Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-05-27

[TIFLO] Митинг инвалидов3

[Нижеследующее обращение направлено Оргкомитетом Президенту РФ В.В.
Путину, председателям Государственной Думы и Совета Федерации
Федерального собрания РФ, Председателю Общественной палаты и
Уполномоченному по правам человека в РФ, Министру здравоохранения и
социального развития, а также правительствам Москвы и Московской
области. Текст Обращения направлен также руководящим органам всех
официально зарегистрированных в России политических партий]

НЕ ДОПУСТИМ УЩЕМЛЕНИЯ НАШИХ ПРАВ И
ДИСКРИМИНАЦИИ ИНВАЛИДОВ!

ОБРАЩЕНИЕ

Наше Обращение вызвано тем, что в последние годы предпринимается
невиданный пересмотр социального законодательства, коренным образом
ущемляющий права инвалидов и прямо дискриминирующий нас по целому ряду
нижеследующих вопросов.

1. Мы решительно протестуем против того, что с 2001 г. объективный
принцип начисления пенсий и получения льгот по группам инвалидности
подменен абсурдным и субъективным принципом по степеням ограничения
способности к трудовой деятельности (см. приложение 1). Мы убеждены,
что эта подмена совершенно незаслуженно наказывает не только тех из
нас, кто смог получить образование или профессиональную подготовку и
найти работу, но и тех, кто только хочет учиться и работать, но еще не
работает. Кроме того, этот принцип открывает простор для произвола
работников МСЭ в таком важном деле, как начисление пенсии и
предоставление льгот. И, наконец, эта подмена одного принципа другим
чревата ухудшением положения целого ряда категорий инвалидов, которые
при установлении им степени ограничения способности к труду теряют
значительную часть как базовой пенсии, так и региональных надбавок. Мы
решительно требуем, поэтому, пересмотреть федеральный закон РФ "О
трудовых пенсиях в российской федерации" от 17 декабря 2001 года N
173-ФЗ (статьи 15 и 8), федеральный закон "О государственном
пенсионном обеспечении" 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. и ряд других
федеральных законов в той их части, где используется формулировка
"ограничение степени способности к трудовой деятельности", и
последовательно восстановить во всем социальном законодательстве
принцип начисления пенсий и получения льгот по группам инвалидности.

2. Мы решительно протестуем против ущемления нашего права на льготный
проезд в городском и пригородном транспорте, которое произошло в
результате принятия закона о монетизации льгот. С 2005 года это право
в большинстве регионов заменено совершенно несоразмерными выплатами и
к тому же везде существенно ограничено пределами региона проживания
инвалида, что сильно ущемляет права тех инвалидов, которые временно
вынуждены пользоваться общественным транспортом в других регионах,
выезжая туда на лечение, на учебу, на работу, на отдых или с другими
целями. Мы требуем, поэтому,

* во-первых, восстановить натуральные льготы на проезд в муниципальном
(городском) и пригородном транспорте в полном объеме, как это было
сделано в Москве и нескольких других регионах,
*
* во-вторых, сделать эти льготы общероссийскими для каждого инвалида.
*
3. Мы решительно выступаем против выхолащивания нормы Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в РФ" о квотировании рабочих
мест для инвалидов (см. приложение 3). Хотя эта форма и сохранилась в
20-й статье этого закона, после принятия закона о монетизации льгот
она приобрела чисто декларативный характер и потому совершенно не
работает в общероссийском масштабе и игнорируется даже
государственными учреждениями, которые должны быть примером выполнения
федеральных законов. Мы требуем, поэтому, наполнить эту норму закона
реальным содержанием, т.е., не ограничиваясь благими пожеланиями,
ввести налоговые и иные механизмы, стимулирующие предприятия всех
видов собственности к созданию рабочих мест для инвалидов.

4. Новый Жилищный кодекс и закон о монетизации льгот полностью
упразднили права инвалидов на льготное улучшение жилищных условий. В
настоящий момент у инвалидов нет никаких дополнительных возможностей
ни встать на очередь по улучшению жилищных условий, ни взять ипотечный
кредит, так как для такого кредита необходима страховка, а страховые
компании не страхуют инвалидов. В результате инвалиды подвергаются
настоящей дискриминации в отношении конституционного права на жилье
несмотря на соответствующий национальный проект. Мы требуем поэтому,
чтобы:

* во-первых, в новый Жилищный кодекс были внесены поправки о льготном
обеспечении жильем инвалидов как одной из социально незащищенных
категорий населения;
*
* во-вторых, чтобы на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях были созданы фонды для ипотечного кредитования инвалидов или
субсидирования наших затрат на улучшение жилищных условий при
приобретении жилья по рыночным ценам.
*
5. Мы обращаем ваше внимание на то, что несмотря на отдельные меры
муниципальных и региональных властей положение на предприятиях,
находящихся в собственности организаций инвалидов (например
предприятий Всероссийского общества слепых) продолжает ухудшаться.
Учитывая социальную значимость этих предприятий, мы требуем:

