[TIFLO] ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ

Николай Антонов, Венера Денискина
"Школьный вестник" n4, 2006.
НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Начало смотрите в N2 2006
4. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 - 4 классы (72 ч.)
2 класс (34 ч.)
I. Распознавание и моделирование букв плоскопечатного и адаптированного шрифтов
(используются буквы, доступные для осязательного восприятия).
Урок 1
Знакомство детей с буквами плоскопечатного алфавита.
Урок 2
Распознавание и моделирование букв А и М.
Урок 3
Распознавание и моделирование букв У и И.
Урок 4
Распознавание и моделирование букв Р и Ш.
Урок 5
Распознавание и моделирование букв Л, Н и О. Чтение руками слов, составленных
из изученных букв.
Урок 6
Распознавание и моделирование букв Т, К и Ы.
Урок 7
Распознавание и моделирование букв С, Д и П. Составление и чтение руками слов
с изученными буквами.
Урок 8
Распознавание и моделирование букв Х, З и Е.
Урок 9
Моделирование и чтение руками букв В, Ж и Й. Составление слов с изученными буквами.
Урок 10
Моделирование и чтение руками букв Ё, Ь и Б. Составление слов и кратких предложений
с изученными буквами.
Урок 11
Распознавание и моделирование букв Г, Ч и Я.
Составление и чтение руками слов и кратких предложений с изученными буквами.
Урок 12
Знакомство с буквами Ю, Э и Ф.
Проговаривание вслух алгоритмов письма изученных букв по системе девятиточия
Гебольда.
Урок 13
Распознавание и моделирование букв Ц, Щ и Ъ.
Проговаривание вслух алгоритмов письма изученных букв.
Урок 14
Адаптированные буквы У, Л и О.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 15
Адаптированные буквы С, Д и З.
Построение их моделей.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 16
Адаптированные буквы В, Ю и Э. Составление слов с адаптированными буквами.
Урок 17
Адаптированные буквы Ф, Ц и Щ.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 18
Знакомство с цифрами. Их моделирование и чтение руками.
Урок 19
Основные математические знаки и знаки препинания. Их моделирование и чтение руками.
Проговаривание алгоритмов их написания по системе девятиточия Гебольда.
Урок 20
Чтение руками обычных и адаптированных букв, цифр, математических знаков и знаков
препинания. Проговаривание алгоритмов их написания по системе девятиточия Гебольда.
II. Обучение письму.
Урок 21
Подготовка руки к письму. Прямые и наклонные линии.
Урок 22
Подготовка руки к письму. Проведение ломаных линии без отрыва ручки от бумаги.
Урок 23
Подготовка руки к письму. Горизонтальные и вертикальные линии по середине клетки
прибора.
Урок 24
Письмо букв А и М.
Урок 25
Письмо букв У и И. Слоги и слова с изученными буквами.
Урок 26
Буквы Р и Ш.
Написание слов с изученными буквами.
Урок 27
Письмо букв Л, Н и О. Слова с изученными буквами.
Урок 28
Буквы Т и К. Письмо слов и кратких предложений с изученными буквами.
Урок 29
Буквы Ы и С. Запись слов и предложений с изученными буквами.
Урок 30
Буквы Д, П и Х. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Урок 31
Буквы З и Е. Запись слов и предложений для закрепления навыков письма.
Урок 32
Запись знаков препинания.
Урок 33
Письмо букв В и Ж. Слова и предложения для закрепления написания изученных букв.
Урок 34
Буквы Й, Ё и Ъ. Запись слов и предложений для закрепления письма.
3 класс (20 ч.)
Урок 35
Повторение письма букв и знаков препинания, изученных во 2 классе.
Урок 36
Письмо букв Б, Г и Ч. Запись слов и предложений с изученными буквами.
Урок 37
Письмо букв Я и Ю. Слова и предложения для закрепления.
Урок 38
Письмо букв Э и Ф. Запись слов и предложений с этими буквами.
Урок 39
Письмо букв Ч, Щ и Ъ.
Урок 40
Проверочный диктант.
Урок 41
Запись цифр и математических знаков.
Урок 42
Закрепление и развитие навыков письма. Контрольное списывание с брайлевского
текста шрифтом Гебольда.
Урок 43
Проверочный диктант.
Урок 44
Проверочный диктант.
Урок 45
Изложение текста по памяти.
Урок 46
Знакомство с тем, как пишут в школах для хорошо видящих детей: письменные буквы.
