Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Глазами родителей

Хочется затронуть, поднять еще одну важную проблему, которую мы почему-то почти
всегда оставляем, что называется, на задворки, но которая имеет чрезвычайно важное
значение. Речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
По этому поводу у нас должна выступить Суворова Светлана Феликсовна. Светлана
Феликсовна сама себя, я думаю, представит. Мы просим взять слово.

Спасибо.

Суворова С.Ф. Здравствуйте!

К сожалению, та тема, о которой я буду говорить, она касается не только детей
с ограниченными возможностями в том понимании, в котором сейчас рассматривает
их социальная политика. Практически все, что связано с социальной поддержкой,
с педагогической поддержкой, со специальным образованием на сегодняшний день
все более и более плотно под предлогом адресности оказываемой социальной помощи
привязывается к понятию "инвалидность", то есть то, что вот во всем мире называется
ограниченными возможностями.

У нас на сегодняшний день мало того, что все меньше и меньше рождается детей.
К сожалению, как известно, и, я думаю, педиатры это подтвердят все, и об этом
уже говорилось здесь, все большее и большее количество детей страдает различными
патологиями и различными проблемами развития. То есть те проблемы, с которыми
сталкивается образование, те проблемы, которые касаются вот именно этих детей,
детей с ограниченными возможностями, это то, что гораздо шире понятия инвалидности.
Это то, что не всегда нуждается в адресной социальной поддержке и помощи в том
контексте, в котором это принимается во всех национальных программах сегодня,
а это те проблемы развития, часть из которых в значительной мере корректируется
путем специального образования ребенка и специальных мер по поддержанию его здоровья
и развития.

Что же происходит на сегодняшний день? Если можно, совсем кратко, буквально на
полминуты я погружусь в историю. В 80-х годах, как известно, международная общественность
объявила международное десятилетие инвалидов. Советский Союз тогда при бесплатном
здравоохранении, пенсионном обеспечении и тому подобное, но Советский Союз категорически
отказался участвовать в этих программах, потому что наш тогдашний глава государства
Леонид Ильич Брежнев заявил, что в нашей стране ликвидированы социальные причины
инвалидности, поэтому к нам это не относится.

За это десятилетие инвалидов весь мир, все люди с ограниченными возможностями,
родители детей с ограниченными возможностями и родители тех детей, которые страдали
так называемыми "пограничными состояниями", то, что в нашей стране называется
"пограничное состояние", добились очень многого.

Поэтому практически все наши родители и специалисты, выехав в какую-нибудь экономически
развитую страну, говорят: ой, как же там, у немцев, люди живут, да! Там так инвалидам
живется, как у нас здоровым во сне не снилось.

На самом деле, как это ни удивительно и как это ни парадоксально, это не так.
Более чем за 100 лет в нашей стране сложилась прекрасная русская школа дефектологии,
которая, конечно, специфическим образом привязана к нашей национальной культуре,
нашим национальным традициям, нашему национальному языку. Но тем не менее, по
оценкам очень многих специалистов, эта школа действительно одна из лучших в мире.

В нашей системе образования на нашей почве в основном дефектологи работают в
системе специализированных учреждений, в так называемых коррекционных образовательных
учреждениях. Это уже так исторически и организационно сложилось.

Очень многие дети, которые поступали в эти коррекционные образовательные учреждения,
за 12 лет обучения там полностью компенсировали большинство недостатков своего
развития, вливались в трудовую жизнь, интегрировались в общество, поступали в
общие гражданские средние специальные и высшие учебные заведения либо работали.

Что происходит сейчас? Я буду говорить очень коротко, потому что то, что происходит
сейчас, можно назвать вообще тремя словами - ликвидация специального образования
в принципе. Если говорить о цифрах. Около 10 лет разрабатывается, Олег Николаевич
тут может дать более подробную и точную консультацию, потому что он один из основных
носителей этого закона, разрабатывается и пытается каким-то образом пробиться
закон о специальном образовании. Этого закона нет, и на сегодняшний день у нас
как бы мы даже не можем мечтать о том, что он будет, его не принимают к рассмотрению.

По данным Министерства образования, в 2000 году в нашей стране на территории
Российской Федерации находилось 1967 специальных учебных коррекционных заведений
для детей с проблемами развития. В 2005 году, по данным Министерства образования,
этих учреждений было 1947. По данным этого же Министерства образования, в 2005-2006
году их осталось 1810.