* во-первых, ввести обязательный государственный заказ на их продукцию
при условии строгого соблюдения технических условий и ГОСТов на
выпускаемые этими предприятиями изделия,
*
* во-вторых, вместе с организациями инвалидов и представителями
трудовых коллективов разработать и принять федеральные и региональные
программы модернизации этих предприятий.
*
Мы обращаемся с этими требованиями не только в федеральные и
региональные органы власти, но и к руководящим органам всех
действующих политических партий. Мы искренне надеемся, что в
преддверии выборов в Государственную Думу, а также президентских
выборов политические партии в своей агитации и в своих предвыборных
программах перейдут от общих слов к конкретным предложениям по
исправлению и улучшению перечисленных в этом Обращении законов.
Оргкомитет готов уже сегодня к началу конструктивного диалога со всеми
политическими партиями с целью устранения тех ущемлений прав инвалидов
и прямой дискриминации нас, которая проявилась в целом ряде ошибочных,
несправедливых и непродуманных федеральных и региональных законов.

Обращаясь к органам власти, мы хотим особо подчеркнуть, что за
перечисленные в нашем Обращении требования сегодня выступают миллионы
как организованных, так и неорганизованных пока инвалидов РФ. Мы
понимаем, что законы, принятые на протяжении нескольких лет, трудно
исправить за несколько дней, но в то же время настаиваем на том, что
эту работу необходимо начинать немедленно и вести ее конструктивно в
активном диалоге со всеми заинтересованными сторонами. И дело тут не в
отдельных подачках, а в принципах социального законодательства и всей
социальной политики, которые требуют сегодня решительного пересмотра.

Мы просим Московскую Городскую и Областную думы, а также
правительства Москвы и Московской области, используя право
законодательной инициативы и другие полномочия, поддержать наши
требования на федеральном уровне и попытаться конструктивно решить те
вопросы (ипотечное кредитование инвалидов и некоторые другие), которые
находятся в компетенции московских властей.

20 мая в 12 часов на Пушкинской площади состоится митинг инвалидов
Москвы, Московской области и ряда других областей в поддержку этих и
других более частных требований. Мы приглашаем представителей всех
государственных институтов, а также всех политических партий и
общественных движений прислать на наш митинг своих представителей,
которым в порядке диалога будет предоставлено слово для краткого
выступления по согласованию с Оргкомитетом.

Если органы государственной власти, к которым мы обращаемся, не пойдут
навстречу нашим требованиям, мы будем активизировать протестную
кампанию и проводить ее в общероссийском масштабе. И если Российская
Федерация как социальное государство пытается сегодня уйти от
выполнения своих конституционных социальных обязанностей по поддержке
инвалидов как одной из социально уязвимых групп населения, мы видим
наш гражданский долг в том, чтобы не допускать этого и отстаивать наши
права и интересы всеми законными способами.

15 мая 2006 г.

Организационный комитет
по координации и проведению
протестных действий в защиту
социальных прав инвалидов

Сайт Оргкомитета в Интернете: http://www.law-nashepravo.narod.ru

E-mail: nashepra***@m*****.ru

Контактные телефоны:
(495) 383-60-79 (спрашивать Сергея или Елену Новиковых),
(495) 261-25-18 (спрашивать Анну Георгиевну Капрову)
(495) 969-08-05.

Адрес для писем: 117403, Москва, ул. Харьковская, д.1, корпус 1,
кв.126.

Приложение 1

Мало того, что современные пенсии инвалидов в России несмотря на все
последние повышения не обеспечивают достойных условий жизни, 1 января
2004 г. закончился переходный период Пенсионной реформы. Вступили в
силу положения пенсионного закона, по которым пенсия начисляется в
зависимости не от группы инвалидности, как это было раньше, а от
степени ограничения способности к трудовой деятельности (далее -
утраты трудоспособности). В основе пенсии теперь не объективная
тяжесть заболевания и, соответственно, трудность преодоления
физического ограничения, или недуга, а то чисто субъективное и не
поддающееся никакой проверке обстоятельство, может ли даже чисто
гипотетически человек с инвалидностью на взгляд специалистов МСЭ
работать и учиться или нет.

Поначалу многим из нас казалось, что нас этот новый принцип не
коснется, так как чиновники обещали, что положение инвалидов не
ухудшится, а только улучшится.

Но с тех пор прошло лишь несколько лет, и положение изменилось самым
решительным образом, так как новый принцип не только ударил по пенсиям
многих инвалидов, но и распространился на все социальное обеспечение,
что стало настоящим переворотом в законодательстве о социальной защите
инвалидов.

Подмена инвалидности трудоспособностью абсурдна по самой своей сути.
Если назначать пенсию по инвалидности, то, например, все люди с полным
отсутствием слуха имели бы одинаковые максимальные пенсии,
соответствующие тяжести заболевания. Но если эту пенсию назначать по
степени ограничения трудоспособности, то тогда все полностью глухие
люди получили бы одинаковые максимальные пенсии, а вот композитор,
пианист и дирижер Людвиг ван Бетховен - только часть такой пенсии, так
как в отличие от остальных он нашел в себе силы победить свой недуг и
вернуться к любимому делу даже после полной потери слуха, а потому с
точки зрения нового закона он перестал быть нетрудоспособным и,
соответственно, утратил право на полную пенсию и другие льготы.