Урок 47
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв и - И, ш - Ш, н - Н.
Урок 48
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв у - У, ц - Ц, щ - Щ.
Урок 49
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв г - Г, п - П, т - Т.
Изготовление моделей изученных букв.
Урок 50
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв р - Р, ч - Ч, к - К.
Работа с моделями.
Урок 51
Распознавание строчных и заглавных букв л - Л, м - М, я - Я. Изготовление моделей
изученных букв.
Урок 52
Самостоятельная работа. Контрольное списывание с брайлевского текста.
Урок 53
Проверочный диктант.
Урок 54
Изложение текста по памяти.
Урок 55
Проверочный диктант.
4 класс (17 ч.)
Урок 56
Повторение материала, изученного во 2 и 3 классах.
Урок 57
Упражнения для самостоятельной работы. Контрольное списывание с брайлевского
текста шрифтом Гебольда.
Урок 58
Запись математических действий: сложение и вычитание.
Урок 59
Запись математических действий: умножение и деление.
Урок 60
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв о - О, а - А, д - Д. Изготовление
моделей изученных строчных и заглавных букв.
Урок 61
Строчные и заглавные буквы ф - Ф, ю - Ю, с - С. Работа с их моделями.
Урок 62
Строчные и заглавные буквы э - Э, х - Х, ж - Ж. Работа с их моделями.
Урок 63
Распознавание строчных и заглавных букв е - Е, з - З, в - В. Создание их моделей.
Урок 64
Распознавание букв Ы, Ь и Ъ. Изготовление их моделей.
Урок 65
Работа с моделями изученных строчных и заглавных букв. Составление слов и предложений.
Урок 66
Личная подпись учащихся. Упражнения с моделями.
Урок 67
Личная подпись учащихся. Упражнения на бумаге.
Урок 68
Распознавание строчных и заглавных букв алфавита. Работа с моделями. Составление
кратких предложений.
Урок 69.
Закрепление и развитие навыков письма шрифтом Гебольда. Написание писем родным
и знакомым.
Урок 70
Изложение шрифтом Гебольда текста по памяти.
Урок 71
Написание писем родным и знакомым.
Урок 72
Итоговый диктант.
Николай Антонов, Венера Денискина
ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Начало смотрите в N2 2006
4. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 - 4 классы (72 ч.)
2 класс (34 ч.)
I. Распознавание и моделирование букв плоскопечатного и адаптированного шрифтов
(используются буквы, доступные для осязательного восприятия).
Урок 1
Знакомство детей с буквами плоскопечатного алфавита.
Урок 2
Распознавание и моделирование букв А и М.
Урок 3
Распознавание и моделирование букв У и И.
Урок 4
Распознавание и моделирование букв Р и Ш.
Урок 5
Распознавание и моделирование букв Л, Н и О. Чтение руками слов, составленных
из изученных букв.
Урок 6
Распознавание и моделирование букв Т, К и Ы.
Урок 7
Распознавание и моделирование букв С, Д и П. Составление и чтение руками слов
с изученными буквами.
Урок 8
Распознавание и моделирование букв Х, З и Е.
Урок 9
Моделирование и чтение руками букв В, Ж и Й. Составление слов с изученными буквами.
Урок 10
Моделирование и чтение руками букв Ё, Ь и Б. Составление слов и кратких предложений
с изученными буквами.
Урок 11
Распознавание и моделирование букв Г, Ч и Я.
Составление и чтение руками слов и кратких предложений с изученными буквами.
Урок 12
Знакомство с буквами Ю, Э и Ф.
Проговаривание вслух алгоритмов письма изученных букв по системе девятиточия
Гебольда.
Урок 13
Распознавание и моделирование букв Ц, Щ и Ъ.
Проговаривание вслух алгоритмов письма изученных букв.
Урок 14
Адаптированные буквы У, Л и О.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 15
Адаптированные буквы С, Д и З.
Построение их моделей.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 16
Адаптированные буквы В, Ю и Э. Составление слов с адаптированными буквами.
Урок 17
Адаптированные буквы Ф, Ц и Щ.
Проговаривание вслух алгоритмов их написания.
Урок 18
Знакомство с цифрами. Их моделирование и чтение руками.
Урок 19
Основные математические знаки и знаки препинания. Их моделирование и чтение руками.
Проговаривание алгоритмов их написания по системе девятиточия Гебольда.
