Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Вхождение в постгутенбергову эру

<Учительская газета> - Он-лайн #50 (10079) / 2005-12-13
Вхождение в постгутенбергову эру

Электронная книга - это не просто копия версии традиционной книги, это нечто
новое. Ее мобильность и изменчивость содержания, оперативное обновление, потенциальная
сверхъемкость подталкивают читателя к широкому обмену смыслами и значениями.
Новые технологии позволяют электронной книге стать частью глобального полилога,
новым динамичным способом бытования самой культуры.

Новая форма рождает не только иной тип трансляции знания, но и иной тип общения.
Книгу, помещенную в интернет, могут прочитать все. Этот феномен удачно
назван С. Харнадом <skywriting> - вычерчивание знаков в воздухе, на небе. В толковании
автора это означает, что печатный текст <приземлен> и доступен немногим.
Электронный же текст как бы на небе, его все могут увидеть сразу и мгновенно.

Итальянский мыслитель Умберто Эко считает, что интернет не удаляет, а, наоборот,
возвращает к книге. И благодаря гипертексту увеличивает цепочку бесконечных
переходов от одного вида медиа к другому.

Компьютер, по сравнению с телевидением, предоставляет возможность более интеллектуальной
коммуникации, развивает элементарную грамотность и учит работать
с текстовым материалом, т.е. выводит на передний план вербальный печатный текст.
Но на смену одномерному тексту, представленному в линейной форме, приходит
многомерный электронный гипертекст. Это указывает на вхождение в постгутенбергову
эру.

Как отмечают исследователи мультимедиа, специалистам в области цифровых технологий
придется пересматривать почти все, к чему они привыкли в своей прежней
практике, потому что любая информация может появляться где угодно и когда угодно.
Сугури Исизаки, преподаватель коммуникативного дизайна из университета
Карнеги-Меллона (Питсбург, штат Пенсильвания, США), утверждает: чтобы успеть
за непрерывно меняющейся действительностью, истинному художнику необходимо
вырабатывать все новые и новые приемы деятельности, переняв способность к импровизации
у танцоров и музыкантов. Не исключено, что завтра кто-то, проснувшись,
захочет читать накопившиеся за ночь почтовые сообщения, прогнозы погоды и биржевые
сводки на стене или на донышке чашки утреннего кофе (И.Гордиенко, <Сладость
снов вне офиса>).

Сеть не просто техническая система передачи информации, а промежуточное звено
между <миром вещей>, <миром информации и знаний> и <миром людей>. Не случайно
ряд культурологов говорит о книжной культуре в электронной среде, <культуре метаморфозы>
и трехуровневой модели культурной вселенной, построенной по степени
структурной сложности: вещь - информация - акт деятельности.

Очевидно, что сегодня самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного
профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области
технических, прежде всего компьютерных, и гуманитарных, управленческих технологий.
На стыках технологий рождаются новые профессии, рынки труда буквально
<взрываются>, появляются новые специальности, по которым еще не создано новых
программ и еще нет соответствующих средств обучения. Некоторые из них только
начинают проходить экспериментальную апробацию в научных лабораториях. Например,
программы e-learning, <гибриды> традиционного и виртуального обучения
и т.д.

Студент, включаясь в учебный процесс, где преподаватель использует инновационные
формы обучения (сетевые инициативы, мультимедийные ролики, электронные
учебные пособия, разноуровневое и модульное обучение), для решения учебных задач
начинает использовать наряду с традиционными и нетрадиционные формы обучения.
А значит, он становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем.
Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

Как показывает опыт кафедры виртуальных коммуникаций Московского государственного
университета культуры и искусств, привлечение студентов к проектам, связанным
с мультимедийными технологиями, способствует формированию у них не только умений
и навыков по освоению мультимедийных программ, но и на их основе - приобщению
к созидательной деятельности, созданию электронных ресурсов (рекламных роликов,
видеосюжетов, анимации и т.д.).

Ольга ШЛЫКОВА, зав. кафедрой виртуальных коммуникаций Московского государственного
университета культуры и искусств (МГУКИ)

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=12003

Выпуск листа на новом месте: 1589

Ответить   Sun, 18 Dec 2005 16:09:21 +0300 (#491372)