Другой пример - писатель Николай Алексеевич Островский. По всем меркам
его, лишенного зрения и прикованного к постели, можно было бы считать
не только инвалидом I (первой) группы по многим заболеваниям, но и
полностью нетрудоспособным и, следовательно, имеющим полное право на
максимальную пенсию. Но поскольку ценой невероятных усилий он стал
известным писателем, то и степень ограничения трудоспособности ему
дали бы уже не 3-ю, а 2-ю или вообще 1-ю степень, и по этой самой
степени его пенсия была бы меньше, чем даже пенсия неработающего
инвалида с 3-й степенью, находящегося, быть может, в лучшем физическом
состоянии.

Эти примеры показывают, что если группа инвалидности, определяемая в
1-й статье ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" как "нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
(инвалида - Оргкомитет) социальной защиты", - может быть определена по
четким и объективным медицинским показаниям, то определенного понятия
утраты трудоспособности нет и быть не может, не говоря уже о каких-то
его объективных критериях. Есть совершенно замечательный пример
всемирно известного физика Хокинса, который всю жизнь прикован к
инвалидному креслу. У него двигается лишь один палец, но в этом
состоянии он стал (и остается) одним из величайших физиков-теоретиков
современности. Спрашивается: насколько он утратил трудоспособность? По
нынешнему подходу наших законодателей и чиновников на 3-ю степень
ограничения трудоспособности он уж никак не тянет.

Эти примеры можно продолжать бесконечно, но и из этого видно, что
подмена инвалидности степенью ограничения трудоспособности развивает в
инвалидах иждивенчество, наказывая их за победу над своим недугом, за
реабилитацию, за само желание получить образование и профессиональную
подготовку. Это наказание состоит прежде всего в сокращении пенсии,
так как не только работающий, но даже только желающий работать и
учиться инвалид I группы будет фактически получать пенсию инвалида II
группы (по 2-й степени трудоспособности), а инвалид II группы -
соответственно пенсию инвалида III группы (по 1-й степени
трудоспособности). Это наказание за желание работать и учиться только
в отношении базовой части пенсии составляет сегодня для инвалидов I
группы не менее 900 руб., а II группы - 450 руб., не говоря уже о
региональных надбавках. И это в то время, когда в России не хватает
трудовых ресурсов, а средний уровень заработной платы среди инвалидов
почти не отличается от уровня пенсий. Тем самым многим из нас, причем
именно тем, кто не хочет сидеть на шее у государства и действительно
может работать в условиях рыночной экономики, скоро придется
поплатиться за это частью наших пенсий и других льгот, когда от наших
работодателей потребуют предоставить не только справки о нашей
инвалидности, но и справки о наших степенях ограничения
трудоспособности.

Но дело тут не только в пенсиях. Сегодня в зависимость от степени
трудоспособности, т.е. фактически от достаточно произвольного
представления работников МСЭ о возможности инвалида работать и
учиться, поставлены многие права и льготы, например, проезд с
сопровождающим в общественном транспорте или к месту
санаторно-курортного лечения и другие денежные выплаты, заменившие
льготы, отмененные законом о монетизации (социальный пакет и др.). По
этому закону выходит так, что, например, инвалид, который не хочет
работать, или тот, который работает, но его еще не заставили
обзавестись новой справкой МСЭ со второй или первой степенью
ограничения трудоспособности, - обе эти категории имеют право на
проезд с сопровождающим, а вот тот же самый инвалид I группы, но
только работающий или желающий работать, которому рано или поздно
придется получать справку МСЭ о 2-й степени трудоспособности, такого
права иметь уже не будет, хотя физически и те и другие находятся
примерно в равном положении.

Абсурдным и издевательским является такое положение, когда
подтверждение степени ограничения трудоспособности в отличие от
инвалидности требует переосвидетельствования каждые два года. И это мы
не можем рассматривать иначе, как еще одно наказание за желание
учиться и работать.

Сокращение пенсий для работающих инвалидов и лишение нас части льгот
еще можно было бы как-то понять, если бы средняя заработная плата
инвалидов в РФ существенно превышала размеры пенсии или если бы
получение работы было связано с осуществлением эффективных
реабилитационных программ. На деле же получается совершенно наоборот.
Органы МСЭ, присваивая инвалидам I группы 2-ю степень
трудоспособности, а инвалидам III группы - 3-ю степень, делают это
совсем не потому, что им удалось добиться этого в результате
реабилитации, а просто потому, что инвалид, как правило, сам, за свои
средства получил образование или освоил профессию.

И уж совсем странно лишать инвалида части пенсии и льгот не только
тогда, когда он получил работу, но и в тех случаях, когда он только
может ее получить, но еще не получил и, может быть, не получит еще
очень долго.