Урок 20
Чтение руками обычных и адаптированных букв, цифр, математических знаков и знаков
препинания. Проговаривание алгоритмов их написания по системе девятиточия Гебольда.
II. Обучение письму.
Урок 21
Подготовка руки к письму. Прямые и наклонные линии.
Урок 22
Подготовка руки к письму. Проведение ломаных линии без отрыва ручки от бумаги.
Урок 23
Подготовка руки к письму. Горизонтальные и вертикальные линии по середине клетки
прибора.
Урок 24
Письмо букв А и М.
Урок 25
Письмо букв У и И. Слоги и слова с изученными буквами.
Урок 26
Буквы Р и Ш.
Написание слов с изученными буквами.
Урок 27
Письмо букв Л, Н и О. Слова с изученными буквами.
Урок 28
Буквы Т и К. Письмо слов и кратких предложений с изученными буквами.
Урок 29
Буквы Ы и С. Запись слов и предложений с изученными буквами.
Урок 30
Буквы Д, П и Х. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Урок 31
Буквы З и Е. Запись слов и предложений для закрепления навыков письма.
Урок 32
Запись знаков препинания.
Урок 33
Письмо букв В и Ж. Слова и предложения для закрепления написания изученных букв.
Урок 34
Буквы Й, Ё и Ъ. Запись слов и предложений для закрепления письма.
3 класс (20 ч.)
Урок 35
Повторение письма букв и знаков препинания, изученных во 2 классе.
Урок 36
Письмо букв Б, Г и Ч. Запись слов и предложений с изученными буквами.
Урок 37
Письмо букв Я и Ю. Слова и предложения для закрепления.
Урок 38
Письмо букв Э и Ф. Запись слов и предложений с этими буквами.
Урок 39
Письмо букв Ч, Щ и Ъ.
Урок 40
Проверочный диктант.
Урок 41
Запись цифр и математических знаков.
Урок 42
Закрепление и развитие навыков письма. Контрольное списывание с брайлевского
текста шрифтом Гебольда.
Урок 43
Проверочный диктант.
Урок 44
Проверочный диктант.
Урок 45
Изложение текста по памяти.
Урок 46
Знакомство с тем, как пишут в школах для хорошо видящих детей: письменные буквы.
Урок 47
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв и - И, ш - Ш, н - Н.
Урок 48
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв у - У, ц - Ц, щ - Щ.
Урок 49
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв г - Г, п - П, т - Т.
Изготовление моделей изученных букв.
Урок 50
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв р - Р, ч - Ч, к - К.
Работа с моделями.
Урок 51
Распознавание строчных и заглавных букв л - Л, м - М, я - Я. Изготовление моделей
изученных букв.
Урок 52
Самостоятельная работа. Контрольное списывание с брайлевского текста.
Урок 53
Проверочный диктант.
Урок 54
Изложение текста по памяти.
Урок 55
Проверочный диктант.
4 класс (17 ч.)
Урок 56
Повторение материала, изученного во 2 и 3 классах.
Урок 57
Упражнения для самостоятельной работы. Контрольное списывание с брайлевского
текста шрифтом Гебольда.
Урок 58
Запись математических действий: сложение и вычитание.
Урок 59
Запись математических действий: умножение и деление.
Урок 60
Знакомство с письмом строчных и заглавных букв о - О, а - А, д - Д. Изготовление
моделей изученных строчных и заглавных букв.
Урок 61
Строчные и заглавные буквы ф - Ф, ю - Ю, с - С. Работа с их моделями.
Урок 62
Строчные и заглавные буквы э - Э, х - Х, ж - Ж. Работа с их моделями.
Урок 63
Распознавание строчных и заглавных букв е - Е, з - З, в - В. Создание их моделей.
Урок 64
Распознавание букв Ы, Ь и Ъ. Изготовление их моделей.
Урок 65
Работа с моделями изученных строчных и заглавных букв. Составление слов и предложений.
Урок 66
Личная подпись учащихся. Упражнения с моделями.
Урок 67
Личная подпись учащихся. Упражнения на бумаге.
Урок 68
Распознавание строчных и заглавных букв алфавита. Работа с моделями. Составление
кратких предложений.
Урок 69.
Закрепление и развитие навыков письма шрифтом Гебольда. Написание писем родным
и знакомым.
Урок 70
Изложение шрифтом Гебольда текста по памяти.
Урок 71
Написание писем родным и знакомым.
Урок 72
Итоговый диктант.
Выпуск листа на новом месте: 1954