Больше 100 учреждений закрыто. Специалисты разогнаны. По регионам им предлагают
переходить в дошкольные обычные учреждения, проходить переобучение и через службы
занятости находить себе новую работу. Я повторяю, более 100 лет формировалась
школа отечественной дефектологии.

В приоритетных направлениях развития образования на ближайшее время справка...
То есть приоритетные направления одобрены заседанием правительства 9 декабря
2004 года. Единственное, что относится к детям с ограниченными возможностями,
единственное - это пункт 6 Основных задач, которые нужно будет решить в реализации
приоритетных направлений развития образования. Как вы думаете, какой этот 6 пункт?

Пункт 6-й звучит следующим образом: "Особую роль при решении вопросов развития
специального образования, защиты прав детей-сирот и детей с ограниченными возможностями
должны сыграть: попечительские советы, включающие представителей общественности,
органов власти и бизнес-сообществ, региональные и муниципальные советы родительской
общественности".

То есть на сегодняшний день при увеличении, объективном увеличении количества
детей с проблемами развития резко уменьшается количество коррекционных учебных
заведений, сокращается количество работающих и мест работы для специалистов,
которые компенсируют эти проблемы развития. И фактически дети, дети-инвалиды
и дети, имеющие проблемы развития, но которые могли бы быть интегрированы в общество,
могли бы полноценно жить и работать, выносятся за скобки, на домашнее обучение.
Более подробно об этом скажет мама больного ребенка, которая тоже будет выступать
сегодня.

Я бы очень хотела, если можно, обратиться к вам с просьбой. Принять на этих общественных
слушаниях, к сожалению, скажу правду, очередное, но все-таки обращение к депутатам
Государственной Думы. Во-первых, рассмотреть и все-таки принять закон "О специальном
образовании". И второе - это обязать в обязательном порядке обращение к правительству,
связанное с недопущением мер по ликвидации специальных коррекционных учебных
заведений.

И вы знаете, мне хотелось бы выполнить еще одно поручение. У нас собрание родителей.
Но, тем не менее, есть целая категория людей в нашей стране, за которых некому
вступиться и которые полностью лишены, не только своего конституционного, но
и зафиксированного в международных документах права на образование, даже в надомной
форме. Это те сироты, которые находятся, не взирая безотносительно к интеллектуальному
развитию, к их интеллектуальным возможностям, это те сироты, которые находятся
в учреждениях системы социальной защиты населения. В этих учреждениях не осуществляются
образовательные мероприятия, дети не обучаются. Многие, кто заканчивает эти детские
специальные учреждения, дети-инвалиды переходят в дома-интернаты, будучи абсолютно
неграмотными, не имея никаких социальных перспектив. Это все под постоянную болтовню
о заботе государства о детях-сиротах. Необходимо решать эту проблему и сделать
все для защиты конституционного права на образование этой категории граждан России
- детей и взрослых-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной
защиты населения.

Все. Спасибо.

Смолин О.Н. Спасибо большое, уважаемая Светлана Феликсовна.

Поскольку опять же было прямое обращение, вынужден дать две справки, как выпускник
специальной школы, как член центрального правления Всероссийского общества слепых
и даже почетный член Всероссийского общества инвалидов.

Позиция первая. Действительно в советский период очень много стеснялись говорить
о проблемах инвалидов, но при этом очень основательно им помогали. И возможности
получить образование, и трудоустройство, и доходы, извините, были вполне приличные
по нашим тогдашним меркам. Сейчас мы намного больше стали говорить о проблемах
инвалидов, но, к сожалению, намного меньше стали им помогать. Таков парадокс.

Теперь что касается второй части. Действительно более 10 лет мы работали над
законом "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Дважды его
принимала вторая Государственная Дума, дважды его отклонял Президент Ельцин.
Президент Путин дал прямое поручение своей администрации согласовать с нами текст
этого закона. Администрация поручение президента провалила. Все наши обращения
ничего не дали.

Сейчас подготовлена новая версия этого законопроекта, мы его скоро будем выносить,
очень хочется верить, что он станет законом. Но если сказать совершенно честно,
положа руку на сердце, то для этого нужна несколько другая политическая ситуация.

К сожалению, вот дети-инвалиды, может быть, потому что они не выходят и не перекрывают
Ленинградское шоссе, или что-нибудь там другое, поэтому на них пока государство
денег по-настоящему выделять не собирается. Хочется верить, что это рано или
поздно изменится.

Спасибо.

Выпуск листа на новом месте: 1599

Ответить   Wed, 21 Dec 2005 00:55:36 +0300 (#492469)