Не менее важно и то, что и обеспечение средствами реабилитации сегодня
тоже привязано не к инвалидности, а все к той же степени ограничения
трудоспособности. Сегодня в федеральном бюджете заложены огромные
деньги, чтобы каждый инвалид мог получить полагающиеся ему по закону
средства реабилитации. Но для того, чтобы их получить, нужно оформить
индивидуальную программу реабилитации (ИПР), что в индивидуальном
порядке, как правило, совершенно невозможно без прохождения МСЭ, т.е.
все того же наказания выбором между всеми правами инвалида и
возможностью работать и учиться. Эта подмена принципа инвалидности
абсурдным принципом степени трудоспособности представляет собой особую
опасность для молодых и наиболее активных инвалидов, которым не
избежать прохождения МСЭ. Сегодня есть немало работодателей, готовых
предоставить работу инвалидам, но все они требуют для этого справки
МСЭ, удостоверяющие 2-ю или 1-ю степень трудоспособности, что ставит
всех желающих работать перед той же дилеммой: либо возможность
работать, либо полная пенсия и все остальные льготы, положенные по III
степени. И этот выбор придется делать совершенно независимо от того,
сможет ли инвалид найти себе работу или нет.

Ограничения инвалидов разных групп существуют совершенно независимо от
того, есть у них работа или нет, и даже от того, хотят ли они вообще
работать или нет. О сокращении пенсий в связи с трудоустройством, а
особенно в связи с желанием только найти работу, не должно быть и
речи.

Такое сокращение, используемое в правовой практике ряда промышленно
развитых стран, можно было бы счесть оправданным лишь при трех
условиях:

* во-первых, если бы размер зарплаты, получаемой инвалидом,
превосходил бы его пенсию в несколько раз.
*
* во-вторых, если бы само это сокращение пенсии вступало в силу не
тогда, когда инвалиду устанавливают ту или иную степень ограничения
трудоспособности, а тогда и только тогда, когда он получает работу с
зарплатой, оговоренной в первом пункте, и, соответственно,
прекращалось бы (т.е. происходило бы восстановление пенсии) сразу
после увольнения инвалида.
*
* в-третьих, если бы присвоенная инвалиду степень ограничения
трудоспособности определялась не его личными особенностями,
способностями и ценностными ориентациями, а проведенными за счет
государства реабилитационными программами, способными превратить
инвалида в ценного специалиста и полноправного гражданина, т.е.
коренным образом меняющими качество его жизни.
*
Но, как видно из законов и из весьма грустной и издевательской
правоприменительной практики, ни одно из этих трех условий не
выполняется, а потому и сокращение пенсий по вышеуказанным мотивам
является в высшей степени необоснованным и несправедливым.

Инвалидов, которые не могли бы работать вообще, нет или почти нет.
Есть государства и общества, которые не создают условий для такой
работы, но наказывать за это именно инвалидов крайне странно и
абсурдно.

Приложение 2

До принятия так называемого закона о монетизации льгот была в
Федеральном законе о социальной защите инвалидов в РФ 30-я статья, в
которой прямо было сказано:

"Дети - инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные
работники, осуществляющие уход за детьми - инвалидами, а также
инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах
транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения,
кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда
на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и
автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд
туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям -
инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к
месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации
не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I
группы или ребенка - инвалида.

Детям - инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право
бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах
пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов".

Вместо этой статьи инвалиды России получили денежную выплату, которая,
как показывает наш опыт, совершенно несоразмерна с затратами на
транспорт. Такая замена 30-й статьи крайне неудобна и представляет
собой ущемление прав инвалидов по следующим причинам:

* во-первых, в ряде регионов для инвалидов были введены специальные
ежемесячные проездные билеты. Но за таким билетом инвалидам нужно
совершать ежемесячные поездки, порой весьма утомительные, и, кроме
того, действует такой билет вместе со справкой об инвалидности и с
паспортом, так что эти ценные документы приходится все время возить с
собой, постоянно подвергая их опасности;
*
* во-вторых, в тех случаях, когда инвалиды предпочитают расплачиваться
наличными, это чисто физически часто бывает им крайне неудобно,
особенно безруким или слепым;
*
* И, в-третьих, - и это, пожалуй, главное - право на проезд в
городском и пригородном транспорте для инвалидов фактически сузилось
до пределов региона проживания. Как только инвалид покидает тот
регион, где он прописан, уезжая, например, на учебу или на лечение, он
теряет региональные льготы.
*
В этой связи необходимо восстановить 30-ю статью ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" или ввести иную систему, расширяющую право на
льготный проезд на всю территорию РФ. Это может быть сделано,
например, путем введения универсальных документов, действующих на всей
территории РФ, или системы обмена документов, подтверждающих право на
льготный проезд в одном регионе, на аналогичные документы, действующие
в регионе нахождения инвалида.

