психологических наук, доцент кафедры тифлопедагогики,
К.Ю. Мельникова,
преподаватель кафедры тифлопедагогики, УО БГПУ им. М. Танка
(г. Минск, Республика Беларусь)
Эстетическое восприятие художественного образа школьниками с нарушениями зрения
как предмет исследования
В статье раскрываются особенности эстетического восприятия искусства и пути его
изучения.
Ключевые слова: эстетическое восприятие, эстетическая установка, личностный смысл,
художественный образ, эстетические характеристики.
В формировании и обогащении способности к образно-художественному восприятию
жизненного мира, эмоционально-ценностному отношению к нему по законам красоты
и гармонии значимое место отводится эстетическому восприятию.
Эстетическое восприятие понимается нами как процесс вычленения при чувственном
взаимодействии с предметами искусства и объектами действительности тех их свойств
и качеств, которые порождают субъективно переживаемое отношение, выражаемое
в личностных оценках и суждениях.
Структура эстетического восприятия включает в себя: эстетическую установку; эмоциональный
аспект; систему художественно-эстетических знаний и умений; оценочный аспект.
Эстетическая установка организует определенную направленность личности на избирательное
выделение, опознание и оценку эстетических признаков. Являясь целостной психофизической
настройкой человека на восприятие, эстетическая установка отражает интенцию
субъекта и определяет его готовность к творческому восприятию и преобразованию
действительности по законам красоты.
Эмоциональный аспект эстетического восприятия представлен тремя компонентами:
1) эмоциональный отклик, выражающий незначительное по силе и краткое по длительности
переживание личностного отношения субъекта к объекту и отражающий состояния удовольствия
или неудовольствия;
2) эстетические переживания формируются в процессе восприятия образно-символического
содержания художественного образа и обеспечивают преобразование субъектом эмоциональной
авторской модели в свой опыт переживания;
3)эстетические чувства отражают устойчивое избирательно-оценочное отношение человека
к окружающему миру и произведениям искусства, обусловленное ожиданием положительной
эмоции (чувства радости, духовного комфорта, катарсиса).
Система художестенно-эстетических знаний составляет логическую основу эстетического
восприятия и позволяет субъекту дешифровать информацию, заключенную в художественном
образе (пространственно-временные характеристики, символические знаки, логику
построения композиции) и <перевести ее на язык человеческих эмоций и смыслов>
[1, с.71]. Умения опознавать и выделять эстетические признаки объекта выступают
как система способов действий по <распредмечиванию содержания> художественного
образа [1, с. 72].
Оценочный аспект эстетического восприятия включает два компонента:
1) эстетические суждения, раскрывают отношение субъекта (убеждение или сомнение)
к собственной мысли и к способу принятия решения; они объективируются в речевых
высказываниях, имеющих более или менее развернутую форму;
2) эстетическая оценка, отражает значимость собственных эстетических суждений;
она формируется в процессе соотнесения их с общественно выработанными эстетическими
правилами и закономерностями, общекультурными значениями и смыслами.
Действенным средством формирования эстетического восприятия являются различные
виды искусства. Эстетическое восприятие искусства имеет существенную особенность,
которая проявляется в его диалогическом характере. Художественный образ, воплощенный
в произведении искусства, становится объектным носителем ментальных представлений
автора, которые должны быть поняты, в той или иной мере, воспринимающим. В процессе
такого диалога художественный образ обретает свой способ существования вторично
- в образах, мыслях и переживаниях воспринимающего его субъекта.
Структура художественного образа выполняет функцию настройки сознания реципиента
на эстетическое восприятие и выступает как вероятностная программа, предполагающая,
но не предопределяющая единый ответ, раскрывающий тот смысл, который объективно
заключен в образе. Эстетическое восприятие зависит как от совершенства кода
произведения, так и от <самого воспринимающего>. Последний, по мнению Л. С. Выготского,
осуществляет сложнейшую конструктивную деятельность, заключающуюся <:в том, что
из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит эстетический объект,
к которому уже и относятся все его последующие реакции> (цитата по Л. Дорфману,
Д. Леонтьеву, В. Петрову) [2, с. 30].
Эстетические признаки произведения искусства, являясь структурными компонентами
художественного образа, выступают в качестве знаков, несущих в себе определенные
значения. Последние существуют объективно вне человеческой психики и отражают
общекультурные смыслы. Если понимание эстетических признаков и закономерностей
осуществляется на основе их выделения и соотнесения с общекультурными смыслами,
то субъект эстетического восприятия находится на уровне общих значений. В эстетическом
восприятии важным является как понимание объективного смысла художественного
образа, переданного <языком> искусства, так и познание его с точки зрения своего
личностного отношения к нему - что художественный образ несет в себя для меня.
Такое своеобразие понимания художественного образа отражает существенную особенность
эстетического восприятия: в его процессе мы сталкиваемся с личностно-смысловым
видением красоты и гармонии произведений искусства и окружающего мира. Поэтому
в процессе понимания смысла эстетических признаков обязательно должны сочетаться,
с одной стороны, глубина знаний а, с другой стороны, <личная релевантность, личностная
вовлеченность> [1, с. 75]. Продуктом эстетической деятельности является выражение
не столько значения, сколько личностного смысла, который выступает как индивидуализированное
отражение отношения личности к эстетическому объекту, осознаваемое им как <значение
- для - меня>. Таким образом, в процессе эстетического восприятия интегрируются
общекультурные эстетические значения и сугубо индивидуальные смыслы, а эстетическое
восприятие выступает как сознательная рефлексия, задача на поиск смысла эстетических
свойств, признаков и закономерностей, объективно отраженных в заданном художественном
образе.
