с нарушением зрения о нашей большой школьной
семье.

Пусть они будут спокойны: дети в надёжных, по-матерински заботливых руках.

Наш адрес: 309990 Белгородская область, город Валуйки, улица 1 Мая, дом 27, Валуйская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат n3.

Выпуск листа на новом месте: 1935

   2006-05-02 05:39:07 (#544117)

[TIFLO] Лихачев

"Школьный вестник" N4, 2006.

ГОД АКАДЕМИКА Д. С. ЛИХАЧЁВА

...ЕГО ТИХОЕ МЕСТО СВОБОДНО

Бывает так, что человек уходит из жизни, и место его остаётся свободным. Именно
это можно сказать об академике Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. Его жизнь была наполненной
и долгой. Родился 28 (15) ноября 1906 года, умер 30 сентября 1999 года, а всё
равно кажется, что мало прожил.

Кто же такой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, и почему его некем заменить?

Он был выдающимся исследователем древнерусской литературы. Он был русским интеллигентом,
петербуржцем.

Именно благодаря деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачёва древнерусская литература
заняла то особое, уникальное место, которое ей по праву принадлежит в системе
мировой цивилизации. Литература, равной которой по глубине, нравственности, красоте
языка, пожалуй, нет.

Вслушаемся только в одно восклицание из "Слова о полку Игореве": "О Русская земле!
Уже за шеломянемъ еси!" Дмитрий Сергеевич, чей перевод с древнерусского на современный
русский язык остаётся лучшим, перевёл так: "О, Русская земля! Ты уже за холмом!"
А для него всё равно "Слово" звучало по древнерусски. И мы вместе с Д. С. Лихачёвым
услышали, как душа простого человека, воина из дружины князя Игоря, стонет о
родимой земле, которую он и его сотоварищи уже никогда не увидят, потому что
погибнут.

С 1954 года и до самой своей кончины в 1999 году Дмитрий Сергеевич Лихачёв работал
заведующим сектором, а затем - отделом древнерусской литературы Института русской
литературы Российской Академии наук. Это знаменитый Пушкинский дом. Помните последнее
стихотворение Александра Блока?

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв был и остаётся совестью нации. Он жил без спекуляций.
Без каких бы то ни было заявлений. Без громких слов. Без таких поступков, на
которые с неизменным жаром откликаются "жёлтые" журналисты.

У Д. С. Лихачёва были определённые литературные вкусы - он предпочитал русскую
литературу: Пушкина, Достоевского, Льва Толстого. Ценил Некрасова.

В целом считал, что телевидение в стране безвкусное и некультурное. Именно он
стал инициатором создания государственного телеканала "Культура".

Ученик Дмитрия Сергеевича Лихачёва Сергей Сергеевич Аверинцев писал в "Литературной
газете": "...мы все должны вспомнить с благодарностью, как он защищал ценности
этой жившей в нём культурной традиции перед лицом страха и равнодушия в советские
десятилетия, часто в одиночестве, "один въединенный и уединяяся", как сумел сказать
в XV веке Епифаний Премудрый о Св. Стефане Пермском".

"Для меня он один из последних образцов русской интеллигенции. Придут ли ещё
такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро", - писал Даниил Гранин.

...Его тихое место свободно.

Может быть, кто-то из наших читателей займёт его. Но для этого надо быть таким
же умным, таким же добрым, честным человеком, каким был он.

2006 год для России - год Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В феврале наш президент
Владимир Владимирович Путин подписал Указ. Этот документ стоит процитировать:
"Учитывая выдающийся вклад академика Д. С. Лихачёва в развитие отечественных
гуманитарных наук, культуры и образования и в связи с исполняющимся в ноябре
2006 года 100-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение администрации Санкт-Петербурга о праздновании в 2006 году
100-летия со дня рождения академика Д. С. Лихачёва.

2. Объявить 2006 год в Российской Федерации Годом гуманитарных наук, культуры
и образования - Годом академика Д. С. Лихачёва.

3. Правительству Российской Федерации образовать организационный комитет по подготовке
и проведению празднования 100-летия со дня рождения академика Д. С. Лихачёва;
утвердить программу подготовки и проведения мероприятий в связи с празднованием
100-летия со дня рождения академика Д. С. Лихачёва.

4. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать ЮНЕСКО о праздновании
в Российской Федерации в 2006 году 100-летия со дня рождения академика Д. С.
Лихачёва.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации
принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых празднованию
100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачёва".

Рубрика, которую "Школьный вестник" открывает сегодня, будет появляться в журнале
в течение всего года. Вы узнаете о гимназии К. И. Мая, где учился Дмитрий Лихачёв.
Гимназистов Мая называли "майскими жуками", и вышли из этого учебного заведения
люди, составившие цвет русской интеллигенции. Мы расскажем о тяжелейших годах
Дмитрия Сергеевича, когда он студентом попал в одно из страшных мест ГУЛАГа -
на Соловки. Он не озлобился. Он всю жизнь оставался таким, каким и был.

Есть у Дмитрия Сергеевича Лихачёва книжка для детей, которая называется "Письма
о добром и прекрасном". Тут надо медленно вчитываться и думать. Вот только один
фрагмент предисловия:

"Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение
всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким
и сказать лишь о самом для себя главном - как оно мне представляется, поделиться
опытом прожитой жизни.

...Для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив,
глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в
дрожащих руках - ничего не увидите".

Давайте прочтём его первое письмо, которое называется

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей
не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться
уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если у человека великая цель, то она должна проявляться во всём - в самом, казалось
бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только
будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает
всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными
средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка "цель оправдывает средства" губительная и безнравственная. Это хорошо
показал Достоевский в "Преступлении и наказании". Главное действующее лицо этого
произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу,
он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать
человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление
реально: оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели
низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в
малом.

Общее правило: блюсти большое в малом - нужно, в частности, и в науке. Научная
истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования
и в жизни учёного. Если же стремиться в науке к "мелким" целям - к доказательству
"силой", вопреки фактам, к "интересности" выводов, к их эффектности или к любым
формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу,
но в конечном счёте! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования
или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план,
наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.

Соблюдать большое надо во всём решительно.

Тогда всё легко и просто.

Выпуск листа на новом месте: 1934

   2006-05-02 00:03:47 (#544086)