Не менее важно и законодательное закрепление права инвалидов I группы
на проезд с сопровождающим. В перспективе, когда будет обеспечена
доступность для инвалидов всех социально значимых объектов, это право
можно будет существенно сократить, но пока до этого далеко, право на
бесплатное сопровождение равносильно для целого ряда категорий
инвалидов I группы праву на льготный проезд, так как по-другому они
нередко ездить просто не могут.

Приложение 3

Еще в 1995 году в 20-й статье федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" было закреплено семь норм,
устанавливавших квотирование рабочих мест для инвалидов, а 21-я статья
этого закона содержала до 2004 г. положение, которое делало 20-ю
статью не просто благим пожеланием, а нормой закона. "В случае
невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу
инвалидов, - говорилось в этой статье, - работодатели вносят
обязательную плату в установленном размере за каждого
нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Полученные средства расходуются целевым назначением на создание
рабочих мест для инвалидов".

Как известно, законом о монетизации льгот эта часть статьи утратила
силу, что превратило 20-ю статью и первую часть 21-й статьи этого
закона в благое пожелание. Все попытки сохранить региональные нормы
квотирования, установленные за 10 лет действия 3-й части 21-й статьи,
были ликвидированы, а предпринятые в 2005 году попытки ряда регионов,
в том числе и Московской городской думы, эти нормы сохранить несмотря
на закон о монетизации льгот, были опротестованы в судебном порядке и
успеха не имели. И хотя в Москве рабочие места для инвалидов еще
создаются, 1-я часть 21-й статьи более не выполняется даже
государственными учреждениями, которые должны показывать пример
исполнения федеральных законов.

Мы требуем, поэтому, восстановить 3-ю и 4-ю части 21-й статьи
федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" и закрепить право региональных властей устанавливать
размеры платы, вносимой теми, кто не выполняет положенную квоту, в
Налоговый кодекс РФ, так как только это сделает норму закона о
квотировании рабочих мест действительно действующей и юридически
неуязвимой.

За несколько лет действия этой нормы закона в Москве некоторые
инвалиды получили работу, а многие другие получили реальные основания
надеяться на получение работы в ближайшем будущем. Восстановление
квотирования в полном объеме имеет, таким образом, большое социальное
и психологическое значение.

Выпуск листа на новом месте: 1984

   "Serguei A. Novikov" 2006-05-27 16:14:02 (#554375)

[TIFLO] О митинге инвалидов1

Митинг протеста инвалидов

20 мая на Пушкинской площади в Москве с 12 до 14 часов прошел митинг
инвалидов, подготовленный Организационным комитетом по координации и
проведению протестных акций в защиту социальных прав инвалидов (в
некоторых сообщениях в силу недоразумения он был назван по имени сайта
комитетом "Наше право"). В митинге принимали участие около 300
человек, в основном инвалиды по зрению, хотя среди выступавших были и
представители Интернет-сообщества "Страна глухих", Фонда инвалидов
войны в Афганистане, инвалидов с дефектами опорно-двигательной системы
и других (в ряде сообщений число участников митинга было ошибочно
занижено до 100 человек).

Несмотря на явные сложности с передвижением на митинге присутствовали
люди из Москвы, Московской области и ряда соседних областей (например,
Калужской). Среди собравшихся было много людей молодого и среднего
возраста, а среди выступавших были студенты и аспиранты.

На митинге выступили члены Оргкомитета Е.Т. Новикова, А.Г. Капрова,
С.А. Новиков, Л.А.Бабоян, В.А. Кузнецов, Н.А. Агафонова и многие
другие. Выступавшие остро критиковали такие аспекты социальной
политики, как: пенсионная реформа, предполагающая назначение пенсий не
по группам инвалидности, а по степени ограничения способности к
трудовой деятельности; ущемление права на проезд пределами региона
проживания инвалида; выхолащивание нормы закона о квотировании рабочих
мест для инвалидов; дискриминация инвалидов в отношении улучшения
жилищных условий (в частности, недоступность для инвалидов ипотечных
кредитов); а также ухудшение положения на предприятиях, находящихся в
собственности организаций инвалидов. Митингующие держали лозунги:
"Инвалиду работу и доступное жилье!", "Не наказывайте нас за желание
работать и учиться!", "Предприятиям инвалидов - госзаказ!", "Верните
право на льготный проезд по всей России!" и "Нам нужны не подачки, а
справедливые законы!".