А.Н. Леонтьев отмечал, что формой осознания смысла является переживание, в процессе
которого большую роль играет эмоционально-ценностное отношение, обеспечивающее
принятие или отвержение социально принятых эстетических закономерностей. Нераздельная
сопряженность эмоциональной составляющей с рациональной придает переживанию,
возникшему в процессе эстетического восприятия, особую характеристику, отличающую
его от других эмоциональных состояний.
Общекультурные значения и смыслы обретают статус личностной ценности в процессе
интерпретации, которая трактуется как механизм установления субъектом своего
способа связи с художественной идеей автора [1]. В результате интерпретации субъект
создает из смысло-образной сюжетной ткани произведения (тематики, композиции,
семантики и т.п.) свой сюжет. Интерпретация в области искусства носит не столько
оценочно-когнитивный характер, резюмирующий мнение субъекта, сколько отвечает
потребностям субъекта в самовыражении - в выражении своего переживания, отношения
к миру и другим людям. Таким образом интерпретация художественного образа, может
выступать механизмом перевода общекультурных значений в личностные смыслы.
Эстетическое восприятие имеет оценочный характер, выражающий личностное отношение
к воспринимаемому. Оно может осуществляться различными способами в зависимости
от развития эстетического восприятия (эстетические суждения и оценки, эстетическое
созерцание) и уровней его проявления. На эмоциональном уровне выражается отношение
к собственным эмоциональным реакциям, к эстетическим переживаниям и чувствам
(например, оставляет равнодушным, нравится, удивляет, восхищает). На когнитивном
уровне эстетическое отношение отражает степень понимания субъектом эстетических
характеристик художественного образа (изящный, ритмичный, пластичный, гармоничный
и т.п.). А также выражает принятие и оценку общекультурных эстетических закономерностей
и правил: например, способы построения симметрии, гармоничное уравновешивание
пространства, правила передачи динамики и пр. На поведенческом уровне данное
отношение отображает личностную позицию к <распредмеченному художественному образу>
[1, c. 72], воссозданному вторично в переживаниях человека его воссоздающего.
При изучении эстетического восприятия необходимо выявить особенности его проявления
на всех трех уровнях.
На когнитивном уровне необходимо исследовать:
1) степень понимания смысла и значения эстетических характеристик;
2) особенности понимания способов и закономерностей использования эстетических
характеристик для создания художественного образа;
3) уровень сформированности умений выделять эстетические признаки, отраженные
в художественном образе;
4) своеобразие детских эстетических суждений, раскрывающих личностное отношение
к воспринимаемому.
Исследование особенностей проявления эстетического восприятия на эмоциональном
уровне предполагает изучение:
1) особенностей установления взаимосвязи между эстетической характеристикой
художественного образа и его внутренним содержанием (личностные суждения, характеризующие
<выразительность> формы);
2) уровней сформированности умений отразить свои чувства и отношения через эмоционально-образные
характеристики формы;
3) своеобразие проявлений эмоционально-ценностного отношения.
Проявление эстетического восприятия на поведенческом уровне исследуется в процессе
изучения:
1) особенностей деятельности, направленной на творческое преображение
художественного образа;
2) уровня готовности к самостоятельному созданию художественного образа
согласно собственному замыслу.
В процессе экспериментального исследования эстетического восприятия художественного
образа необходимо учитывать закономерности его становления, которые раскрываются
в следующих теоретических предпосылках:
- эстетическое восприятие - это особый вид перцептивной деятельности, в процессе
которой из получаемых внешних впечатлений воспринимающий сам создает эстетический
объект, относя к нему все свои последующие реакции;
- эстетическое восприятие имеет сложную структуру, включающую в себя ряд тесно
взаимосвязанных между собой структурных компонентов, отражающих три уровня его
проявления: эмоциональный, когнитивный, поведенческий;
- эстетическое восприятие художественного образа имеет диалогический характер,
реализующийся в процессе <сосуществования> человека и искусства в субъект-объект-субъектном
взаимодействии.
Литература
1. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве
- искусство творчества. М. 2000. 549 с.
Дорфман Л. М., Леонтьев Д.А., Петров В. Неклассический подход в эмпирических
исследованиях искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М.
2000.
З.Г. Ермолович К.Ю. Мельникова. Эстетическое восприятие художественного образа
школьниками с нарушениями зрения как предмет исследования.
В статье дается характеристика структурных компонентов эстетического восприятия.
Анализируются основные теоретические положения, определяющие особенности его
становления при восприятии художественного образа, раскрываются основные направления
исследования.
Summary: The characteristics of the aesthetic perception structural components
are given in the article. It is analyzed the basic theoretical notions defining
the peculiarities of perception becoming while word picture apperception and
is depicted basic trends of its study.
Выпуск листа на новом месте: 1976