Характерно, что митинг был организован не традиционными организациями
инвалидов, а активистами инвалидами, которые представляют наиболее
активную их часть. Они действовали по следующему плану. Оргкомитет
направил свои требования по электронной почте всем органам власти:
Президенту, в Госдуму и в Совет Федерации, в Общественную палату и
Уполномоченному по правам человека, а также правительствам Москвы и
Московской области. Представители этих органов власти были приглашены
на митинг, но за исключением представителей Правительства Москвы никто
не пришел. Эти требования были направлены также и представителям всех
официально зарегистрированных политических партий с целью включения в
предвыборные программы этих партий. Сам митинг был организован в
поддержку этих требований и направлен прежде всего на то, чтобы
привлечь к ним самое широкое внимание. Теперь обращение Оргкомитета
будет направлено в органы власти по почте с приложением резолюции
митинга и списка подписей в поддержку этого обращения из других
регионов России. Если требования Оргкомитета не получат положительного
отклика органов власти, Оргкомитет организует новую волну акций осенью
этого года. Мощный отклик инвалидов на призыв Оргкомитета связан с
тем, что в результате перехода на новый принцип начисления пенсий одни
инвалиды сейчас в массовом порядке теряют часть своих пенсий, а
другие - работу. На митинге был оглашен список городов, в которых
инвалиды высказали поддержку требованиям Оргкомитета. Судя по
географии этого списка, активисты из этих городов вполне могли бы
создать общероссийское протестное движение инвалидов.

Из числа приглашенных политических партий откликнулись только КПРФ
(депутат Госдумы Любовь Швец) и РКРП-РПК (помощник депутата Госдумы
Александр Батов). Все они выразили поддержку требованиям инвалидов.

В ряде выступлений, а также в резолюции, принятой в конце митинга,
было выражено требование отставки Зурабова с поста Министра
здравоохранения и социального развития как одного из основных авторов
пенсионной реформы и закона о монетизации льгот.

На митинге присутствовали корреспонденты ряда телеканалов и
радиостанций, а также иностранные корреспонденты. Митинг получил
широкое освещение в средствах массовой информации.

Этот митинг стал ярким свидетельством изменения настроений среди
инвалидов в России. В резолюции и в ряде выступлений отмечалось, что
ухудшение положения инвалидов происходит на фоне роста ВВП,
государственного бюджета и золотовалютных резервов, что особенно
возмутило участников митинга и, собственно, заставило их перейти от
прошений, петиций и обращений к протестным действиям как форме
давления на органы власти. Это, несомненно, новая тенденция,
порожденная реформами последних лет. По мнению некоторых участников
митинга, 20 мая можно считать датой рождения гражданской активности
инвалидов России. Так это или нет - покажет способность Оргкомитета
развернуть действительно всероссийское движение за социальные права
инвалидов.

Оргкомитет

Выпуск листа на новом месте: 1983

   "Serguei A. Novikov" 2006-05-27 16:13:57 (#554374)

[TIFLO] Митинг инвалидов2

РЕЗОЛЮЦИЯ
митинга в защиту
социальных прав инвалидов

Мы чуть ни каждый день слышим о том, что в России растет внутренний
валовой продукт, увеличиваются золотовалютные резервы, больше
становятся государственный бюджет и реальные доходы граждан, а между
тем положение инвалидов продолжает ухудшаться как в материальном, так
и в правовом отношении. Это происходит из-за отхода социальной
политики последних лет от основных принципов и норм социального
государства, и прежде всего от принципа социальной защиты инвалидов.
Основная ответственность за это лежит на тех депутатах Государственной
Думы и чиновниках, которые разрабатывали и принимали антисоциальные
законы, и прежде всего на Михаиле Зурабове - министре здравоохранения
и социального развития, который ранее возглавлял пенсионный фонд.

Мы решительно протестуем против этих законов и требуем отставки М.
Зурабова с поста Министра здравоохранения и социального развития.

Мы поддерживаем обращение "Не допустим ущемления наших прав и
дискриминации инвалидов" и требуем коренного пересмотра социального
законодательства и социальной политики, в результате которого должны
быть закреплены:

1. Начисление пенсий и получение других льгот не по степени
ограничения способности к труду, а по существующим группам
инвалидности.

2. Права на льготный проезд для инвалидов (включая льготу на
сопровождающего для инвалидов I группы), действующие на всей
территории РФ.

3. Наполнение нормы закона о квотировании рабочих мест для инвалидов
реальным содержанием.

4. Внесение в новый Жилищный кодекс и другие законодательные акты
положений, закрепляющих льготы инвалидов на улучшение жилищных
условий.

5. Создание в рамках национального проекта по жилью специальных
федеральных и региональных фондов для ипотечного кредитования или
субсидирования инвалидов, приобретающих жилье по рыночным ценам.

6. Введение государственных заказов на продукцию предприятий,
находящихся в собственности организаций инвалидов, при условии
строгого соблюдения этими предприятиями Гостов и технических условий
на выпускаемую ими продукцию.

7. Разработка и осуществление программ по модернизации предприятий,
находящихся в собственности обществ инвалидов, при непосредственном
участии как самих обществ инвалидов, так и трудовых коллективов этих
предприятий.

8. Совершенствование правовых и организационных механизмов назначения
инвалидам индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Мы призываем президента РФ, депутатов Государственной Думы и членов
Совета Федерации Федерального собрания РФ, а также чиновников,
политических деятелей и средства массовой информации обратить на эти
требования самое серьезное внимание. Если эти требования будут
проигнорированы сегодня, как уже были фактически проигнорированы
многочисленные обращения инвалидов в органы власти, - завтра по всей
России поднимется волна протеста инвалидов, которая сделает Россию
посмешищем в глазах международного сообщества.

20 мая 2006 г.

Выпуск листа на новом месте: 1982

   "Serguei A. Novikov" 2006-05-27 16:13:48 (#554373)

[TIFLO] Съезд

УДК

В.Э. Гаманович,

преподаватель кафедры

тифлопедагогики УО БГПУ им. М. Танка,

(Минск, Республика Беларусь)

К проблеме исследования и

психолого-педагогической коррекции ролевого поведения младших школьников с нарушениями
зрения

Автор рассматривает возможность развития ролевого поведения детей с нарушениями
зрения в процессе коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в курсе
<Социально-бытовая ориентировка>.

Ключевые слова: социальная роль, ролевое развитие, ролевое поведение, социально-бытовая
ориентировка, социально-бытовая компетенция.

Практика обучения, воспитания и реабилитации инвалидов по зрению показывает,
что к интеграции в общество способны только те, которые достигли определенного
уровня социальной мобильности, формирующейся в процессе усвоения знаний о содержании
конкретных социальных ролей, овладения умениями и навыками их выполнения, выработки
ролевого поведения.

В современных психолого-педагогических исследованиях (Н.Н. Зайцева, Л.Ф. Филькевич,
О.В. Хухлаева, М.М. Ярмолинская и др.) формирование способности к адекватному
выполнению социальных ролей рассматривается как одно из направлений решения проблемы
социализации ребенка как с нормальным, так и с нарушенным зрением. Усвоение социальных
ролей способствует формированию индивидуальности ребенка, а также обеспечивает
формирование его готовности к самореализации, непосредственно связанной с уровнем
овладения социальными ролями.

Определенная социальная ситуация требует от ребенка исполнения определенной социальной
роли, смена социальных ситуаций влечет за собой и смену социальных ролей. Вместе
с тем, экспериментальные исследования Н.Н. Зайцевой обнаружили наличие преобладания
жестко фиксированных социальных ролей у детей с нарушениями зрения уже в младшем
школьном возрасте. Как правило, это роль <больного ребенка>, в лучшем случае
- это только <ребенок> без попыток взять на себя роль <взрослого>, когда этого
требует социальная ситуация. Такая роль становится фиксированной в поведении
ребенка. При этом дети отличаются повышенной конфликтностью в общении со сверстниками
и взрослыми, требуют к себе излишне повышенного внимания, несамостоятельны в
решении элементарных задач жизнедеятельности, а потому зависимы от окружающих.
Социальная роль <больной ребенок> впоследствии может спровоцировать инвалидизацию
личности, обозначаемую как <социальная инвалидность> [5].

Понятие социальной роли связано с многообразием функций, которые человек выполняет
и способен выполнять в социуме. Эти функции представлены в нормативно одобренных
образцах поведения, ожидаемых от него в зависимости от того, каковы его позиции,
статус, отношения с другими людьми и т.д. Эти ожидания, определяющие общие контуры
социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: их
творцом является не индивид, а общество. Оптимальное выполнение социальной роли
предполагает гармонию прав и обязанностей. Нарушение которой, приводя к доминированию
только обязанностей или только прав, может свидетельствовать о том, что социальная
роль не совсем усвоена.

Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание (эспектация) - фиксация
прав и обязанностей и ролевое исполнение (игра). Определенная согласованность
ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального
взаимодействия индивида с окружающими [2].

С самого рождения ребенок является носителем различных ролей и учится их исполнять
во взаимодействии двух указанных выше сторон. Процесс приобретения ролей особенно
интенсивно и успешно происходит в игре. Две главные формы поведения ребенка -
подражание окружающим и отождествление себя с другими - выделяются в игре. Дети
играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей,
таким образом обучаясь выполнению разнообразных социальных функций. Ребенок учится
ставить себя на место других и может <посмотреть> на себя со стороны. Любое поведение
ребенка <на людях> - это всегда игра роли. Обучение выполнению большинства социальных
ролей начинается обычно в раннем детстве в сюжетно-ролевой игре. У детей с нарушениями
зрения возникает замедленность динамики обучения игровым действиям. Визуальная
депривация в состояние обусловить недостаточную сформированность у ребенка личностных
установок, самооценки, способности к контролю за собственными действиями. Чаще
всего, вырастая, они придерживаются мнения, что окружающие и общество в целом
должны о них заботиться, обеспечивать им выживание, а потому оказываются социально
неадаптированы. Как уже указывалось выше, такую социальную роль, занимаемую инвалидами
по зрению, можно охарактеризовать не только как роль <ребенка>, но в большей
степени - как роль <больного ребенка>. К гипертрофированному развитию социальной
роли <больного ребенка> может привести резкое сужение включенности слепого ребенка
в систему социальных взаимодействий, акцентирование (в основном со стороны семьи)
его <особенности>, <ущербности> [1, 5].

С возрастом и расширением опыта выполнения ролей в играх ребенок получает возможность
идентифицировать себя не только с теми ролями, которые он непосредственно наблюдал,
но и с теми, о которых узнал из книг, кинофильмов, телепередач. Поэтому повзрослеть
- это значит достаточно определиться в системе социальных ролей. Голованова Н.Ф.
выделяет три стадии обучения ребенка исполнению ролей, указывая на то, что овладение
ролью сложный процесс. Первая стадия - имитация роли. Ребенок имитирует внешнее
поведение взрослого (<читает> газету, не умея читать). Вторая стадия - игра в
роль. Ребенок принимает ролевое действие как сценарий игры (игра в больницу).
Третья стадия - ролевое наполнение поведения. Ребенок уже представляет социальное
ожидание окружающих на свои действия в избранной роли, например, <послушного
сына>. Он способен посмотреть на себя со стороны, проявить рефлексию и руководить
своим ролевым поведением.

Чтобы успешно исполнять свою поведенческую роль, ребенок должен располагать:

- во-первых, определенными внешними ролевыми символами: определенной одеждой,
прической (растрепанный и неряшливый ребенок не может быть <хорошим учеником>),
реквизитами ролевого действия (школьные принадлежности и т.д.);

- во-вторых, стандартным <репертуаром> этой роли (владеть им): определенный набор
обращений, выражений (<волшебных слов>, в которых для детей заключены правила
вежливости), определенный объем известной общекультурной информации, чтобы участвовать
в общении;

- в-третьих, определенными социальными ожиданиями: достаточными представлениями
о том, почему так значимо освоить эту социальную роль, какова будет реакция окружающих
людей на его правильное или слабое владение ролью [4].

Если эти три составляющие имеют место и демонстрируются ребенком в поведении,
можно говорить о его успешном ролевом развитии.

Возникающие по разным причинам особенности психического развития у детей с нарушениями
зрения, по-видимому, в состоянии оказать большое влияние на их ролевое развитие.

Совершенно очевидно, что коррекционно-педагогическая работа по формированию ролевого
поведения слепых и слабовидящих младших школьников должна быть системной и комплексной.
При этом большое значение в ее осуществлении принадлежит коррекционному курсу
<Социально-бытовая ориентировка>, решающему задачу формирования социально-бытовой
компетентности младших школьников с нарушениями зрения.

Формирование социально-бытовой компетенции детей с нарушениями зрения существенно
затруднено в силу особенностей их познавательной деятельности, обусловленных
зрительной депривацией. В отличие от нормально видящих сверстников, социальное
развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети
младшего школьного возраста с нарушениями зрения не в состоянии самостоятельно
выделять и осваивать образцы решения социальных и бытовых задач [3].

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками социально-бытовой ориентировки
создает условия к усвоению детьми с нарушениями зрения разнообразных социальных
ролей, на наш взгляд, в ряду которых ведущее значение принадлежит ролям <взрослый>
и <ребенок>. Целью данного курса является подготовить слепого или слабовидящего
ребенка к независимой, самостоятельной жизни, к реализации социальной роли <взрослый>.

Психолого-педагогическая разработка проблемы формирования социально-бытовой компетенции
в системе коррекционно-развивающих занятий по социально-бытовой ориентировке
требует изучения влияния зрительного дефекта на развитие ролевого поведения младших
школьников, которое следует проводить в таких направлениях, как влияние семьи
и школы на развитие ролевого поведения, зависимость ролевого развития от степени
тяжести зрительного дефекта и дополнительных дефектов и заболеваний у ребенка.

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.:
<Академия>, 2001. - 192 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Изд-ий центр <Академия>,
2000. - 264 с.

3. Белянкова О.В. Образовательная область <Социально-бытовая адаптированность>
и ее значение для развития личности старшеклассника с нарушениями зрения // Содружество
наук. - Барановичи, 2005: Материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей.
- Барановичи: УО <БарГУ>, 2005. - С. 17 - 19.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004.
- 272 с.

5. Зайцева Н.Н. Формирование социального опыта у слепых младших школьников
в условиях специализированной школы-интерната / Проблемы развивающего обучения:
традиции и инновации. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998. - С. 12 - 15.

В.Э. Гаманович, К проблеме исследования и психолого-педагогической коррекции
ролевого поведения младших школьников с нарушениями зрения

Рассматриваются понятия социальная роль, значение овладения социальными ролями
для психического развития ребенка. Анализируются основные составляющие, обеспечивающие
процесс овладения ребенком социальными ролями. Обосновывается высокая степень
вероятности опосредованного влияния дефекта зрения на ролевое развитие детей
с нарушениями зрения и возможности его коррекции в системе занятий по социально-бытовой
ориентировки.

Summary: The concepts a social role, value of mastering by social roles for mental
development of the child аre considered. The main components providing the process
of mastering with the child with social roles are parsed. The high confidence
figure by means of influence of defect of vision on role development of children
with violations of vision and possibility of his correction in the system of
occupations till social alignments is justified.

Выпуск листа на новом месте: 1981

   2006-05-27 11:40:15 (#554308)